Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сказка как средство развития воображения детей младшего школьного возраста | Панова Елена Александровна. Работа №333889

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сказка как средство развития воображения детей младшего школьного возраста

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Она является богатейшим источником развития воображения ребёнка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи авторы, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. 

 

Сказка как средство развития воображения детей младшего школьного возраста

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Она является богатейшим источником развития воображения ребёнка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи авторы, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. [4]

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Дети школьного возраста радостью погружаются в воображаемый нереальный мир, активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Но при этом воспринимают все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир. Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и нереальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.

Слушая сказки, дети школьного возраста накапливают в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с учащимися размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить детей школьного возраста к жизни, сформировать важнейшие ценности». Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве.

Вся работа, как отмечает П.И. Яничев, проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду. [3]

Важно не дать ребенку готовый ответ, пишет З.А. Гриценко, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза. [4]

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. [4]

Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли детей в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко.

Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей: крестьян, ремесленников, простых тружеников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Первое впечатление долго сохраняется, помогая детям понять и оценить не только сказки, но другие литературные произведения. Характеризуя эту особенность детского восприятия, В.Г. Белинский писал, «...посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах привидениях, волшебствах.

 

 

Что это доказывает? - потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии». Сказки составляют для детей особый мир, который дети воспринимают активно. Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения и что он в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира овладения реальностью. В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает нормами родного языка, обогащает свои словарный запас. [5]

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А. Этого же мнения придерживается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности». Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость. Сказка привлекает ребенка красочность и яркостью своего мира, увлекательными приключениями, фантастическими образами. Все это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность.

Развивая воображение детей необходимо придерживаться следующих правил:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3.Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В школьном возрасте воображения выходит на первый план, следовательно, работа педагога должна осуществляться в направлении развития преимущественно творческого воображения. Сказка своим содержанием развивает потенциал детей, креативность. Она открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека, т.е. сказка несет в себе большой развивающий потенциал. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, успешно развивать творческий потенциал детей школьного возраста.

Воображение школьников выполняет две основных функции:

— познавательно-интеллектуальную функцию, которая помогает решать поставленные задачи, лучше узнавать мир и умение взаимодействовать с ним;

— аффективно-защитную функцию, которая выражается в защите слабой личности детей от слишком тяжелых душевных переживаний. Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К использованию сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А самое главное, сказка является своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, который познает окружающий мир. Существует много различных приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для творческого развития воображения. Среди них: «перевирание» сказки, то есть придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Сказка для ребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это — жизнь, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок. Сказка является удивительным по силе психологического воздействия средством работы с внутренним миром ребенка, мощным инструментом развития [2].

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние.

Сказка, рассказанная Пугачевым, представляет собою продукт воображения и, казалось бы, воображения, совершенно лишенного связи с реальностью. Разговаривающие ворон и орел могли представиться только в вымысле старой калмычки. Однако легко заметить, что в каком-то другом смысле это фантастическое построение исходит непосредственно из действительности и воздействует на эту действительность. Но только действительность это не внешняя, а внутренняя - мир мыслей, понятий и чувств самого человека. Про такие произведения говорят, что они сильны не внешней, но внутренней правдой. Легко заметить, что в образах ворона и орла. Пушкин представил два различных типа мысли и ними, два различных отношения к миру, и то, что нельзя было уяснить себе из холодного, сухого разговора - различие между точкой зрения обывателя и точкой зрения бунтаря - это различие с совершенной ясностью и с огромной силой чувства запечатлелось в сознании разговаривающего через сказку. проблему, и чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделала сказка своим образным и эмоциональным языком. Вот почему прав Пушкин, когда говорит, что стих может ударить по сердцам с неведомой силой, вот почему в другом стихотворении он же говорит о реальности эмоционального переживания, вызванного вымыслом: "Над вымыслом слезами, обольюсь». Стоит припомнить, какое действие на общественное сознание оказывает какое-нибудь художественное произведение, для того чтобы убедиться в том, что здесь воображение описывает такой же полный круг, как и когда, когда оно воплощается в материальное орудие. [3]

Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только науки, но и искусства, мобилизуя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. С использованием воображения в процессе обучения восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей, повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков. Воображение – значимый фактор, оказывающий влияние на формирование личности [1].

Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Необходимым условием развития воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Сказка может быть успешно использована в развитии воображения у детей.

 

Список используемой литературы

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:

Просвещение, 2006. – 36 стр.

В.Г. Белинский

«О детских книгах»

https://www.litres.ru/book/vissarion-belinskiy/o-detskih-knigah-2785195/

. Стр.6

Юрченко, Н. В. Развитие воображения у детей над сказкой / Н. В. Юрченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 443-446. — URL:

https://moluch.ru/archive/391/86247/

.

"Теоретическое обоснование работы над сказкой как средством развития воображения у младших школьников" URL:

https://studentopedia.ru/pedagogika/teoreticheskoe-obosnovanie-raboti-nad-skazkoj-kak-sredstvom-razvitiya-voobrazheniya-u-mladshih.html

.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс. 2020г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×