Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции | Несмеянова Марина Алексеевна. Работа №316568
Все знания о мире постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения. Особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в период введения ФГОС
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. «Если раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, то в настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной. Сегодня целью школьного обучения является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе», - отмечает М.Б. Бахтина.
Решению этой задачи способствует формирование у учащихся универсальных учебных действий, среди которых ведущей является коммуникативная компетенция учащихся.
Все знания о мире постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения. Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.
Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи.
Ключевой единицей курса русского языка в общеобразовательной школе становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
И.И.Срезневский считал, что цель изучения родного языка – овладение языком в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна.
Реализуя поставленную цель - формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом, - необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учеников;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу ребят с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом
отношении детей;
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры. Результативными, на мой взгляд, в этой работе являются следующие формы и методы работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Используя тексты-образцы классической литературы, мы приобщаем учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитываем бережное отношение к слову.
Работа с текстом любого типа речи начинается с его выразительного чтения, затем проводится словарная работа, определяется тема, идея, его тип и стиль, выразительные средства речи и их роль. Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся.
В своей деятельности я использую большое количество разнообразных форм её организации, например, такие, как:
синтаксическая пятиминутка;
лингвистические
загадки
;
«напиши по
образцу
»;
через дополнительное
(
творческое
)
задание к диктанту;
составление таблицы;
пересказ текста;
лингвистический анализ текста;
комплексный анализ текста;
создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (из заданий
ОГЭ,
ЕГЭ)
Работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся ведется на протяжении всей школьной жизни. Ученики читают и пересказывают лингвистические, художественные тексты, составляют таблицы, пишут сжатые и подробные изложения и сочинения.
И подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует целесообразной широкой работы с текстом на протяжении всего школьного курса, формирования навыка рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов. Необходимо формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. В связи с этим очень важно, особенно в старших классах, проводить многоаспектный анализ текста: композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т. д.); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов) ; типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Работая над формированием коммуникативной компетенции учащихся, надо, по словам Д. Лихачёва, научить своих учеников быть филологами, «то есть «любителями слова», т.к. слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её».