"Расскажем о космосе интересно" | Кузьмина Ольга Васильевна. Работа №269505
Автор: Кузьмина Ольга Васильевна
Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.
Расскажем о космосе интересно
Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями. Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения. Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.
Вступление
Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле. В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.
Солнце
Что рассказать:
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло. Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца. Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.
Наглядный материал:
Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.
Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.
Луна
Что рассказать:
Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние. Если серп в небе похож на букву С, то луна «старая», убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая. Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.
Наглядный материал:
Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.
Земля
Что рассказать:
Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.
Самое главное отличие Земли от других – наличие на ней жизни.
Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.
Наглядный материал:
Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.
Как летит ракета
Что рассказать:
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле «Восток – 1». Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
Наглядный материал:
Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу, и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим. В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
5 игр по теме
Игра «Что возьмем с собой в космос».
Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.
Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
Игра «Космический словарь».
Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.
Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.
Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
Игра «Скажи наоборот».
Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением – антонимы.
Например:
далекий –…
тесный –…
большой –…
подниматься –…
яркий –…
улетать –…
высокий –…
известный –…
включать –…
темный –…
Книги для детей на тему космоса:
«Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками», С. Андреев;
«Открываем космос»,
Мортон
Дженкинс;
«Профессор
Астрокот
и его путешествие в космос», Доминик
Воллиман
и Бен
Ньюман
;
«Увлекательная астрономия»,
Е.Качур
;
«Звезды и планеты. Энциклопедия для детей», Э.
Прати
;
«Необыкновенные приключения Пети в космосе», А. Иванов, В.
Мерзленко
.
Мультфильмы по теме:
Цикл мультфильмов «Дети и космос»;
Развивающий мультфильм «Планета Земля»;
Занимательные уроки
Саакаянца
«Астрономия для самых маленьких»;
«Тайна третьей планеты»;
«Незнайка на Луне»;
«Мартышки в космосе»;
«Свинка
Пепа
», серия «Путешествие на Луну»;
«Звездные собаки: Белка и стрелка»;
«Белка и Стрелка: лунные приключения»;
«
Эгон
и
Дончи
»;
«Лунная экспедиция Христофора
Кулламбуса
»;
«Том и Джерри: Полет на Марс»;
«Тайна красной планеты»;
«Планета 51»;
«Большое космическое приключение»;
«Планета ветра»;
«
Мухнем
на Луну»;
«
Валли
»;
«Планета сокровищ»;
«
Смешарики
:
пин
-код сборник».
Список используемой литературы:
Гонтарук
Т., «Я познаю мир», М., АСТ:
Транзиткнига
.
Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
Парамонов Ж., «Забавная астрономия для малышей».
ПорцевскийК.А
. «Моя первая книга о Космосе».