Разработка открытого урока по литературе на тему : "В.С.Высоцкий «Песня о друге» | Досметова Лобар Розметовна. Работа №209274
Автор: Досметова Лобар Розметовна
Данный урок направлен на развитие ценностей: дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).
Раздел долгосрочного плана:
6.3 Нравственный выбор человека
Школа: №104
Дата: 1.03.2019
ФИО учителя: Досметова Л.Р.
Класс: 6 «А»
Количество присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
В.С.Высоцкий «Песня о друге»
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
6.2.2.1 – определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы.
Цели урока
Учащиеся могут:
формулировать тему и основную мысль стихотворения;
сопоставить два произведения с общей тематикой и определить их идейное содержание;
выражать свое мнение о героях и событиях;
использовать цитаты для аргументации.
Критерии оценивания
– выделяет ключевые слова в каждой стихотворной строфе;
– определяет основную мысль стихотворения;
– сопоставляет произведения с общей тематикой;
– называет черты сходства в их идейном содержании;
– выражает свое мнение об увиденном и прочитанном.
Привитие ценностей
Данный урок направлен на развитие ценностей: дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся).
Межпредметные связи
Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов. Связь с изобразительным искусством: учащиеся могут рассмотреть репродукции с картин/иллюстрации, отражающие образы героев; связь с музыкой.
Предварительные знания
На предыдущих уроках в 6-м классе учащиеся уже рассматривали жанровые особенности лирических произведений, поэтому смогут назвать характерные признаки стихотворения как жанра лирики; выделить ключевые слова в стихотворных строфах и сформулировать идею стихотворения. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через парную и групповую работу, в процессе которой учащиеся определяют тематическое и идейное своеобразие стихотворения В.С. Высоцкого «Песня о друге».
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
0-2
2-4
I. 1 марта – День благодарности. С целью создания благожелательной, дружеской атмосферы на уроке учитель просит учащихся встать в круг, учащиеся говорят друг другу слова благодарности. Далее учитель тоже говорит слова благодарности ученикам и присутствующим гостям.
2 . Вызов. Представьте, что вы посетили выставку художественной фотографии.
Как бы вы назвали стенд, на котором помещены следующие фотографии? Почему?
Выслушав ответы, учитель предлагает учащимся высказать предположения о теме урока.
Презентация (слайд 1)
Начало урока
4-5
3. Мозговой штурм «Кто быстрее». С целью активизации учащихся, создания благоприятной дружеской атмосферы на уроке учитель просит учащихся:
подобрать слова к «Цветку дружбы», ответив на вопрос: «Что должен делать настоящий друг?»
Целеполагание. Учитель сообщает тему урока и цель обучения; совместно с учащимися определяются цели урока.
4. «Собрать рюкзак альпиниста».
Презентация (слайды 1-2)
Презентация (слайды 3-5)
Середина урока
5-6
7-10
10-11
12-16
17-23
5. Можете ли вы привести примеры из произведений литературы, других видов искусств (кино, театр, живопись) или реальной жизни, героев которых связывала настоящая дружба
6. Прием «Первое впечатление». Учитель предлагает ученикам посмотреть фрагмент из фильма «Вертикаль» и выразить свое первое впечатление об увиденном и услышанном.
https://www.youtube.com/watch?v=PWMWceeQ2yI
В качестве поддержки учитель может предложить слова и словосочетания: мне понравилось/не понравилось…, меня удивило…, я не мог себе представить…, когда я слушал эту песню…; в этом фрагменте показаны … и др.
По желанию несколько учащихся выступят с рассказом о своем первом впечатлении о произведении.
Затем ученики ответят на вопрос:
Что вам известно об исполнителе песни, В.С. Высоцком?
7. Работа с материалами презентации. Учащиеся работают с презентацией. После ознакомления с материалом учитель организует беседу:
Какие факты из жизни В.С. Высоцкого показались вам наиболее интересными?
Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучиться и думать.
Как вы понимаете смысл этих
стихотворных строк?
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а – так..
Представители нескольких пар озвучат результаты обсуждения.
8. Работа в группах. Задания дифференцированы по уровню сложности.
Задание для 1-ой группы
1. Прочитайте произведение В.С. Высоцкого «Песня о друге».
2. Выпишите ключевые слова из каждой строфы.
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль произведения.
Задание для 2-ой группы
1. Выпишите строки из текста, в которых наиболее ярко раскрывается основная мысль стихотворения.
2. Составьте синквейн на тему «Настоящий друг».
Задание для 3-ой группы
Сравните рассказ о происшествии в горах и стихотворение В.С. Высоцкого «Песня о друге», опираясь на вопросный план.
Вопросный план.
1. Какие темы поднимают авторы в своих произведениях?
2. Как бы вы сформулировали основную мысль каждого произведения?
Задание для 4-ой группы
3. В каких строках, на ваш взгляд, наиболее ярко раскрывается смысл каждого произведения?
4. Каково ваше отношение к героям рассказа и стихотворения?
Результаты сопоставительного анализа отразите в таблице.
ФО По завершении работы учащиеся организовывают презентацию своих работ.
Обратную связь дает учитель.
Критерий оценивания – определяет основную мысль произведения.
Дескрипторы для 1-ой группы:
– выбирает ключевые слова каждой строфы;
– определяет основную мысль стихотворения;
– уместно использует цитаты;
– составляет синквейн.
Дескрипторы для 2-ой группы:
– называет тему прозаического и стихотворного текстов;
– определяет основную мысль каждого текста;
– характеризует героев
– уместно использует цитаты для аргументации выводов;
– выражает свое отношение к героям рассказа и стихотворения;
– составляет сопоставительную таблицу.
Приложение 1
Видеоролик
Приложение 2
Презентация (слайды 4-11)
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Середина урока
24-30
9. «Лаборатория лексикологов». Работа в группах. Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек; проводят лингвистический анализ стихотворения с целью характеристики героев и выявления авторского отношения к ним.
Задание
1 группа
1. Выпишите из текста стихотворения «Песня о друге» все части речи (глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, междометия), при помощи которых поэт создает образ 1-го героя («друг оказался вдруг»).
2. Обсудите, какие черты характера героя автор подразумевает под словами «а так», «не ах», «таких», «чужой».
2 группа
1. Подумайте:
а) какие качества личности раскрывает автор, используя глаголы «сник», «раскис», «оступился»;
б) какой поступок героя автор передает с помощью отглагольного существительного «в крик».
2. Какими прилагательными с оценочными значениями можно охарактеризовать этого героя?
3 группа
1. Как относится ко второму герою автор? Аргументируйте свой вывод с точки зрения исследователя-лексиколога.
2. Выпишите прилагательные, глаголы, при помощи которых поэт характеризует 2-го героя.
4 группа
1. Как относится ко второму герою автор? Аргументируйте свой вывод с точки зрения исследователя-лексиколога.
2. Заполните графы таблицы «Цитата + комментарий» и защитите ее перед одноклассниками.
ФО Презентация таблиц.
Взаимооценивание. Прием «Автобусная остановка» (или «Плюс – минус – интересно»).
Критерии оценивания:
– характеризует героев произведения;
– определяет отношение автора к героям.
Дескрипторы:
– дает характеристику героев, используя оценочную лексику;
– называет части речи, при помощи которых выявляется авторское отношение к героям;
– формулирует вывод об отношении автора к героям:
– приводит цитаты из стихотворения «Песня о друге» в качестве аргументов;
– создает таблицу «Цитата + комментарий».
– называет образы-антитезы в стихотворении;
– определяет роль антитезы в создании образов;
– приводит цитаты в качестве аргументов.
Приложение 1
Презентация (слайды 5-10)
Приложения 2-3
Презентация (слайд 11)
Середина урока
30-35
10. Стадия осмысления
Задание
Просмотрите мультфильм «Друзья в походе». Из мультфильма выпишите плохие и хорошие черты героев.
Предполагаемые вопросы:
- О чем песня?
- Кто из героев понравился вам больше и почему?
- Как мы должны относиться к друзьям?
- Если в нашей жизни возникнет сложная ситуация, как нам легче с ней справиться?
Оценивание (Ф). Взаимооценивание, комментарии одноклассника
Задание
Определите сходства и различия «Песни о друге» В.Высоцкого и басни «Друзья в походе» С.Михалкова. Заполните диаграмму Венна по предоставленному плану:
Тема произведений
Идея произведений
Вид искусства
Образы лирических героев (сравнение)
Сюжет или мотив
Лексика
Изобразительные средства
Различие художественных миров
Составление диаграммы Венна
Оценивание (Ф). Взаимооценивание, оценивание учителем
Дифференциация по уровню сложности
Некоторым ученикам предлагается уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.
https://www.youtube.com/watch?v=3QfyxhUvHwo мультфильм «Друзья в походе»
http://yavix.ru/%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B7%D1%8C%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5%20%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F Басня Друзья в походе. С.Михалков
http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/vysockij/analiz_pesni_o_druge_v_vysockogo/44-1-0-2851
анализ Песни о друге. В.Высоцкий
Конец урока
36-38
39-40
11. Рефлексия. «Лесенка успеха».
12Домашнее задание. Эссе-рассуждение «Какие нравственные уроки я извлек из «Песни о друге»
13. «Цветок дружбы» (из рук, вырезанных из цветной бумаги)
Презентация (слайд 10)
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке.
На всех этапах осмысления темы осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. Все задания оцениваются по критериям.
Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время представления результатов групповой работы – синквейнов, сопоставительных таблиц.