«Разработка содержательного раздела ООП ДО части формируемой участниками образовательных отношений с учетом регионального компонента» ☼
Автор: Симбирякова Ирина Олеговна
Доклад «Разработка содержательного раздела ООП ДО части формируемой участниками образовательных отношений с учетом регионального компонента»
В соответствии с утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») данный документ является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования.
Обязательным условием для реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является наличие в учреждении или организации образовательной программы дошкольного образования. Такая Программа, в соответствии с п. 2.5 ФГОС ДО, «разрабатывается и утверждается учреждением самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ».
ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы ДО определяют содержание содержательного раздела части формируемой участниками образовательных отношений с учетом регионального компонента, направленное на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Свобода выбора регионального содержания дает возможность отражать специфику культуры России, Красноярского края путем выделения комплекса особенностей культуры региона и связи его с общенациональной культурой.
Для разработки вариативной части основной образовательной программы в дошкольном учреждении была создана рабочая группа из компетентных педагогов и специалистов, владеющих знаниями о культуре, истории, природе, этнографических особенностях региона, местных ремесел, настоящего и будущего Красноярского края, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Перед разработчиками группы стояла цель освоение регионального компонента через реализацию системно-деятельностного подхода, когда дети дошкольного возраста приобщаются к историческим и духовным ценностям родного края, формируя уважение к культурным и национальным традициям Таймыра, развивая патриотическое воспитание любви к своей «малой» Родине.
В процессе разработки данного раздела взят за основу подобранный и систематизированный материал:
1. Проект «Таймырский калейдоскоп – юным северянам», представленный в рамках благотворительной программы «Мир новых возможностей ОАО «ГМК «Норильский никель» 2014г.
2. Многолетний опыт работы воспитателя ДОУ Шутиной Е.Л. по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой района Кайеркан» (конспекты праздников, развлечений, методические рекомендации, проекты «Самый северный город земли», «Мой край родной», и т. д.).
3. Учебно-методические рекомендации «Ознакомление с Таймыром», авторы Н.И. Князева, Н.И. Теплорадова.
4. РППС оформленная педагогами ДОУ, познавательно-развивающие центры «Наша страна Россия», «Город, в котором мы живем», «Профессии большого Норильска», позволяющие формировать представления об основных функциях государственной символики страны, города. Способствующие расширению знаний воспитанников ДОУ о родном городе и его достопримечательностях, специфических видах труда жителей города. «Таймырский калейдоскоп» помогает детям окунуться в мир флоры и фауны северного края, познакомиться с их особенностями.
Далее определены направления по развитию нравственно-этических норм и воспитания патриотизма через:
- формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;
- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Таймыра);
- формирование общих представлений о своеобразии природы Таймыра, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Таймыра.
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей:
- с геральдикой района, города, края, страны (гербом, флагом), в котором живем;
- историческими, географическими данными: история комбината, города, Таймыра;
- с природой Таймыра (географические, климатические особенности);
- животным миром Таймыра (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.
- растительным миром Таймыра (деревья, кустарники, травы, грибы и др.).
- культурой и бытом народов Таймыра (быт, национальные праздники, игры);
- произведениями устного народного творчества коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймыра: сказки, народные игры, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, и другие).
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента организуется с помощью современных форм организации детских видов деятельности (экскурсии, беседы, КВН, музыкально-литературные вечера, продуктивная деятельность, досуги-путешествия, выставки творческих работ детей и родителей и т.д). Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность), через интеграцию различных образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие» направлено на ознакомление с коренными народами Таймыра, их культурой и традициями; основами толерантности и уважения к другим культурам, с профессиями людей, живущих в Норильске, воспитание патриотизма к родному городу, краю.
- «Познавательное развитие» представляет историческое прошлое и настоящее родного края (достопримечательности, памятники города, его первооткрыватели); природу, растительный и животный мир Таймыра.
- «Художественно – эстетическое развитие». Знакомство с произведениями устного народного творчества, музыкой, танцами, промыслами и умельцами народов Таймыра, а также предметами их творчества, с особенностью природы, растительного и животного мира Таймыра.
- «Физическое развитие» - это яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников народов Севера.
С воспитанниками дошкольного возраста (3-5 лет) деятельность осуществляется на основе примерного перспективного плана работы, разработанного педагогами ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, отобран наиболее актуальный объем материала, обогащающий детские представления о Родном крае.
Дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками и их профессиями, углубляют представления детей о семье и ее членах. Знакомятся с родным городом, достопримечательностями, объектами социальной сферы.
Воспитанники получают общие сведения о месте проживания - Север, Таймыр, начинается знакомство с погодно - климатическими особенностями, с народностями, населяющими Таймыр; их национальной одеждой, традиционными занятиями (оленеводство, охота, рыболовство), с северным фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.
Дети знакомятся с растениями тундры, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения.
Продолжается знакомство с животным миром тундры, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц.
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) содержание работы по ознакомлению с родным краем усложняется. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями городов Норильск, Кайеркан, Талнах, Оганер, Дудинка его прошлым и настоящим, их достопримечательностями, геральдикой, климатическими особенностями.
Воспитанники получают сведения об истории возникновения и развития Норильского Комбината, деятельности горнометаллургической компании, полезных ископаемых, продукции комбината, рабочих профессиях, охране окружающей среды.
Большая работа проводится по ознакомлению детей с народностями Севера, бытом, традициями, условиями проживания.
Много внимания уделяется знакомству с фольклором народов Севера (сказки, легенды, пословицы, загадки), с праздниками, народными национальными играми; традиционными домашними занятиями (плетение, вышивка, резьба по дереву, кости).
Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Таймыра, условиями произрастания растений в условиях крайнего севера, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой».
Завершающим этапом разработчиков группы было определение целевых ориентиров направленных на выявление знаний воспитанников по региональному компоненту в соответствии с возрастными особенностями, по разделам: родной город, растительный мир, животный мир Таймыра, культура коренных народов Таймыра.
В заключение хотелось бы отметить, что включение регионального компонента в образовательный процесс, позволит детям активно, эмоционально, с желанием и собственно с детской инициативой познать традиции и особенности культуры своего города; проявить искренне заинтересованное внимание к культуре, природе родного края, людям, которые живут рядом на Крайнем Севере.
А разработчикам содержательного раздела ООП ДО части формируемой участниками образовательных отношений с учетом регионального компонента» учитывать следующие педагогические условия:
· Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
· РППС в ДОУ
· Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
· Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
· Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Симбирякова Ирина Олеговна
заместитель заведующего по УВ и МР
МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка»
Ознакомление с Таймыром: учебно-методические рекомендации. Н.И. Князева, Н.И. Теплорадова.- Красноярск: издательство «Буква Статейнова», 2014. – 224с.