Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие эстетической активности младших школьников во внеурочной деятельности | Грабовская Юлия Викторовна. Работа №334370

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрываются педагогические условия развития эстетической активности младших школьников во внеурочной деятельности. Целью работы является выявление специфики развития эстетической активности младших школьников во внеурочной деятельности, роли данного процесса в воспитании гармоничной личности ребенка в условиях социально-экономических изменений, происходящих в обществе и системе образования.

Ключевые слова: эстетическая активность, младший школьный возраст, педагогические условия, внеурочная деятельность.

 

Педагогические условия развития эстетической активности младших школьников во внеурочной деятельности

Аннотация. В статье раскрываются педагогические условия развития эстетической активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: эстетическая активность, младший школьный возраст, педагогические условия, внеурочная деятельность.

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в системе образования, диктуют введение новых подходов и технологий развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» одним из наиболее перспективных путей совершенствования образования является «формирование и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях». В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), принятом 6 октября 2009 года, акцентируется внимание на «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств». Одним из основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в 2015 году, является: «развитие форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры». В связи с этим на первый план выступает формирование у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, эстетической активности, которая является важной и существенной частью эстетического воспитания личности. Представляя собой необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей действительности, эстетическая активность содействует формированию эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора, раскрывает важные процессы внутреннего духовного мира обучающегося. Формирование эстетической активности обучающихся начальной школы осуществляется при помощи использования различных средств, форм, важнейшей из которых является внеурочная деятельность.

На необходимость формирования эстетической активности указывают многие исследователи: С.П. Баранов, П.П. Блонский, A.B. Брушлинский, А.И. Буров, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, А.Ж. Овчинников, Ю.С. Поршнев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонова, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов, П.М. Якобсон и др.

Эстетическая активность теснейшим образом связана с интеллектуальной, трудовой и социальной активностью. Вместе с тем она имеет свои признаки, обусловленные спецификой искусства (рис.1). Высший показатель эстетической активности – способность к творчеству. Задача школы – воспитать у учащихся любовь к прекрасному, готовность психологически и практически участвовать в создании красоты, умение воспринимать окружающее средствами эстетики.

Рис.1. Признаки эстетической активности.

Эстетическая активность – это необходимое эмоциональное, одухотворяющее начало в отношении личности к окружающей действительности с целью ее эстетического познания и преобразования по законам красоты.

Наличие определенного уровня сформированности эстетической активности позволяет младшим школьникам приобщаться к основам эстетических знаний, расширять свой кругозор. У детей младшего школьного возраста эстетические представления могут быть сформированы в процессе изучения, как учебного предмета, так и во время внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это «целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность, проводимая в свободное от уроков время с целью формирования у детей потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участие в содержательном досуге».

Далее рассмотрим педагогические условия необходимые для развития эстетической активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Первое педагогическое условие – создание эстетически развитой насыщенной среды, «способствующей развитию эстетических представлений; наличие программы внеурочной деятельности, направленной на развитие эстетических представлений младших школьников; инициирование самостоятельной художественной деятельности ребенка; использование возможностей полихудожественного подхода к организации внеурочной деятельности». Эстетическая среда образовательной организации – это «педагогически организованная микросреда, которая располагает высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой эстетического развития, способствует творческой мотивации ребенка». Школьник, находясь постоянно в художественно-эстетической обстановке, постепенно развивает в своей душе потребность в красоте, учится ценить «прекрасное» в искусстве и в жизни, вырабатывает тонкий вкус.

Внеурочные программы эстетического развития младших школьников должны быть направлены на «формирование эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения; на выработку умений видеть, понимать и чувствовать красоту природы и окружающего мира; воспитывать эстетический вкус, потребность в познании прекрасного». При разработке данных программ педагоги должны учитывать возрастные особенности детей.

В процессе внеурочной деятельности педагоги должны поддерживать творческое самовыражение младших школьников, стремление их к импровизации, экспериментированию с художественными материалами, придумыванию композиций, освоению новых творческих техник и методов и средств. Работа по развитию эстетической активности должна проходить в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, художественному конструированию, пению, выразительным движениям, развитию словесного творчества. По мнению Е.Ф. Цагараева, именно «благодаря объединению различных видов искусств развивается «полифоническое воображение».

Еще одним педагогическим условием развития эстетической активности детей младшего школьного возраста является «необходимость предоставлять обучающимся возможность как можно чаще выражать свое эмоциональное состояние, настроение, свои чувства и переживания словами, т.е. давать своему впечатлению определенное словесное выражение». Для формирования у обучающихся правильной личностной оценки о красоте, о «прекрасном», педагогу следует проводить доверительные беседы о пережитых эмоциях и впечатлениях детей. В процессе таких обсуждений педагог может поделиться своими впечатлениями, своими чувствами, своим жизненным опытом. Также сами школьники могут рассказать истории из своей жизни, которые произвели на них сильное впечатление (например, о прогулке с родителями по парку, посещении музея и т.д.).

Важным педагогическим условием развития эстетической активности являются способы и методы подачи материала, которые должны подаваться в понятной, доступной форме, с использованием современного наглядного материала. В последнее время для этой цели педагоги все чаще стали использовать информационные ресурсы, средства информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайды, интерактивную доску и др.).

Немаловажным условием эстетического развития младшего школьника выступает «умение педагога оказать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка через создание эмоционально-комфортной атмосферы на занятиях в процессе внеурочной деятельности».

Далее хочется отметить организацию коллективной творческой деятельности, как педагогического условия для развития эстетической активности младших школьников. Именно в коллективной, особенно в творческой деятельности, происходит общение ребенка с другими детьми, с объектами окружающей действительности. Это способствует «формированию у школьников представлений об этом мире, накоплению знаний о нем, развитию умений, навыков, способностей, выработке критериев оценки жизненных явлений, которые смогут помочь ему должным образом оценить все окружающее и вступить с ним в определенные взаимоотношения».

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили и описали ряд важнейших педагогических условий развития эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности:

– создание эстетически развитой насыщенной образовательной среды;

– учет возрастных особенностей младших школьников при разработке и проведении занятий;

– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов;

– вариативность форм и методов внеурочной деятельности;

– применение современных способов и методов подачи материала;

– создание эмоционально-комфортной атмосферы;

– организация коллективной творческой деятельности.

Создание педагогических условий для организации внеурочной эстетической деятельности детей – одна из актуальных задач педагогов.

 

Список литературы:

1. Беляева, А.А. Эстетика [Текст]: словарь / под общ. ред. A.A. Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

2. Буров, А.И. Эстетическое воспитание школьников [Текст]/ А.И. Буров, Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1974. – 304 с.

3. Буткевич, В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей групп продленного дня, организаторов внекл. работы, 66 руководителей кружков и студий народного творчества / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: Пачатковая школа, 2014. – 144 с.

4. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников [Текст]: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений / О.П. Котикова. – Минск, 2011. – 192 с.

5. Куломаева, В.В. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / В.В. Куломаева // Вестник научных конференций. – 2015. – №4. – С. 95-98.

6. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / В.О. Кутьев. – М.: Просвещение, 2002. – 218 с.

7. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×