Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие гибкости мышления в процессе решения альтернативных задач. | Лина Алексеевна Винникова. Работа №240100

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лина Алексеевна Винникова
Гибкость мышления выражается в свободе мысли при использовании приёмов и способов решения задач. Ученик, отличающийся гибкостью ума, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи. Поэтому в обучении математике весьма важно развивать у учащихся гибкость мышления. Лишь тогда учитель добьётся глубокого усвоения понятий, когда, развивая алгоритмическое мышление, будет активно обучать учеников гибкости мышления, которое развивает у ребят нестандартный подход к решению задач, будит их воображение и вызывает интерес к изучению математики. Скорость и гибкость мышления, формируемые при этом, развивают логику мысли.

Для развития гибкости мышления  в процессе решения задач предлагаются упражнения:

1) Решение задач, имеющие несколько способов решения;

2) Решение  и составление задач, обратных данной;

3) Решение задач обратным ходом;

4) Решение задач с альтернативным условием.

 

Винникова Л. А.

 

Развитие гибкости мышления в процессе решения альтернативных задач.

Ведущими показателями математических способностей являются: лёгкий переход от прямого к образному ходу мыслей, умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Гибкость мышления выражается в свободе мысли при использовании приёмов и способов решения задач. Ученик, отличающийся гибкостью ума, умеет в случае необходимости быстро переключаться с одного способа решения задачи на другой, разнообразить попытки решения и вследствие этого быстрее находит новые пути решения задачи. Поэтому в обучении математике весьма важно развивать у учащихся гибкость мышления. Лишь тогда учитель добьётся глубокого усвоения понятий, когда, развивая алгоритмическое мышление, будет активно обучать учеников гибкости мышления, которое развивает у ребят нестандартный подход к решению задач, будит их воображение и вызывает интерес к изучению математики. Скорость и гибкость мышления, формируемые при этом, развивают логику мысли.

Для развития гибкости мышления в процессе решения задач предлагаются упражнения:

1) Решение задач, имеющие несколько способов решения;

2) Решение и составление задач, обратных данной;

3) Решение задач обратным ходом;

4) Решение задач с альтернативным условием.

Рассмотрим, как развивается гибкость мышления в процессе решения задач с альтернативным условием. Это задачи, в ходе решения которых необходимо рассматривать несколько возможных вариантов условия, а ответ находится после того, как все возможные варианты будут исследованы.

Приведём пример такой задачи (Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. Моя Математика: Учебник для 3-го класса.):

Задача: Разница в росте Тома и Гека составляет 4 см. Рост Тома 1м 25см. Какого роста может быть Гек?

Понятно, что в этой задаче есть два варианта условия: Гек может быть выше Тома на 4 см и Гек может быть ниже Тома на 4см, соответственно и решение такой задачи имеет два варианта.

В этом задании знакомим детей с задачей с альтернативным условием и особенностями её решения. Необходимость появление этих задач обусловлена тем, что такие задачи дают возможность:

организовать более глубокую работу по анализу текста;

поработать на одном тексте с несколькими вариантами одной и той же математической модели, а значит, дают дополнительные возможности формировать такие предметные умения, как решение задач;

 работа с такими задачами даёт возможность развития вариативности и креативности мышления детей.

Рассмотрим план разбора задачи с альтернативным условием (Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»:

Задача: Для постройки дворца Василиса использовала 15 коричневых шлакоблоков и 12 синих. Шесть шлакоблоков одного цвета ей не понадобились. Сколько коричневых и сколько синих шлакоблоков использовала Василиса?

Работа с текстом идёт по частям.

План работы:

1. Читаем условия задачи.
2. Словарная работа: шлакоблоки.
3. Даём возможность детям попробовать решить задачу.
4. Читаем поочерёдно рассуждения каждого персонажа и решение записываем на доске.

Первая Василиса рассуждала так: «Может не понадобятся 6 коричневых шлакоблоков»

15 – 6 = 9 (шл.) осталось коричневых.

Тогда могло быть использовано 9 коричневых  и 12 синих шлакоблоков.

Ответ: 9 коричневых и 12 синих шлакоблоков использовала Василиса.

Вторая Василиса: «Не понадобились  6 синих шлакоблоков»

12 – 6 = 6 (шл.) осталось синих

Ответ: 15 коричневых и 6 синих шлакоблоков использовала Василиса.

Тогда могло быть использовано 9 коричневых шлакоблоков и 12 синих шлакоблоков.

Ответ: Василиса использовала 9 коричневых и 12 синих шлакоблоков или 15 коричневых и 6 синих шлакоблоков.

5. Сравниваем решения ещё раз, с опорой на запись, проговариваем, как понял условие задачи каждый из персонажей.

Вывод: есть такие задачи, решить которые можно, только рассмотрев все возможные варианты условия.

Можно предложить решить задачу и выбрать верный вариант ответа:

Задача: В магазине продаётся сок только в литровых или двухлитровых пакетах. Вова купил два одинаковых пакета сока. Сколько литров сока он купил?

Назовите верное решение а) 4л; б) 3 л; в) 2 л; г) 4 л или 2 л.

План работы:

1. Читаем текст.
2. Выделяем в условии слова только в литровых или двухлитровых пакетах.
3. Рассматриваем все возможные варианты условия:

а) Вова купил два одинаковых пакета сока объёмом по 1л;
б) Вова купил два одинаковых пакета сока объёмом по 2л.

4. Рассматриваем готовые ответы, данные в дополнительном задании и выбираем ответ.

Можно предложить задачи для решения учащимся разного уровня развития математических способностей:

1 уровень

Задача: Катя вырезала 16 белых снежинок и 18 голубых. 6 снежинок одного цвета она отдала Пете. Сколько белых и сколько голубых снежинок осталось у Кати?

2 уровень.

Задача: Катя вырезала 16 белых снежинок и 18 голубых. 6 снежинок она отдала Пете. Сколько белых и сколько голубых снежинок осталось у Кати?

Задачи с альтернативным условием учат детей более глубоко и осознанно анализировать текст задачи, эффективно формируют умение осуществлять систематический и целенаправленный перебор вариантов и способствуют развитию гибкости мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×