РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК И ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ ☼
Автор: Хорошаева Ольга Анатольевна
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК И ПРИЕМОВ
РИСОВАНИЯ
Хорошаева Ольга Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ «ДСОВ «Северяночка»
Важнейшей
характеристикой личности, показателем ее сформированности является система
интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости
интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития
личности.
Актуальность проблемы и темы
исследования связана
с тем, что на современном этапе
расширение круга интересов детей дошкольного возраста является социальным
заказом общества системе дошкольного образования.
В ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие», содержание которой направлено на формирование интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности
детей в самовыражении через развитие продуктивных видов деятельности [фго]. Интересы в становлении
личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях
становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости,
в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Развитие
интереса к изобразительной деятельности способствует развитию творческой
активности, обеспечивает успешную социальную адаптацию и социализацию в
современном социокультурном пространстве.
Интерес
– это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий
действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию.
Э. А.
Баранова считает, что «если дети оценивают предлагаемое им содержание как
«неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности,
поскольку становится неважным, незначимым для них» [1, с. 24]. Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно заметно его влияние в дошкольном возрасте. В этот
период ребенок в своей повседневной деятельности руководствуется именно интересом: «интересно» или «неинтересно» - вот два критерия, по которым можно судить об отношении дошкольника к фактам, предметам и явлениям окружающего мира.
Л. И.
Божович подчеркивает, что благотворное влияние на продуктивность деятельности
делает интерес особо ценным в педагогическом отношении. Он положительно влияет
не только на процесс и результат деятельности, но и «на протекание психических
процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи, которые
под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и
направленность. Интерес направляет познавательную деятельность детей, особенно
заметно его влияние в дошкольном возрасте» [2, с. 43].
Интерес
служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к
различным видам продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию).
Художественно-эстетическое
развитие детей дошкольного возраста нацелена на общее развитие ребенка как в
эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и
интеллектуальном. Эта цель успешно решается в изобразительной деятельности, которая как вид продуктивной
деятельности, наряду с игровой, является ведущей в дошкольном возрасте.
По мнению Г.С. Швайко, изобразительная деятельность
– это «специфическое образное познание действительности, посредством которого
ребенок дошкольного возраста получает свои первые художественные впечатления,
приобщается к искусству, овладевает разными видами художественной деятельности,
среди которых большое место занимает рисование» [8, с. 41]. По определению Л.С.
Галанова, «изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме
конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов» [3, с. 7]. Для
старшего дошкольника образно отразить действительность – это значит передать
характерные свойства предметов, явлений, их форму, величину, цвет, положение в
пространстве. В рисунке, лепке, аппликации ребенок воспроизводит то, что
заинтересовало его.
Овладение изобразительной деятельностью невозможно без
развития интереса к этому виду продуктивной деятельности.
Развитие
интереса у дошкольников к изобразительной деятельности, по Э. А. Барановой, –
это «целенаправленный и организованный педагогом процесс перехода от
любопытства к любознательности, а затем – к интересу как устойчивой
познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемой
на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка»
[1, с. 26].
Одним из средств развития интереса к изобразительной
деятельности являются нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные техники рисования – это «способы
использования тех или иных материалов, инструментов и приспособлений в
соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями, совокупность
приемов применяемых в рисовании, а также умение использовать художественные
возможности этих материалов» [4, с. 6]. Нетрадиционное рисование
предусматривает рисование разными, необычными «инструментами». Это могут быть,
например, пальцы рук, сами руки, стопы ног, штампики разной формы, поролон,
воск, нитки, клей, щётки и многое другое. Поэтому в нетрадиционном рисовании
дети осваивают разные способы действий работы с разными материалами и
инструментами.
По
мнению Г.Н. Давыдовой, используя нетрадиционные техники рисования, ребенок
«учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности.
Однако, в отличие от традиционного рисования, у него формируются новые,
оригинальные образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть
их типичные и индивидуальные признаки, т.е. нетрадиционное рисование выступает
своеобразным способом познания действительности» [4, с. 10].
Нетрадиционные
техники и приемы рисования способствуют развитию у дошкольников интереса к
изобразительной деятельности прежде всего благодаря своей занимательности.
Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а
глубокий, устойчивый интерес, который способствует развитию творчества детей.
Цель использования нетрадиционных техник рисования – «создать у детей
устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление
выразить свое отношение, настроение в образе» [5, с. 198].
Важно,
чтобы педагог сам хорошо владел различными техниками нетрадиционного рисования.
При этом изобразительный материал может быть одним и тем же – например,
гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску
с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в
технике рисования чернильными кляксами, монотипией, диатипией, в пальцевой
технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.
Развитие
интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста необходимо
проводить на диагностической основе.
На основе рекомендаций Э.А.Барановой [1] нами были определены критерии и показатели развития интереса к изобразительной
деятельности у детей
старшего дошкольного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели развития интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
1. Устойчивость интереса | Выбор изобразительной деятельности из всех видов деятельности; |
2. | Стремление |
Мотивирование своего выбора | |
3. | Активное участие по |
Стремление дорисовать до |
Для определения уровней развития интереса к изобразительной
деятельности у детей использовались 3 метода:
1) экспериментальная ситуация по выбору той
деятельности, которая является самой интересной для ребенка, и беседа;
2) наблюдение за тем, интересуется ли ребенок картинами
и рисунками художников;
3) творческое задание на выполнение рисунка
нетрадиционной техникой рисования.
Результаты исходной
диагностики показали, что интерес к изобразительной деятельности у старших
дошкольников недостаточно высокий. Низкий уровень интереса имеется у 55% детей,
средний – у 35% детей, высокий – у 10% детей. Большинство дошкольников не выбирают среди других видов деятельности изобразительную
деятельность как самую интересную для себя, они предпочитают заниматься другими видами деятельности (игровой,
трудовой, чтением и рассматриванием иллюстраций). У этих детей нет
положительного отношения к изобразительной деятельности, нет стремления длительно рассматривать картины,
рисунки, выявлять их свойства и особенности. У этих детей не развиты мотивы для
занятия изобразительной деятельностью. Дети не проявляют активности в изобразительной деятельности, не дорисовывают
свои рисунки.
Для корректировки выявленных недостатков в развитии
интереса старших дошкольников к изобразительной деятельности нами была
разработана педагогическая технология, ее цель – развитие интереса детей к
изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования.
Работа с детьми велась поэтапно.
На первом этапе технологии педагог в
совместной деятельности знакомил детей с нетрадиционными техниками рисования,
рассказывал о каждой технике, демонстрировал этапы рисования и т.д. Для детей
проведена выставка работ взрослых (родителей и педагогов детского сада),
выполненных в нетрадиционных техниках рисования.
Цель второго этапа – развитие
осознанности и устойчивости интереса к изобразительной деятельности на основе овладение
детьми техниками нетрадиционного рисования.
Работа с детьми велась по плану.
Тематическое
планирование ООД по ИЗО с
использованием нетрадиционных техник рисования. Старшая группа
Срок | Тема ООД по ИЗО | Виды нетрадиционных техник рисования | Кол-во часов |
1ый этап. Ознакомительный. Ознакомление с техниками нетрадиционного | 1 | ||
Сентябрь | 1. Ознакомление | По |
1 |
2ой этап. Деятельностный. Овладение техниками нетрадиционного | 7 | ||
Октябрь | 2.Дары осени | Рисование пальчиками | 1 |
Ноябрь | 3. | Техника «тыка» или | 1 |
Ноябрь | 4. | Рисование угольками | 1 |
Декабрь | 5. | Рисование штрихом, по | 1 |
Январь | 6. | По | 1 |
Февраль | 7. | Рисование мятой бумагой, | 1 |
Февраль | 8. | Веревочные рисунки, | 1 |
3ий этап. Самостоятельная деятельность детей. Закрепление техник | 3 | ||
Март | 9. | Рисование пластилином | 1 |
Апрель | 10. | По выбору детей | 1 |
Май | 11. | По выбору детей | 1 |
Всего | 11 |
Интеграция
позволила нам сочетать различные виды деятельности детей (изобразительную,
музыкальную, театрализованную).Так, например, ООД по теме «Путешествие по
временам года» было построено на сочетании ознакомления с окружающим, музыки и
изобразительной деятельности. Дети с увлечением рассматривали пейзажи,
высказывались по поводу увиденного, а затем отражали свои впечатления в танце и
изобразительной деятельности. Созерцание детьми эстетических свойств природы,
наслаждение ими, переживание их красоты давали возможность ребенку увлечься
этой красотой и тем самым заинтересоваться изобразительной деятельностью.
Обязательное
использование нетрадиционных техник рисования доставляло детям множество
положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности
использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных
материалов. Дети, увлеченные необычным способом рисования, самостоятельно
находили и предлагали новые способы передачи образа, причем очень оригинальные.
Так, например, в ООД по теме «Дары осени» использовалось рисование пальчиками.
Каждый пальчик на руке окрашивался в разный цвет и, путем смешения на листе
красок дети создали интересные работы – натюрморты, в которых нашли нужное
сочетание цвета. В ООД по теме «Русская красавица рябина» использовалась
техника «тыка» или «торцевание». В результате дети создали образ рябин, очень
похожих на настоящие, т.к. новый способ передачи ягод рябин очень заинтересовал
их.
Применялись и
художественно-развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые
художник использовал в своей картине», «Найди картинку по палитре», «Холодные и
теплые цвета» и др. Дидактические игры, включенные в изобразительную
деятельность, увеличивали ее привлекательность для детей.
Цель третьего этапа – закрепление
техник нетрадиционного рисования в самостоятельной деятельности детей и на этой
основе развитие активности интереса к изобразительной деятельности. В группе
детского сада была организована постоянно действующая выставка детского творчества,
куда помещались рисунки детей, выполненные в различных техниках нетрадиционного
рисования.
Работа по
взаимодействию с родителями была направлена на развитие интереса детей к
изобразительной деятельности. Формы работы с родителями были разнообразны:
анкетирование, беседы, консультации, мастер-классы, брошюры, открытые виды
детской деятельности, выставки, конкурсы, проекты, походы на выставки
художников.
Результаты
итоговой диагностики уровня развития интереса к изобразительной деятельности у старших
дошкольников показали положительную динамику. Не осталось детей с низким
уровнем интереса, высокий уровень интереса имеют 60% детей, средний уровень –
40% детей. Дети стали активно заниматься изобразительной деятельностью,
отдавать ей свое предпочтение перед другими видами деятельности, стали с
интересом и длительное время рассматривать
картины, рисунки, выявлять и обсуждать с другими детьми и взрослыми их свойства
и особенности. Научились использовать разные техники нетрадиционного рисования
для воплощения своих замыслов, создания оригинальных рисунков, поделок,
сувениров.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Развитие интереса к
изобразительной деятельности у старших дошкольников происходит успешно при
соблюдении следующих условий.
1. Если интерес
рассматривается как форма проявления познавательной потребности, которая
обеспечивает направленность личности ребенка на осознание целей деятельности и
на ознакомление с чем-то новым. В нашем случае – с техниками нетрадиционного
рисования.
2. Учитываются возрастные
потребности, возможности и особенности детей, уровень развитияих интереса к
изобразительной деятельности.
3. Дети с
интересом овладевают нетрадиционными техниками рисования на основе интеграции
разных видов деятельности – изобразительной, познавательной, игровой,
музыкальной, театрализованной.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у
младших школьников и дошкольников. – СПб.:
Речь, 2005. – 128 с.
2.
Божович Л. И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Владос, 2007. – 347 с.
3.
Галанов Л.С. и
др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: Сфера, 2009. –
212 с.
4.
Давыдова Г.Н.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2013. – 80
с.
5.
Казакова Т.Г.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: ВЛАДОС,
2011. – 324 с.
6.
Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.:
Мозаика-Синтез, 2010. – 192 с.
7.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL:
8.
Швайко Г.С.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2014. – 140 с.