Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие искусства эстрадного пения в России | Борисова Светлана Викторовна. Работа №305337

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Эстрадное направление представляет собой ветви огромного дерева (музыки) - течения джаза и рока, которые в свою очередь дают многочисленные побеги - стили. И джаз, и рок привнесли в певческую культуру эстрады инструментальный саунд: инструментальную фразировку и интонирование, инструментальные приёмы голосоведения, инструментальный тембр голоса. Современная певческая эстрада существует в стилевом многообразии и конечно, каждый из существующих стилей диктует свою специфику исполнения, которая выражается в особенностях ритма, гармонии, фразировки, манеры исполнения, специфических способах звукоизвлечения и так далее.

Введение

Понятие эстрадного вокала, как самостоятельного жанра появилось сравнительно недавно. Этот жанр как таковой возник с появлением городской культуры. В чём особенности эстрадного вокала?

Эстрадное направление представляет собой ветви огромного дерева (музыки) - течения джаза и рока, которые в свою очередь дают многочисленные побеги - стили. И джаз, и рок привнесли в певческую культуру эстрады инструментальный саунд: инструментальную фразировку и интонирование, инструментальные приёмы голосоведения, инструментальный тембр голоса. Современная певческая эстрада существует в стилевом многообразии и конечно, каждый из существующих стилей диктует свою специфику исполнения, которая выражается в особенностях ритма, гармонии, фразировки, манеры исполнения, специфических способах звукоизвлечения и так далее.

Существует несколько черт эстрадного вокала, которые отличают его от классического или академического вокала или от народного вокала.

Во-первых, говорить о технике эстрадного вокала довольно непросто, ведь в эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Чего нельзя сказать ни об академическом пении, ни о народном. Так всё построено на чётко сформированных техниках и приёмах, которым нужно следовать. Но эстрадный вокал, в свою очередь, является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров. С одной стороны, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности - ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.

Во-вторых, если в академическом и народной музыке, как мы уже говорили, есть каноны и определённая манера пения, то в эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала, а также сценического образа. Конечно, для того чтобы добиться этой цели, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов.

В-третьих, в эстрадном пении смешиваются разные вокальные стили, которые зачастую являются очень сложными для исполнения с технической точки зрения. Для того, чтобы овладеть этой техникой, чтобы переключение регистров было незаметным, нужно так же много заниматься, поэтому не следует считать, что эстрадный вокал это легко. Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Оно, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В таком вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки.

 

Зарождение российской эстрадной песни

Далее рассмотрим особенности эстрадного вокала в России. За сравнительно недолгую историю существования музыкальной эстрады, по сравнению с академической музыкой, возникло множество ее стилистических разновидностей, порой принципиально отличающихся друг от друга по содержанию, выразительным средствам, национальным признакам. К настоящему времени музыкальная эстрада, особенно джаз и рок, радикально повлияла на самые разнообразные жанры музыкального искусства. Многие академические и фольклорные жанры сблизились с джазом и роком. Накоплен огромный материал о творческой деятельности музыкантов эстрадного направления.

Самобытность русской эстрады, появление профессиональных исполнителей со своим собственным репертуаром проявились достаточно поздно, только к последним двум десятилетиям XIX века. Становление и развитие профессиональной эстрады в России сдерживалось еще и тем, что в сферу развлекательной деятельности частная инициатива, по существу, не допускалась. Еще в начале 60-х годов XIX века установилась монополия казенных театров на устройство зрелищ и увеселений. Отмена этой тормозящей эстрадное предпринимательство государственной препоны в 1882 году сразу дала ощутимый результат: по всей стране - от столиц до самых отдаленных городов мгновенно возникают новые для России эстрадные театры-варьете, кафе-шантаны; в садах и парках - летние эстрадные сцены. Но только, в сущности начиная с 1900-х и, в основном, в 10-х годах XX века, российские эстрадные театры смогли стать вровень с лучшими европейскими развлекательными сценами, самостоятельная история которых началась за полтора, а в некоторых странах - за два столетия до российской.

Подняться отечественной эстраде до уровня общемировой, помогли постоянные двусторонние связи русских эстрадных сцен - с французскими, немецкими, австрийскими, английскими, а несколько позже - и с американскими. Воспринятую от Запада кафешантанную культуру сменила в 10-х годах XX века «кабаретная» мода. Пришедшая к нам тоже из Европы, она настолько укоренилась в отечественной художественной почве, до такой степени пропиталась российскими театральными корнями и традициями, что по своему эстетическому значению даже превзошла европейские аналоги.

На российской эстраде появилась целая плеяда выдающихся исполнителей в различных эстрадных жанрах. Имена таких певцов, как Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева, Александр Вертинский, Юрий Морфесси; таких куплетистов, как Станислав Сарматов, Сергей Сокольский, Юлий Убейко, собирая огромные залы, соперничали в славе с известнейшими оперными и театральными знаменитостями. Пластинки с записями исполняемых ими песенок, куплетов, рассказов расходились по стране огромными тиражами.

Музыкальная картина предреволюционной России была довольно целостной. Академическая музыка и музыкальная эстрада сосуществовали органично в одном культурном пространстве, где эстрадная музыка развивалась в общем русле романсовой лирики (отражая ее многообразие и эволюцию) и танцевальной культуры своего времени. Особое место занимала фольклорная часть эстрады - хор Пятницкого, исполнители народных песен и былин - Кривополенова и Прозоровская.

Культура России начала XX века в жанровом плане отмечена необычайной стилистической пестротой, сложным переплетением старого и нового, сочетанием отмирающего и рождающегося. Так, национальные жанры существуют наряду с французским шансоном и ритмами западных танцев (например, танго), а цыганское пение существует наряду с модными современными явлениями. В эстрадном искусстве складываются три основных направления: концертная эстрада, дивертисментная эстрада и эстрада шантанов, отличия которых заключались в составе артистов, репертуаре, исполнительских традициях. В начале 30-х годов XX столетия в России сформировался и стал необычайно популярным новый жанр - советская массовая песня. Именно в 30-е годы советская песня стала и подлинно массовой, и подлинно художественной.

Одной из причин, способствующей расцвету песенного жанра и оказавшей колоссальное воздействие именно на массовую песню стало появление звукового кино, сменившего немое кино 20-х годов. Замечательную музыку к ряду кинофильмов создали в 30-е годы такие разные композиторы, как Д. Шостакович, братья Дм. и Дан. Покрасс, Т. Хренников, Н. Крюков. Но самым популярным композитором в области кино в те годы был, безусловно, И. Дунаевский.

В годы Великой Отечественной войны советская массовая песня становится мощным идейным оружием. Ее героико-патриотическая направленность с большой силой выразила в музыке и словах то состояние, которое испытали люди в период страшных испытаний: ощущение страшной опасности, нависшей над страной, горечь вынужденного отступления, ненависть к фашизму, глубокая вера в победу.

Особую группу фронтовых песен составляют шуточно-лирические и сатирические. Их истоки ведут свое начало от солдатских русских песен с их традиционном солдатском «эх!», молодецким посвистом, живым ритмом, чередованием отдельных групп певцов.

В послевоенное время многих композиторов-песенников привлекла к себе лирическая тема. Для многих песен этого периода стала характерной атмосфера строгой, чистой лирики, трогательной грусти, часто мелодия данных песен выдержана в духе «страданий». Новым песенным жанром, появившимся в 60-е годы XX столетия, является жанр песни-баллады, которые в большинстве своем, посвящены событиям Великой Отечественной войны. Все эти песни являются лучшими образцами данного жанра. Советская песня потому и называется массовой, что она пользовалась широкой популярностью в народе. Лучшие ее образцы прочно вошли в наш быт: они звучат в кино, исполняются различными солистами, коллективами, спустя десятилетия создаются их современные переложения и обработки.

К середине XX века у человечества появляются новые возможности в плане обработки и записи музыки, аранжировки заметно выигрывают в качестве звучания, в насыщенности. Однако в большинстве случаев по- прежнему используются настоящие музыкальные инструменты, сохраняются связь мелодии с текстом, смысловая составляющая текста, наличие голоса и слуха у исполнителя.

Во второй половине века сила голоса, необходимая для исполнения песен, постепенно уходит на второй план. Если раньше пели единицы, то теперь петь может едва ли не каждый второй. Меняется манера пения, петь можно не во весь голос, можно просто напевать, а то и напевно проговаривать слова. Упрощается процесс записи, появляется фонограмма, существенно упрощающая исполнение на концертах. Но пока ещё сохраняется мелодичность, сохраняется смысл в текстах, сохраняется связь мелодии с текстом — они остаются тесно связанными, не отделимыми друг от друга. Проходит ещё пара десятилетий, и мы видим уже совершенно иную картину: живые исполнения напрочь вытесняются фонограммами, настоящие музыкальные инструменты существенно потесняются электронными, исполнять песни уже может абсолютно любой человек, способный произносить хотя бы какие-то членораздельные звуки. Песни становятся менее душевными, менее чувственными. Во многих случаях в текстах напрочь отсутствует смысловая составляющая, они становятся простым набором слов, лишённых ровного ритма и зачастую — рифмы. Разрушается гармония единства текста и мелодии, под одну и ту же аранжировку можно с одинаковым эффектом исполнять десяток песен. Мелодию, дополнявшую и подчёркивавшую те настроения, которые передавались исполнителями в песнях, заменяет музыкальный фон, голый ритм, под который произносятся строки текста. Один и тот же текст можно с равным успехом воспроизводить под совершенно разные по ритму и звучанию мелодии. Их связь разрушена.

И все же, за последние годы требования к эстрадному певцу, самому песенному жанру действительно изменились, стали более профессиональными. Появились специалисты высокого класса. И сегодня, когда можно говорить о полном признании эстрадного искусства мастерами классической музыки как серьезного направления, возникает потребность не в единичных профессионалах, а в создании специальной системы подготовки специалистов в стилистике эстрадно-джазовой и массовой поп-музыки.

 

Развитие эстрадной песни

О специфике исполнения эстрадной песни по-настоящему не заботились и не думали долгие годы. Практически забыли всё то истинно талантливое, неповторимое, что уже было достигнуто русскими эстрадными исполнителями. Стоит ли удивляться, что в результате этого к концу XX века оказалось полное отсутствие какой-либо школы, теоретической оснащённости, традиций, навыков, перспектив и, как следствие, отсутствие профессионального вокального эстрадного образования. На эстрадные подмостки по-прежнему попадали чаще всего случайно: одни приходили из самодеятельности, других приводило на эстраду собственное интуитивное ощущение таланта, третьи - это уже наиболее счастливый случай — с драматической или оперной сцены, навыки которой уже по ходу дела приходилось приспосабливать к эстрадным традициям.

Серьёзным шагом на пути к совершенствованию жанра эстрадной песни стал Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады, который был проведён в Москве в 1939 году. Это было одно из первых мероприятий на русской эстраде масштаба, какого сама эстрада ещё не знала. На конкурс допускались профессиональные, не старше 35 лет, артисты, представители любого жанра эстрады. Таким образом, на эстраду был открыт широкий путь творческой молодёжи, объявлялся поиск новых талантов, подготавливалась та истинно творческая атмосфера, которая должна была способствовать расцвету этого вида искусства.

Центрами развития эстрадного русского искусства первой половины XX века были отечественные театры эстрады и мюзик-холлы - вполне самостоятельная и чрезвычайно интересная страница в истории отечественной эстрады. Создание их было делом прогрессивным: это первая серьёзная попытка организации эстрадного стационарного театра, который призван объединить артистов эстрады, предоставить им истинно творческую площадку для работы, заставить поверить в собственные силы, убедить, что актёр эстрады выполняет перед обществом ту же высокую гражданскую и художественную миссию, что и все остальные артисты.

Мюзик-холл был задуман - что вполне отвечало самой специфике искусства малых форм - как театр злободневный, остросатирический, в котором отдельные номера должны объединяться общим сюжетом. Эстрадная песня в России становится все более популярной.

С первых шагов соприкосновения с эстрадным искусством артист обязан ознакомиться с фразировкой стиха, суметь сделать логические паузы и ударения. Логика текста приведёт его к проникновению в образ и его развитию - к драматургии. Узнавая особенности стихотворной речи и норм литературного произношения, он неизбежно столкнётся с проблемами дикции, орфоэпии и артикуляции. Артикуляция для певца — это взаимосвязь гласных и согласных, работа с дифтонгами, с парными и тройными согласными, умение по - разному произнести глухие, звонкие и шипящие звуки. Сама речь артиста должна быть активна, осмыслена, оформлена логическими ударениями, с развитием, кульминацией фразы и завершением: когда-то древнегреческие артисты владели этим замечательным искусством риторики. Педагог, как правило, первым даёт понять будущему солисту, от какого лица идёт рассказ. Это либо коллективная, объективная речь, либо монолог - исповедь, диалог или жанровая сценка. Для этого понадобятся на занятиях небольшие актёрские этюды на развитие внимания, воображения и фантазии, на оправдание предлагаемых обстоятельств, - вплоть до актёрских импровизаций. В результате, это должно привести к работе над созданием конкретного художественного образа песни, над её темпо-ритмом, мизансценами и драматургией. Тогда состоится концертный номер, пройдя свой путь от замысла до его воплощения.

 

Перспективы развития эстрадного пения на современном этапе

В настоящее время эстрадные певцы в своем творчестве опираются на огромное богатство отечественного и зарубежного наследия. Все это делает, с одной стороны, возможным, а с другой - даже обязательным освоение ими универсальных вокальных навыков, которые могли бы обеспечить исполнение любого произведения, независимо от эпохи и стиля.

Многообразие требований, предъявляемых сегодня к эстрадным певцам-профессионалам, ставит педагогов перед необходимостью создания особой методики, которая смогла бы обеспечить подготовку эстрадных вокалистов для выполнения художественных задач, отвечающих этим требованиям.

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Оно, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В таком вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки.

На современном этапе развития музыкального искусства актуальным является вопрос о специфике эстрадного пения. В последнее время интерес к эстрадному пению заметно возрос. Популярность телевизионных проектов «Голос», «Синяя птица», «Точь-в-точь», различные конкурсы эстрадных исполнителей в России и за рубежом яркое тому подтверждение. При этом существует проблема профессионального подхода в обучении эстрадному пению.

Эталонному эстрадному звуку присуща полётность, позволяющая свободно резонировать в пространстве. Но несмотря на звонкость, эталонный звук насыщен низкими грудными частотами, при этом используется предельно большой диапазон высоких и низких частот. Как правило, эталонное звучание близко к разговорной речи, даже если для пения избраны такие приёмы, как субтон («звук с воздухом»), фрулато (в пении так называемый «хрип») и другого рода засурдиненные режимы звучания голоса.

Анализ речевого звукоизвлечения показывает, что соответственная форма аппарата открывает простейший путь к работе с резонаторами, что наилучшим образом соответствует инструментальности эталонного звука. Такая система звукоизвлечения наиболее контролируема сознанием человека, а значит, позволяет добиваться лёгкости, беглости и точности интонации, свойственных эталонному звучанию вследствие естественности формы певческого аппарата. Звук, близкий к разговорной речи, позволяет добиваться тончайшей эмоциональности исполнения, а ведь яркая эмоциональная окрашенность звука является одной из основных особенностей жанра в целом, и эталонного звука в частности.

На современной эстраде в основном поют певцы и певицы полуприкрытой манеры вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится «насыщеннее», красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, «барашек» - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

 

Особенности вокальной педагогики в России

Вокальная педагогика - явление сугубо индивидуальное и творческое. Из уст в уста, от мастера к подмастерью, через осознание ощущений передаются её основы. В каждом конкретном случае её методы индивидуальны и неповторимы, как неповторима исполнительская манера, мимика и техника артиста. Но неоспоримо одно: не может быть надстройки художественного образа без базиса опёртого дыхания, не может быть сложная и многоярусная драматургия взрослой песни взгромождена на хрупкие плечи поющего ребёнка, не могут быть в одной манере исполнены колыбельная и гимн, романс и баллада и т.д. Фундамент вокальной педагогики - это правильная организация вдоха и выдоха, и начинать занятия нужно именно с переключения внимания ученика на специфическое объемное состояние грудной клетки при выдохе. Безусловно, после двух-трёх уроков это ощущение не закрепить, нужно настроиться на долговременность процесса. Последовательность, разножанровость и индивидуальный подход — вот основы современного сценического вокала.

Известный американский педагог X. Шенел, взрастивший Джорджа Майкла и Энни Леннокс, утверждает, что дыхание, как и хорошее пение, зависит от хорошей осанки, хороших взаимоотношений груди, шеи и головы. Пока они расположены по одной линии, можно энергично двигаться, даже сгибаться пополам. А педагог по вокалу из Лос-Анджелеса Э. Ховард уточняет: «Грудная клетка... должна расширяться в момент взятия дыхания... Мышцы диафрагмы опускаются вниз, чтобы увеличить объём грудной полости... Ваша цель - дать лёгким возможность полностью наполниться воздухом, расширяясь как вниз, так и в стороны». Как только певец сконцентрируется не на ключичном (поверхностном), а на нижнерёберном диафрагмальном (глубоком) дыхании, как только он научится при выдохе управлять межрёберными мышцами, можно считать, что первый камень в фундамент вокала заложен. Брюшной пресс должен подталкивать диафрагму в сторону лёгких, подобно поршню в насосе. При этом гортань остаётся расслабленной, причём одинаково на всех нотах, от высоких до низких. Таким образом, формируется единая позиционная манера и ровность регистра. И если корень языка, как утверждают ведущие мировые эстрадные педагоги, опускается вниз, то кончик языка, наоборот, нацелен вверх, к твёрдому нёбу и к зубам. Звук фокусируется в некую маску в районе рта, в амбушюрную, микрофонную зону («маскрезонанс» по Ховарду), произношение легкое, чёткое и очень близкое к речевой позиции. Автор известной американской методики Сет Риггс заметил однажды, что петь нужно так же, как говорить, и добавил, что после вдоха грудь остаётся в удобном, чуть приподнятом состоянии (аналогичная картина наблюдается у пловцов).

Далее в работе над эстрадным вокалом важно показать разницу между тремя видами атаки (начала звука):

мягкой (основной и не только для лирики);

твёрдой (активной, эмоционально-энергичной);

придыхательной (субтоновой, саксофонной).

На начальном этапе рекомендуется заниматься на мягкой вокальной атаке. Частое использование твёрдой и придыхательной атак может привести к несмыканию голосовых связок (складок). При этом связки должны смыкаться не только в результате сигнала головного мозга, но и в результате воздействия на них выдоха - тёплой воздушной волны, идущей по трахее через гортань в микрофон. Именно поэтому рекомендуется с первых шагов занятий эстрадным вокалом распеваться не в микрофон, а в сжатый кулачок, контролируя силу выдоха.

Автор вокальной педагогики В. Дмитриев отмечает различие двух резонаторов вокалиста: грудного и головного. Заставить звучать эти резонаторы - основная задача педагога-эстрадника. Работа над поисками резонирования приведёт неизбежно к расширению грудного диапазона и к так называемому «опёртому фальцету» в головном резонаторе.

Следующий этап вокальной работы - соединение двух резонаторных зон воедино в области рта в единый, грудо-головной звук. Н. Андрианова, ведущий педагог Академии музыки им. Гнесиных, советовала достигать вибрации одновременно в головном и грудном резонаторах. В этом случае образуется «микст», некий смешанный тембр, благодаря которому голос звучит ровно по всему своему диапазону без регистровых переходов, обволакивая всю полость рта и носоглотки. Американская школа называет этот «микст» весьма оригинально - «средний голос», он должен доминировать на всём диапазоне голоса, включая самые нижние и самые верхние его звуки.

Сэт Риггс предлагает на высоких нотах слегка наклониться, что вызовет дополнительный толчок воздуха диафрагмой. Педагог из Санкт- Петербурга Ариадна Карягина предлагает этот толчок зафиксировать в упражнении «КХ!», Ховард - в слове «ХЭИ!». Вокальные упражнения и распевки должны начинаться от самых примарных и удобных нот ученика, постепенно двигаясь то в одну, то в другую сторону диапазона, расширяя его от занятия к занятию с аккуратным преодолением «переходных нот».

В русской эстрадной школе есть тоже своя характерная манера произношения текста: она связана со сценической речью - поющие актёры, поющие композиторы и поэты, барды. В русской эстрадной школе слово и шире - интонация - первичны, поэтому следует так овладеть микрофоном, чтобы он скрывал недостатки, неровности подачи звука, текста и движения, гасил респирацию на «П» и «Б».

До середины XX века вокальное образование в нашей стране осуществлялось только в академическом направлении. Становление профессионального образования в музыкальном эстрадном направлении приходится на 80-е годы XX века. В 1990 году открываются самостоятельные эстрадные отделения в музыкальных колледжах и училищах. Возникает понятие «музыкальное искусство эстрады», получившее профессиональный статус. Направление «Эстрадное пение» отныне существует в учреждениях среднего профессионального образования в рамках специальности «Музыкальное искусство эстрады» (по видам: эстрадное пение), где готовят артистов (исполнителей), руководителей эстрадных коллективов, преподавателей. Важно заметить, что в учебных планах и программах появляются дисциплины, где термин «эстрадное» должен был определить коренное отличие от классики: эстрадное пение, эстрадное сольфеджио, эстрадная гармония, история эстрадной музыки и т.д. Эти курсы, конечно же, не были достаточно разработаны, тем не менее, образовательный процесс начался.

Начинает формироваться трёхуровневая система профессиональной подготовки специалиста в направлении «Музыкальное искусство эстрады»: школа — училище — вуз. Сегодня количество учебных заведений, где готовят востребованные кадры, растёт, а уровень подготовки молодых специалистов, к сожалению, не всегда соответствует высокому профессиональному статусу эстрадного певца.

В процессе обучения у будущего эстрадного певца, как у профессионала, должны сформироваться вокальная культура и певческие навыки; уровень музыкальности, соответствующий пониманию современного музыкального языка, а также чувство стиля и способность к имитации различных стилистических манер; художественный вкус, а также сценическая культура и способность самостоятельно создавать художественный замысел исполняемых произведений и воплощать его средствами собственной индивидуальности.

Основой для профессионализации эстрадного исполнителя является школа. Понятие «школа» многозначно. В вокальном смысле «школа» предполагает, как минимум, наличие вокально-технического мастерства, которое приобретается благодаря своеобразной вокальной методике в целостной системе вокального воспитания. Вокальную школу всегда «слышно».

Российские педагоги и певцы получили сегодня доступ к методикам передовых западных вокальных школ.

Вокальные техники, практикуемые за рубежом, и соответствующие сложности современных вокальных произведений изучают и внедряют О. Кляйн, К. Купер, педагоги школы Estill Voice Training (EVT),Complete Vocal Technique (CVT) и некоторые другие прогрессивные вокальные тренеры. Однако малодоступными остаются методики и наработки западных певцов и педагогов, таких как Nikki Loney, Jeannie Gagne, Theodore Dimon, Nancy Bos, Claudia Friedlander, Brian Winnie, Mathew Hoch, Marci Daniels Rosenberg, Kimberly Steinhauer, Mary McDonald Klimek, Esther Spadaro, Rachael Gates, Lisa Popeil, Kate De Vore, Mary Jean Allen и др.

На данный момент в творческих вузах сложилось положение, когда обучение

эстрадному вокалу не в полной мере соответствует прогрессивным техникам, применяемым на западе в течение многих лет, среди которых важнейшими являются следующие:

• техники звукоизвлечения: субтон, расщепление, fryштробас, йодль, sob,

opera, growl, cry, oral и nasal twang, belting, whistle и др.;

• приемы орнаментики: мелизматика, различные виды вибрато, скэт, бибоп, runs, riffs, loops, licks, curls (форшлаг) и др.

Среди известных зарубежных вокальных методик наиболее популярной является американская методика Estill Voice Training (EVT). Её рождение относится к 70-м годам прошлого столетия, когда исследователь певческого голоса, певица и педагог Jo Estill создала уникальную программу развития вокальных навыков, базирующуюся на сознательном контроле отдельных структур голосового аппарата. В процессе работы с голосом в курсе EVT последовательно прорабатывается каждая, что позволяет учащимся сначала прочувствовать работу той или иной отдельной части голосового аппарата, а впоследствии и самостоятельно управлять ими. Указанный принцип напоминает работу тренера в спортивном зале, который учит спортсмена управлять своим телом и развивать отдельные мышцы.

Рассмотрим также методическое пособие Сетта Риггса. Автор утверждает, что его методика подходит для вокалистов любого уровня. Тем не менее, начинающим певцам он советует приступать к занятиям только под контролем педагога. Основополагающий принцип данной методики - пение в речевой позиции. Способ звукоизвлечения, похожий на то состояние, когда вы говорите в тихой, удобной манере, ваши внешние мышцы не вмешиваются в работу гортани. Это происходит потому, что вас заботит не сам звук, а передаваемая с его помощью информация. Поэтому ваша гортань находится в стабильном положении, которое мы и называем речевой позицией. Это идеальное положение гортани в пении.

Сет Риггс не придерживается принципа классификации голосов по типу. Он утверждает, что вокальный голос должен базироваться на исходном качестве разговорного голоса. По методике Сета Риггса, основополагающая работа над голосом представляет собой правильное формирование гласных. После подготовительных упражнений стоит приступить к пропеванию более сложных звуковых сочетаний - «ней-ней», «мам-мам», «гаг-гаг», «гоу-гоу», «ги-ги», «ку-ку».

В заключение отметим, что современный мир с его глобализацией и стиранием границ между странами требует от педагогов, обучающих вокальному мастерству, владения новыми прогрессивными методиками для создания собственных обучающих программ, основанных на национальных традициях и культуре, а также на передовом мировом опыте. Обучение в универсальной манере пения позволяет ученикам владеть различными вокальными приемами пения и легко переключаться между исполнительскими жанрами и стилями. А использование компьютерных технологий способствует усилению контроля над техникой исполнения.

 

 

 

 

Список литературы

Илларионова Н.Н. Формирование

компонентов музыкального вкуса

эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза // Ануфриев Е.А., Ануфриева Н.И.,

Драйчук

Т.С., Илларионова Н.Н., Корсакова И.А.,

Лысакова

О.Н., Славина Е.В., Слуцкая И.И.,

Цилинко

А.П.Щербакова

А.И., Ющенко Н.С. Формирование профессиональной компетентности современного музыканта: коллективная монография.

М.: РГСУ, 2014. С. 198-225.

Никитин В.В. Особенности эстрадного вокала для начальных классов школ искусств: метод

.

р

азработка. М., 2017. 13 с.

Поляков А.С. Методика преподавания

эстрадно

-джазового пения. М., 2008. 44 с

Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 368 с.

Кузнецов, Е.М. Из прошлого русской эстрады

:

Ист. очерки / Предисл. Н. П. Смирнова-Сокольского. - Москва

:

Искусство, 1958. - 367 с.

Кузьгов

, Р.Ж. Основы вокального мастерства. Учебное пособие для педагогов дополнительного образования / Р.Ж.

Кузьгов

. - Павлодар

:

Изд-во ГККП ЦЗДТ, 2011. - 105 с.

Линклэйтер

, Кристин. Освобождение голоса

:

[Пер. с англ.] / Кристин

Линклэйтер

; [

Послесл

.

Л. Соловьевой].

- М.

:

ГИТИС, 1993. - 175,[1] с.

Рыбакова, Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования / Е. Л. Рыбакова

;

М-во культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, Фак. эстрадного искусства и художественной коммуникации. - Санкт-Петербург

:

СПбГУКИ

, 2006. - 278 с.

Сёмина

, Л. Р.

Эстрадно

-джазовый вокал : учеб

.-

метод. пособие / Л. Р.

Сёмина

, Д. Д.

Сёмина

. - Владимир

:

Изд-во

ВлГУ

, 2015. - 92 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×