Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие исполнительского мастерства в вокальном ансамбле» | Кирушева Людмила Николаевна. Работа №252475

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кирушева Людмила Николаевна

Конспекты урока

МУДО Районный Дом детского творчества с. Усть-Кулом
Конспект открытого занятия Югыд шондi нюмъял
по программе Родничок –музыкальный фольклор
для учащихся 2 года обучения;
тема Развитие исполнительского мастерства в ансамбле
Возраст детей: 8-12 лет
составитель:
педагог дополнительного образования
Кирушева Людмила Николаевна
Усть-Кулом 2020
Югыд шондi нюмъял , нюмъял да вашъял, сы всна мый станым ми,
талун гораа сьылам!
(Геннадий Попов)
(Солнышко нам улыбается, потому что красиво, правильно и громко сегодня мы поем!)
Пояснительная записка
Методическая тема: приемы развития и сплочения детского творческого вокального коллектива Родничок
Методическая цель занятия: демонстрация приемов развития и сплочения детского вокального коллектива Родничок в процессе формирования навыка исполнительского мастерства в ансамбле
Описание приемов организации здоровьесберегающей деятельности на занятии
Цикл упражнений на дыхание и дикцию, выполняемые в едином ритме (метр, пульсация) при совмещении теории и практики
Цель:
- разогрев мышц артикуляционного аппарата
- профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильного вокального дыхания и опоры звука;
- развитие координации движения и речи;
- сплочение коллектива при выполнении упражнений в едином ритме, синхронно
Распевка
Цель:
- подготовка вокального аппарата к пению;
- развитие артистичности, эмоциональности, образности, манеры;
- развитие вокальной техники, диапазона, гармонического слуха в элементах двухголосия, основанное на взаимной поддержке, умении работать в паре
Учебно-дидактическая игра МУЗЫКА СОЛНЦА
Цель:
- повторение, закрепление знаний средств музыкальной выразительности;
- сплочённость ансамбля на основе доверия друг к другу как обеспечение психологически комфортной среды;
- умение применить теоретические знание в исполнительской практике.
Работа над песенным репертуаром
Цель:
- закрепление пройденного материала и дальнейшее его изучение;
- развитие координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.
- развитие единого эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства ансамбля и солистов.
Все применяемые приемы способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка, обеспечивающая благоприятное эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков. В совместной работе у детей развиваются чувство доверия друг к другу, взаимной поддержки, появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.
Представленные приемы также обеспечивают создание необходимой здоровье сберегающей среды: укрепляют голосовой и артикуляционный аппарат, опорно-двигательную систему.
Тема занятия. Развитие исполнительского мастерства в ансамбле
Цель: развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности
Задачи
Образовательные:
обучение дыхательным, дикционным приёмам;
закрепление понятия Средства музыкальной выразительности
формирование умения анализировать музыкальное произведение:текст песни и музыкального сопровождения;
развитие осмысленного исполнения движений; умения анализировать собственное исполнение
развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности;
освоение вокальной техники в движении: формирование вокального дыхания, осанки;
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
Развивающие:
развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;
укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
развитие координации;
развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал.
Воспитательные:
воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
формирование умения работать в команде;
формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися
Вид занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.
Форма организации детей: групповая.
Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический.
Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер, дидактический: раздаточный материал, микрофоны, награды (солнышки - пятёрки).
Характеристика группы: группа 2 года обучения, дети 8-12 лет в количестве 12 человек. В основном, девочки, разные по своему психофизическому развитию и два мальчика. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход ко всем воспитанникам, особенно к мальчикам.
Материалы УМК представлены в приложении: программа; учебно - дидактический материал; технические средства обучения - микрофоны; подборка музыкального материала – минусовых фонограмм в плей-листе компьютера.
Время занятия: 45 минут
Организация контроля на занятии
Контроль на учебном занятии осуществляется с целью проверки и оценки достижений обучающихся путем сравнения того, что есть, с тем, что должно быть.
Используется следующие виды, формы и методы контроля.
Текущий контроль
Цель: анализ хода освоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.
Метод: наблюдение.
Тематический контроль
Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня эмоционального фона, самоанализ
Методы: беседа, опрос по теме "В одном солнечном ритме", импровизация детей на уроке.
План занятия:
I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
II.Подготовительный период
Беседа по теме занятия
III.Основная часть
Упражнения на дыхание, дикцию в движении
Распевка – подготовка голосового аппарата к пению
Учебно – дидактическая игра
Работа над репертуаром :
Песня Шондi (Солнце) сл.. Владимира Тимина, муз.Людмилы Кирушевой
III. Повторение .
Песня Зарни ар (Золотая осень) сл и муз. Ирины Чувьюровой
( повторяем с использованием микрофонов и движений)
IV. Подведение итогов. Аплодисменты.
Ход занятия
Этапы
Содержание
Время
Примечание
Сопроводительный текст
Организационный
Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную
деятельность
1 мин.
Учащиеся заходят в класс, выстраиваются в полукруг для приветствия, затем в круг
Здравствуйте дети, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по народному пению на тему
Развитие исполнительского мастерства в ансамбле
Надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное, солнечное настроение нашим гостям.
Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.
Подготовительный
Беседа по теме занятия
Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц
4 мин.
Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?
Примерные ответы детей:
-чтобы больше узнать
-чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня
Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.
Но для этого необходимо в первую очередь нам самим, друг с другом быть в одном сердцебиении и настроении.
Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.
.
Основной
1.Упражнения на дыхание (закрепление понятия метр)- пчела
- насос
2. Упражнения на артикуляцию (пульсация в метре)
-лошадка (щелканье языком)
- конфета (упражнения для языка)
- скороговорка Егорка
РАСПЕВКА
Вокальные упражнения:
1. Ниточка (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)
2. Музыкальный лифт (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)
3. Секвенции вокальные и дикционные ( пение кантилены, стакатто )
4. Смешанные ритмы
(упражнение на иизменения ритма, темпа,
Растяжка у станка;
- grand battement jete. По группам;
- Первая и вторая форма port de ras.
2) Упражнения. Комбинация со скакалкой. Подготовительные упражнения.
- Комбинация на смену рисунков.
- Ходы по диагонали:
шаги на п/п,
шаг на п/п с поднятием колена,
бег на высоких п/п pas couru,
ход на п/п " раз,два, три -стою",перескоки,
бег со сменой ног вперед-назад по четыре, подскоки в повороте,
полечка в повороте,
галоп в повороте.
-прыжки:
temps saute,
pas chasse,
поджатые,
"двойные" поджатые,
"мячики"прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30градусов.
-по подгруппам делают комбинацию со скакалкой.
3) Выполнение танцевальных этюдов.
Испанский и русский с платочками.
подскоки в повороте,
полечка в повороте,
галоп в повороте.
-прыжки:
temps saute,
pas chasse,
поджатые,
"двойные" поджатые,
"мячики"прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30 градусов.
-по подгруппам делают комбинацию со скакалкой.
3) Выполнение танцевальных этюдов.
Испанский и русский с платочками.
5 мин.
10 мин.
10 мин.
Упражнения 1-3 в кругу выполняются в одном метре и пульсации, закрепляя теорию в практике.
Упражнения на дыхание пчела и насос активизируют работу мышц живота и диафрагмы.
Упражнения на артикуляцию так же разогревают мышцы языка, губ, артикуляционного аппарата
Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению
Что-то написать
Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего?
- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне
Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. И повторим понятия метр и пульсация. Что это?
- сердце, пульс музыки
Правильно. А метр и пульсация вместе?
- это – Ритм.
В одном ритме проговорим нашу скороговорку Егорка
(выполняем упражнения)
Хорошо. Молодцы.
Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?
- Чтобы подготовить голос к пению
- Чтобы настроить вокальный аппарат
Правильно, ведь наш голос это музыкальный инструмент. А любой инструмент, чтобы хорошо и красиво зазвучал надо настроить. Итак…
1.Упражнение Ниточка - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги ли, лю, лё). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.
2. Упражнение Музыкальный лифт. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.
3. Секвенции. Совмещаем вокальные приёмы (слитное пение, пение стакатто)
Как обычно, мДля того, чтобы полноценно и красиво танцевать, необходимо сначала разогреть мышцы;
Молодцы!
Далее, мы выполним экзерсис у станка. Как вы думаете, с какой целью?
(Ответы: профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильной походки;
развитие эластичности мышц, выворотности, силы ног, шага)
В этом году мы ввели предмет-скакалку. Она очень помогает укреплению организма, развитию координации, силы, прыжка. Более того, я заметила, что вам очень нравится выполнять упражнения, у многих появляется азарт и большее желание выполнить качественно то или иное упражнение. Это упорство, как и в спорте, очень важно! Так что берем скакалки и почувствуем себя настоящими спортсменками
В некоторых видах спорта присутствует хореография. Без нее никуда. Например, впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнасток СССР к XVI олимпийским играм в Мельбурне. В газете Советский спорт отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и темперамента.
А кто из вас знает, сколько стран мира станут участниками Олимпиады 2014?
Примерные ответы детей: (123, 250, 36)
36. Правильно!
Молодцы, 36 стран, в их числе Испания и Россия. Попробуем с помощью танца передать характер, эмоциональность и культуру этих двух стран.
Основной
4.Смешанные ритмы
( использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой атаки звука)
5.Двухголосие
(пение двухголосной части мелодии припева песни Родина моя на звук а)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Музыка солнца в песне Родина моя
Муз. Д. Тухманова,
Сл. Р Рождественского
подскоки в повороте,
полечка в повороте,
галоп в повороте.
-прыжки:
temps saute,
pas chasse,
поджатые,
"двойные" поджатые,
"мячики"прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30градусов.
-по подгруппам делают комбинацию со скакалкой.
3) Выполнение танцевальных этюдов.
Испанский и русский с платочками.
5 мин.
Дети разбирают дидактический материал средств музыкальной выразительности (СМВ), дают определения понятиям и анализируют его в музыки песни Родина моя
4.Приступим к нашей любимой Смешанной распевке. Послушаем. Чем она отличается от предыдущих?
- в ней меняется ритм, темп
- манера исполнения
- она разнообразная по настроению и характеру
Правильно, споём, учитывая все особенности, которые вы перечислили.
5.песня Шондi (педагог играет на баяне мелодию припева песни Правильно, это мелодия припева песни Кто её автор?
- ответы детей
Совершенно верно! Разделимся на два голоса, споём её на звук а.
Скажите, может песня жить без мелодии?
-нет
Конечно. Ведь мелодия это что?
- душа песни, музыкальная мысль
Хорошо, а может песня жить без слов, текста?
-нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка и слова
Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.
Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и разберём средства музыкальной выразительности которыми пользовался композитор и аранжировщик.
Используем нашу универсальную игру Музыка солнца
(педагог раздаёт детям солнышки со СМВ и даёт 3 мин. на определение понятий и анализ музыки. Песня звучит фоном в варианте +1 с голосом)
Итак, слушаю вас, друзья мои.
Замечательно, а теперь возьмём микрофоны и исполни первый и второй куплет песни.
В некоторых видах спорта присутствует хореография. Без нее никуда. Например, впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнасток СССР к XVI олимпийским играм в Мельбурне. В газете Советский спорт отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и темперамента.
А кто из вас знает сколько стран станут участниками Олимпиады 2014?
Примерные ответы детей:
-123
-250
-36
Молодцы, 36 стран, в их числе Испания и Россия. Попробуем с помощью танца передать характер, эмоциональность и культуру этих двух стран.
Сегодня мы с вами воспользуемся нашими солнышками, на которых отображены все средства музыкальной выразительности. Давайте поиграем
(дети разбирают лучики и определениями СМВ и собирают в одно солнце).
Повторение пройденного
Работа над песней
Куран
Повторение песни
Зарни ар
10 мин.
5 мин.
Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах.
А сейчас, пожалуйста, возьмите микрофоны. Напоминаю, что пользуемся ими аккуратно, внимательно следим за положением руки во время движений. ( исполняем)
Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям и которую мы готовим на конкурсное выступление . (исполняем)
Контрольно-
рефлексивный
Контроль за освоением
материала по теме занятия
2 мин.
Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.
Оно называлось Югыд шондi нюмъял. Так что же такое солнечный ритм?
- это когда мы, солнышки, делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем;
- когда мы вместе передаём наше настроение зрителю.
Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. А наш солнечный ритм должен передать нашему зрителю ощущение радости, света и тела.
Итоговый
1 мин.
Дети стоят по линиям. В конце делают поклон. Педагог раздает солнышки - пятёрки всем учащимся
Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, солнечно – позитивное настроение! Спасибо всем До новых встреч! Аплодисменты!
Учебно-методический комплекс
Аннотация к материалам УМК занятия
Название методического материала
Упражнения на развитие дыхания и дикции
Форма методического материала
Цикл дыхательных, ритмичных упражнений, выполняемых в едином ритме
Раздел и тема программы
Раздел программы Развитие исполнительского мастерства в ансамбле.
Тема занятия: В одном солнечном ритме
Содержательная структура методического материала
Подборка упражнение на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного дыхания
Содержательная нагрузка методического материала
Упражнения разогревают артикуляционные мышцы, развивают их эластичность, способствует формированию навыка правильного дыхания
Являются методом профилактики простудных заболеваний.
Методика применения методического материала
Выполняются в начале основной части занятия как подготовительное к пению и оздоровительное практическое средство, а также при выполнении в едином ритме и синхронно направлено на развитие сплоченности коллектива, взаимной поддержке и ответственности.
Результативность применения методического материала
Регулярное применение данных упражнений способствует разогреву мышц, артикуляционно-голосового аппарата, развитию координации и опоры звука предупреждает появление простудных болезней; воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает мотивацию к занятиям вокалом, развивает дружеские связи в коллективе
Описание выполнения упражнений
Упражнения на дыхание (с закреплением понятия метр)1. Упражнение Пчела
Выполняется в заданном педагогом темпе метра. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко кыш! ( ощущаем тонус пустой диафрагмы), резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность полёта пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза, соблюдая метрическое движение.
2. Упражнение Насос
Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.
а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны) , выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт. Количество упражнений всего – 4.
б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части а.
Упражнения на артикуляцию (пульсация в метре)
1.Упражнение Лошадка
Продолжая ощущать метр в ногах, щёлкаем языком, изображая цоканье копыт.
Затем увеличиваем число цоканий в пульсации, меняем метр на двудольный и трёхдольный.
2. Конфета.
Тело в спокойном положении, руки на поясе. Рот закрыт, зубы разжаты. Ищем языком внутри рта конфетку. По часовой стрелке и обратно. Погладит внутри щёчки язычком по очереди. Высовываем язычок, покусывая от кончика до корня извне. Чья конфетка длиннее?
3. Скороговорка Егорка
Опять задаём в теле темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:
Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.
Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка…. и т.д. пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются!
Аннотация к материалам УМК занятия
Название методического материала
Распевка
Форма методического материала
Подборка вокальных упражнений
Раздел и тема программы
Раздел программы Развитие исполнительского мастерства в ансамбле.
Тема занятия: В одном солнечном ритме
Содержательная структура методического материала
Подборка состоит из песенно-голосовых упражнений с целью подготовки вокального аппарата к вокальному исполнению
Содержательная нагрузка методического материала
Песенно-голосовые упражнения направлены на развитие артистичности, эмоциональности, образности, индивидуальности, собственной манеры исполнения; помогают справиться с волнением и раздражительностью.
Являются методом профилактики негативных эмоций
Методика применения методического материала
Распевку целесообразно проводить непосредственно перед исполнением вокальных произведений, т.к. она способствует развитию вокальной техники, диапазона. Несет нагрузку формирования гармонического слуха в элементах двухголосия.
Результативность применения методического материала
Распевка обеспечивает создание эмоциональной сферы в исполнении двухголосием, основанным на взаимной поддержке, формирует умение работать в ансамбле.
Описание выполнения распевки
Вокальные упражнения:
1.Ниточка
Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги ли, лю, лё в нескольких тональностях по восходящему движению.
Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.
2. Музыкальный лифт .
Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук А - как первый этаж и И - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.
Проходим от ля(м) до фа(1) основного звука.
3. Секвенции
Закрепляем понятие секвенция. Движение мелодии на слог Ли (кантилена); звук Я (стакатто); звук губами тпру при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.
4.Смешанные ритмы
Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой атаки звука. Используются элементы двухголосия.
5.Двухголосие .
(пение двухголосной части мелодии припева песни Родина моя на звук а)
Аннотация к материалам УМК занятия
Название методического материала
Музыка солнца
Форма методического материала
Учебно-дидактическая игра
Раздел и тема программы
Раздел программы Развитие исполнительского мастерства в ансамбле.
Тема занятия: В одном солнечном ритме
Содержательная структура методического материала
Подборка творческих заданий с раздаточным материалом на повторении и закрепление знаний средств музыкальной выразительности
Содержательная нагрузка методического материала
Учебно-дидактическая игра помогает рационально и эффективно организовать процесс обучения, чередовать различные виды деятельности и активности, при этом актуализировать и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности исполнения в ансамбле, формирует доверительные отношения между воспитанниками.
Методика применения методического материала
Используется в качестве контрольно- обучающего, развивающего и средства на основном этапе занятия и укрепляющего организм средства. Является важным элементом занятия, решающим воспитательные задачи по развитию коммуникативных способностей детей.
Результативность применения методического материала
Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля, укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению
Описание проведения игры Музыка солнца
Учащимся выдаются дидактические пособия: шаблоны – солнышки. В центре каждого солнышка - таблички с названиями средств музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; пульсация; ритмический рисунок; темп.
Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.
Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.
В зависимости от выбранного солнышка, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности . Например, если солнышко – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями). Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т.д.
На данном уроке мы разбираем аранжировку песни Родина моя (композитор Давид Тухманов). Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр с помощью пульсации)? В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?
Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.
Аннотация к материалам УМК занятия
Название методического материала
Песенный репертуар:
Шондi
Зарни ар
Форма методического материала
Подборка фонограмм (минус) песенного репертуара для ансамблевого исполнения
Раздел и тема программы
Раздел программы Развитие исполнительского мастерства в ансамбле.
Тема занятия: В одном солнечном ритме
Содержательная структура методического материала
Подборка фонограмм (под минус) песен, изученные и исполняемые детьми в ансамбле
Содержательная нагрузка методического материала
Работа над данным песенным репертуаром способствуют развитию исполнительских навыков в ансамбле, закреплению пройденного материала, самоанализа, адекватной оценки собственной работы в вокальном коллективе
Методика применения методического материала
Работа над песенным репертуаром проводится на основном этапе занятия. Решается задача развития координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.
Результативность применения методического материала
Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом
характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.
Описание работы над песенным репертуаром
Шондi
1.Беседа.
Проанализировав музыку пени (аранжировку) через игру Музыка солнца, определяем жанр песни с помощью текста как жанр патриотической песни, так как она о родине. Какие чувства вызывает в нас текст куплета? Единения, дружбы, гордости за нашу страну. Как поэтом описана красота природы в припеве? Как две мысли – музыкальная и словесная помогают передать настроение и характер песни зрителю?
2.Работа над двухголосием припева.
Обратить внимание на секвенционное движение мелодии, параллельное движение голосов в терцию. Услышать гармоническое движение. Обратить особое внимание на чистоту интонирования и эмоциональность исполнения.
3.Исполнение куплетов. Сравнить атаку звука, обратить внимание на формирование и подачу гласных звуков. Следить за дыханием и дикцией. Ввести элементы движения.
4.Исполнение песни с использованием микрофонов.
Педагог раздаёт микрофоны учащимся, напоминая правила работы с ними.
Исполнение песни под фонограмму (-1) без прописанной вокальной партии.
Песня Зарни ар
Повторение ранее изученной песни с использованием микрофонов и поставленных движений.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×