Развитие коммуникативных навыков детей ОВЗ во время спортивных праздников | Галенко Оксана Юрьевна. Работа №334538
На протяжении 4 лет с детьми с особыми образовательными потребностями проводились спортивно-оздоровительные мероприятия с учетом вышеизложенного. Многие мероприятия были с музыкальным сопровождением, костюмированные, с интересной сюжетной линией (сценарием), в специально оформленном помещении, с различным инвентарем, разнообразием заданий, состязаний и эстафет. При проведении мероприятий участвовали ребята из других классов МБОУ ТСОШ во внеурочной деятельности объединения "Социальное проектирование "Космическое здоровье" с 4 по 11 класс.
Методы диагностики, которые использовались для эффективности применения физкультурно-оздоровительных мероприятий: опрос, педагогическое наблюдение, анкетирование, обратная связь, социометрия.
Тема выступления Галенко О.Ю.: "Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий МБОУ ТСОШ в развитии коммуникативных навыков у младших школьником с ОВЗ (АООП 7.2)
Коммуникация является одной из основных видов деятельностей человека, формируя личность, корректируя и направляя её характеристики. Искусство общения во многом определяет успешность личности во всех сферах социальной жизни: обучении, межличностном взаимодействии, в профессиональной карьере и т.д.
Искусство правильной и эффективной коммуникации - это искусство, которое даётся не всем. Нарушение в коммуникативной сфере у ребенка ведет к искаженному представлению о себе, об окружающем мире, низкой самооценке, и эмоциональной незрелости.
Коммуникативные навыки у детей – это их способность взаимодействовать с окружающим миром, правильно понимая и передавая информацию. Среди них хорошо поставленная речь, связное выражение мыслей и чувств, эмпатия и умение вести диалог.
Опираясь на концепцию общения, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности, способной к продуктивному общению:
м
ежличностная коммуникация;
м
ежличностное взаимодействие;
м
ежличностное восприятие.
Составляющими коммуникативных умений являются:
умение слушать другого человека;
умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;
умение понимать другого;
умение сопереживать, сочувствовать;
умение адекватно оценивать себя и других;
умение принимать мнение другого;
умение решать конфликт;
умение взаимодействовать с членами коллектива.
Задержка психического развития (далее ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с ЗПР составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Многие авторы М.С. Певзнер , Е.С. Слепович , Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др. отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, сниженную потребность в общении, эмоциональную поверхность контактов, низкий уровень эмпатии, сопереживания, а также повышенную возбудимость, ведущую к аффективным реакциям, неадекватным способам выхода из конфликта.. Общение со сверстниками носит эпизодический характер, большинство предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
При длительном общении ребенок с ЗПР быстро утомляется, ввиду органической недостаточности. Уставшие и утомленные обучающиеся могут вести себя разным образом: могут быть пассивными и вялыми или, наоборот, расторможенными, гиперактивными и возбудимыми. Частым явлением может быть грубость, или даже жестокость, вспыльчивость, могут проявлять обиду. Одной из причин затруднения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности в целом может выступить отсутствие эмоционального контакта и процесса общения со взрослыми и сверстниками.
Ученик младшего школьного возраста с ЗПР переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Игровые технологии способствуют развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников, позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу. Используется при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятия в МБОУ ТСОШ групповая, индивидуальная и коллективная форма работы. Создается «ситуация успеха». В результате, достигается эмоциональное удовлетворение своими полученными знаниями у обучающихся.
Применяются групповые технологии - это работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальный метод. При организации таких форм работы формируется умение взаимодействовать в малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций. Сюжетно-ролевые игры, способствуют раскрепощению детей, обучающиеся выполняют различные роли, проигрывают определенный сценарий, выстраивают диалог. Коллективное учебное сотрудничество способствует формированию не только коммуникативных умений и познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему образованию.
Так мы пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ЗПР является игра, так как она формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре ученики приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
На протяжении 4 лет с детьми с особыми образовательными потребностями проводились спортивно-оздоровительные мероприятия с учетом вышеизложенного. Многие мероприятия были с музыкальным сопровождением, костюмированные, с интересной сюжетной линией (сценарием), в специально оформленном помещении, с различным инвентарем, разнообразием заданий, состязаний и эстафет. При проведении мероприятий участвовали ребята из других классов МБОУ ТСОШ во внеурочной деятельности объединения "Социальное проектирование "Космическое здоровье" с 4 по 11 класс.
Методы диагностики, которые использовались для эффективности применения физкультурно-оздоровительных мероприятий: опрос, педагогическое наблюдение, анкетирование, обратная связь, социометрия.
Положительные результаты, достигнутые при проведении диагностики:
ф
ормирование благоприятного п
сихо
логического климата
;
ф
ормирование доброжелательного, доверительного отношения друг к другу;
ф
ормирование навыка согласовывать свои действия с другими (работать в команде) и учиться разрешать конфликтные ситуации мирным путем;
о
бучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
в
оспитание доброжелательного отношения к од
ноклассникам и окружающим людям.
При формировании команд МБОУ ТСОШ для участия в мероприятиях районного уровня и соревнованиях можно выделить общение не только между классами, но и всех детей не зависимо от их параллелей и возрастов. За 4 года сформировался коллектив и доброжелательное отношение между всеми детьми нашей школы. что благоприятно сказывается на выступлениях наших команд за пределами МБОУ ТСОШ.
Следовательно, формирование и развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР возможно через систему специально организованных мероприятий, в процессе которых повысится уровень коммуникативных навыков, степень социальной адаптации. Также можно сделать вывод о том, что инновационные технологии и другие вышеперечисленные формы работы являются эффективными инструментами работы формирования и развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР.