Развитие конструктивных умений младших школьников на основе использования элементов проблемного обучения на уроках технологии | Боброва Александра Владимировна. Работа №354272
В начальной школе учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание направленно на выполнение технологичных операций, позволяет младшему школьнику грамотно выстраивать свою деятельность, реализовать знания, умения и навыки в интеллектуальной – практической деятельности и создает условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Постоянная постановка перед младшими школьниками проблемных ситуаций позволяет вовлечь обучающихся в решение сложных заданий по продуктивной деятельности. Если учитель начальных классов осуществляет развитие конструктивных умений, используя проблемное обучение на уроках технологии, то младшие школьники будут способны решать проблемные ситуации.
Проблемного обучения в содержании учебников технологии для младших школьников недостаточно поурочных разработок, в которых были бы, отражены методы и приемы конструктивных умений, которые будут использоваться в развитии конструктивных умений младших школьников.
Теория проблемного обучения представлена в трудах педагогов М.И. Махмутова, В. В. Давыдова, И.Я. Лернера, психологов и педагогов: Я.А. Коменского, Дж. Брунера, также методистов: Н.М. Конышева и Т.М. Геронимус.
Основой проблемного обучения являются идеи и теоретические положения американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он считал, что обучение, построение с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Мышление, утверждает Д. Дьюи, есть решение проблем. Он считал, что мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования - использование элементов проблемного обучения на уроках технологии с целью развития конструктивных умений младших школьников
Гипотеза исследования: процесс развития у младших школьников конструктивных умений будет проходить эффективно, если:
– учитывать уровень развития у младших школьников конструктивных умений на уроках технологии;
– определить основные методы и приемы развития у младших школьников конструктивных умений;
– использовать элементы проблемного обучения на уроках технологии;
– разработать тематическое планирование уроков по технологии, соблюдая принцип «от простого к сложному»;
– на уроках по технологии включать элементы проблемного обучения с целью развития конструктивных умений младших школьников
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическое освоение использования элементов проблемного обучения для развития конструктивных умений младших школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
– изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития у младших школьников конструктивных умений;
– обосновать выбор методов и приемов по развитию у младших школьников конструктивных умений;
– разработать конспекты уроков по развитию у младших школьников конструктивных умений, включая элементы проблемного обучения;
– определить и апробировать элементы проблемного обучения с целью развития у младших школьников конструктивных умений;
– разработать критерии, способствующие оценке особенностей развития конструктивных умений у младших школьников;
– обобщить результаты теоретической и практической части исследования.
Для решения поставленных задач нами применялись теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: синтез, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление, обобщение, изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности учащихся;
– сбор эмпирических данных (выполнение заданий): педагогическое исследование (констатирующий, формирующий и контрольный (этапы)); методы математической статистики.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы использованных источников; приложения.
Новизна исследования состоит в том, что представлено методическое обоснование методов и приемов использования элементов проблемного обучения на уроках технологии с целью развития у младших школьников конструктивных умений на уроках технологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы подобран и апробирован практический материал, имеющий критериальную основу оценивания особенностей развития конструктивных умений у младших школьников с применением элементов проблемного обучения.
1158ea5d290b4e3533f31e4ce6c81488.DOCX