Развитие креативного мышления у младших школьников: эффективные приемы | Порохня Наталия Фёдоровна. Работа №363709
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития креативного мышления у младших школьников как важного фактора формирования личности, способной к продуктивной деятельности в условиях современного общества. Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, анализируются особенности креативности в младшем школьном возрасте, выявляются условия и эффективные приемы её формирования в образовательном процессе. Особое внимание уделено таким методам, как дивергентное мышление, игровые технологии, проектная деятельность и продуктивное общение.
Ключевые слова: креативное мышление, младший школьный возраст, игровые технологии, дивергентное мышление, проектная деятельность, продуктивное общение.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ
Порохня Наталия Фёдоровна, учитель начальных классов
ГБУ ОО ЗО СОШ№4 г. Токмак
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития креативного мышления у младших школьников как важного фактора формирования личности, способной к продуктивной деятельности в условиях современного общества. Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, анализируются особенности креативности в младшем школьном возрасте, выявляются условия и эффективные приемы её формирования в образовательном процессе. Особое внимание уделено таким методам, как дивергентное мышление, игровые технологии, проектная деятельность и продуктивное общение.
Ключевые слова: креативное мышление, младший школьный возраст, игровые технологии, дивергентное мышление, проектная деятельность, продуктивное общение.
Современное общество предъявляет высокие требования к личности, обладающей нестандартным мышлением, способностью к генерации новых идей и решению сложных задач. В связи с этим в образовательной среде усиливается внимание к развитию креативного мышления как одной из ключевых компетенций XXI века. Особенно важным представляется развитие креативности в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы познавательной активности, гибкости мышления и способности к самостоятельному поиску решений.
Креативное мышление — это процесс, в ходе которого человек выходит за рамки традиционных способов решения задач, создавая новые, оригинальные идеи (Гилфорд, 1967). Развитие данного типа мышления тесно связано с дивергентным мышлением (способностью к множественным вариантам решений), воображением, любознательностью и способностью видеть нестандартные связи между объектами и явлениями. В отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) креативность рассматривается как важный компонент интеллектуального и личностного развития ребенка.
В данной статье будут рассмотрены особенности креативного мышления младших школьников, условия его развития и эффективные педагогические приемы, способствующие формированию творческой активности в образовательном процессе.
Младший школьный возраст (6–10 лет) характеризуется активным развитием познавательных процессов: дети осваивают навыки логического мышления, приобретают способность к анализу, синтезу, обобщению. Однако в силу возраста их мышление остается преимущественно наглядно-образным, что создает предпосылки для развития воображения и креативности (Пиаже, 1951).
Основные характеристики креативного мышления младших школьников:
- Гибкость мышления – способность менять подход к решению задачи, находить нестандартные пути.
- Оригинальность – умение создавать уникальные идеи и продукты.
- Быстрота мышления – способность к генерации множества идей за короткое время.
- Воображение – умение представлять невидимые, абстрактные образы и строить на их основе новые концепции.
Эти качества необходимо развивать в образовательной среде, используя специально разработанные приемы и методы.
Условия и приемы развития креативного мышления в начальной школе:
1. Формирование креативного мышления требует соответствующей образовательной среды, которая включает:
- вариативность учебных заданий, предполагающих творческую активность;
- атмосферу психологической безопасности и поддержки;
- использование проблемного обучения и исследовательской деятельности.
Методы и приемы развития креативности:
1. Метод дивергентного мышления. Разработанный Дж. Гилфордом, данный метод направлен на развитие способности находить несколько решений одной задачи. Примеры заданий:
- «Что можно сделать с обычной скрепкой, кроме её основного назначения?»
- «Придумай 10 способов использования газеты»
2. Игровые технологии. Игры стимулируют воображение, создают условия для свободного выражения идей. Особенно эффективны:
- Ролевые игры («Если бы я был учёным…»)
- Ассоциативные игры («На что похожа эта фигура?»)
- Игры на развитие фантазии (сочинение историй, создание необычных персонажей).
3. Проекты позволяют детям самостоятельно искать информацию, выдвигать гипотезы и создавать творческие продукты. Важно, чтобы проекты были интересны самим детям:
- создание сказки или мультфильма;
- разработка макета города будущего;
- экспериментальные исследования (например, изучение свойств воды).
4. Совместная работа над задачами способствует обмену идеями, формированию новых взглядов. Эффективны:
- мозговой штурм (быстрый генератор идей без критики);
- метод шести шляп мышления (Э. де Боно) – анализ проблемы с разных точек зрения.
5. Использование современных цифровых инструментов (онлайн-доски, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии) расширяет возможности для творческой деятельности и нестандартного мышления.
Эффективное развитие креативного мышления требует системного внедрения описанных приемов в образовательный процесс. Учителю важно:
- регулярно включать творческие задания в уроки;
- создавать условия для исследовательской и проектной деятельности;
- стимулировать креативность в повседневной жизни класса;
- оценивать не только правильность ответа, но и оригинальность мысли.
Например, на уроках литературы можно предлагать детям сочинять альтернативные концовки сказок, а на математике – придумывать задачи с нестандартными условиями.
В заключение отметим, что развитие креативного мышления у младших школьников – важнейшая задача современного образования. Креативность позволяет детям адаптироваться к меняющемуся миру, находить нестандартные решения и проявлять инициативу. Формирование творческого мышления возможно при наличии соответствующих условий: поддерживающей среды, творчески ориентированной педагогики, включения в процесс обучения интерактивных и игровых технологий, дивергентных заданий и проектной деятельности. Таким образом, системный подход к развитию креативности способствует не только интеллектуальному, но и личностному развитию ребенка, формированию его самостоятельности, уверенности и способности к продуктивному взаимодействию с окружающим миром.
Список литературы:
Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева /Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2016 – 136 с.
Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы. – 2015 - №4. – с. 66-72.
Корнилова В.Ф. Развитие критического мышления третьеклассников на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2017 – №8. – С.93-99.