Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие креативного мышления у младших школьников: эффективные приемы | Порохня Наталия Фёдоровна. Работа №363709

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития креативного мышления у младших школьников как важного фактора формирования личности, способной к продуктивной деятельности в условиях современного общества. Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, анализируются особенности креативности в младшем школьном возрасте, выявляются условия и эффективные приемы её формирования в образовательном процессе. Особое внимание уделено таким методам, как дивергентное мышление, игровые технологии, проектная деятельность и продуктивное общение. 

Ключевые слова: креативное мышление, младший школьный возраст, игровые технологии, дивергентное мышление, проектная деятельность, продуктивное общение. 

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

 

Порохня Наталия Фёдоровна, учитель начальных классов

ГБУ ОО ЗО СОШ№4 г. Токмак

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития креативного мышления у младших школьников как важного фактора формирования личности, способной к продуктивной деятельности в условиях современного общества. Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, анализируются особенности креативности в младшем школьном возрасте, выявляются условия и эффективные приемы её формирования в образовательном процессе. Особое внимание уделено таким методам, как дивергентное мышление, игровые технологии, проектная деятельность и продуктивное общение.

Ключевые слова: креативное мышление, младший школьный возраст, игровые технологии, дивергентное мышление, проектная деятельность, продуктивное общение.

 

Современное общество предъявляет высокие требования к личности, обладающей нестандартным мышлением, способностью к генерации новых идей и решению сложных задач. В связи с этим в образовательной среде усиливается внимание к развитию креативного мышления как одной из ключевых компетенций XXI века. Особенно важным представляется развитие креативности в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы познавательной активности, гибкости мышления и способности к самостоятельному поиску решений.

Креативное мышление — это процесс, в ходе которого человек выходит за рамки традиционных способов решения задач, создавая новые, оригинальные идеи (Гилфорд, 1967). Развитие данного типа мышления тесно связано с дивергентным мышлением (способностью к множественным вариантам решений), воображением, любознательностью и способностью видеть нестандартные связи между объектами и явлениями. В отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) креативность рассматривается как важный компонент интеллектуального и личностного развития ребенка.

В данной статье будут рассмотрены особенности креативного мышления младших школьников, условия его развития и эффективные педагогические приемы, способствующие формированию творческой активности в образовательном процессе.

Младший школьный возраст (6–10 лет) характеризуется активным развитием познавательных процессов: дети осваивают навыки логического мышления, приобретают способность к анализу, синтезу, обобщению. Однако в силу возраста их мышление остается преимущественно наглядно-образным, что создает предпосылки для развития воображения и креативности (Пиаже, 1951).

Основные характеристики креативного мышления младших школьников:

- Гибкость мышления – способность менять подход к решению задачи, находить нестандартные пути.

- Оригинальность – умение создавать уникальные идеи и продукты.

- Быстрота мышления – способность к генерации множества идей за короткое время.

- Воображение – умение представлять невидимые, абстрактные образы и строить на их основе новые концепции.

Эти качества необходимо развивать в образовательной среде, используя специально разработанные приемы и методы.

Условия и приемы развития креативного мышления в начальной школе:

1. Формирование креативного мышления требует соответствующей образовательной среды, которая включает:

- вариативность учебных заданий, предполагающих творческую активность;

- атмосферу психологической безопасности и поддержки;

- использование проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Методы и приемы развития креативности:

1. Метод дивергентного мышления. Разработанный Дж. Гилфордом, данный метод направлен на развитие способности находить несколько решений одной задачи. Примеры заданий:

- «Что можно сделать с обычной скрепкой, кроме её основного назначения?»

- «Придумай 10 способов использования газеты»

2. Игровые технологии. Игры стимулируют воображение, создают условия для свободного выражения идей. Особенно эффективны:

- Ролевые игры («Если бы я был учёным…»)

- Ассоциативные игры («На что похожа эта фигура?»)

- Игры на развитие фантазии (сочинение историй, создание необычных персонажей).

3. Проекты позволяют детям самостоятельно искать информацию, выдвигать гипотезы и создавать творческие продукты. Важно, чтобы проекты были интересны самим детям:

- создание сказки или мультфильма;

- разработка макета города будущего;

- экспериментальные исследования (например, изучение свойств воды).

4. Совместная работа над задачами способствует обмену идеями, формированию новых взглядов. Эффективны:

- мозговой штурм (быстрый генератор идей без критики);

- метод шести шляп мышления (Э. де Боно) – анализ проблемы с разных точек зрения.

5. Использование современных цифровых инструментов (онлайн-доски, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии) расширяет возможности для творческой деятельности и нестандартного мышления.

Эффективное развитие креативного мышления требует системного внедрения описанных приемов в образовательный процесс. Учителю важно:

- регулярно включать творческие задания в уроки;

- создавать условия для исследовательской и проектной деятельности;

- стимулировать креативность в повседневной жизни класса;

- оценивать не только правильность ответа, но и оригинальность мысли.

Например, на уроках литературы можно предлагать детям сочинять альтернативные концовки сказок, а на математике – придумывать задачи с нестандартными условиями.

В заключение отметим, что развитие креативного мышления у младших школьников – важнейшая задача современного образования. Креативность позволяет детям адаптироваться к меняющемуся миру, находить нестандартные решения и проявлять инициативу. Формирование творческого мышления возможно при наличии соответствующих условий: поддерживающей среды, творчески ориентированной педагогики, включения в процесс обучения интерактивных и игровых технологий, дивергентных заданий и проектной деятельности. Таким образом, системный подход к развитию креативности способствует не только интеллектуальному, но и личностному развитию ребенка, формированию его самостоятельности, уверенности и способности к продуктивному взаимодействию с окружающим миром.

 

Список литературы:

Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева /Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2016 – 136 с.

Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы. – 2015 - №4. – с. 66-72.

Корнилова В.Ф. Развитие критического мышления третьеклассников на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2017 – №8. – С.93-99.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×