Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор: Орехова Анна Александровна

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель -ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

              Меня  заинтересовала технология «Развитие критического мышления». Что такое критическое мышление? Это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер. Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни.

               Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

1.На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.

Приёмы, используемые на этом этапе на уроках чтения:

1.     0. Прием «Загадка»
Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки- описания.

1.2. Прием прогнозирование по иллюстрации

Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: 1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? 2..Опишите героя, определите черты его характера.

     1.3. Приём «ассоциация»

Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется?  Что может произойти в  произведении  с таким названием?

Прошу сформулировать свои догадки.)

 


 

 1.4.Прием «Театрализация».
Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.
1.5Прием «Отсроченная догадка»
Учащиеся высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остается открытым почти до конца урока. А в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

 1.6. Прием «Корзина» или «Мозговая атака» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме     

  1.7. Игра «Верите ли вы?» Учитель предлагает различные верные и неверные утверждения по пройденному материалу, дети дают письменные ответы, ставя знак «+» или « - »

1.8. Таблица «Знаю – хочу знать - узнал».

Перед учащимися ставятся вопросы:

Что вы знаете об этом писателе?

Какие знаете его произведения?

Особенности произведений этого писателя

Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, в конце урока ученики заполняют третью колонку таблицы. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 


1.9.  Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

 

 

 

 

 Дерево предсказаний может выглядеть так:

Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

 

 2. Главными задачами второго этапа -  осмысление  -  является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

2.0. Чтение с остановками. Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению (« Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»)

2.1.Прием «Чтение – суммирование в парах»

Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей  теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали

2.2. Приём  «Инсерт» - чтение с пометами

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

 Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется  при работе  с текстами про животных и с научно-познавательными текстами

2.3. «Работа с вопросником».

 Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

2.4.«Взаимоопрос.»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

что произойдет дальше…?» «Как поступили бы вы…?»

2.5.«Уголки»

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

2.6.  «Логические цепочки»
Этот прием очень полезен при пересказе текстов. Учащимся после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности.
Подбери заголовки к абзацам ( одновременно идет работа по    составлению плана текста).

·         Прочитай текст. Выбери заглавие из данных или придумай своё.

·         Закончи текст.

·         Объясни название текста

·         Восстанови перепутанные логические цепочки.

2.7. Прием «Тонкие и толстые вопросы»
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, а в левой колонке –вопросы, требующие подробного и развернутого ответа.
Примеры ключевых слов «толстых и тонких» вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли Вы…?

Благодаря этому приему учащиеся учатся задавать вопросы, что пожалуй сложнее, чем на них отвечать.

2.8. Ромашка Блума • Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала,  ориентированы на работу памяти. Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» «Как поступили бы вы…?»

3.  На этапе -  рефлексия -  учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа

3.1. «Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

3.2. «Создание викторины»

Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

3.3.Создание кроссворда.

3.4. Эссе. Небольшое письменное задание на 5 – 7 минут, предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма на предложенную тему. Главное правило -  не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

3.5.Приём РАФТ.

Р – роль (любой человек планеты)

А – аудитория (кому будете писать – жителям какой – то планеты)

Ф – форма (рассказ, сказка, стихотворение и т.д.)

Т - тема

3.6.Приём «Письмо по кругу».

3.7.Приём «Интервью».

3.8. Приём  «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1.  В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.  Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.  Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

1.    Сказка.

2.     Волшебная, бытовая.

3.     Читать, пересказывать, учить.

4.    Сказка – ложь, да в ней намёк.

5.    Фантазия, выдумка.             

Например:

 

 

 

 

 

 


Музыка
Веселая,бодрящая.
Веселит,успокаивает. Отвлекает,
Все любят разную музыку. 
Песня.

Музыка 
Хорошая, разная. 
Под неё танцуют.
Слушают люди и животные.
Мелодия.

 

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

 3.9. «Кластер»

 Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Например, центр – название текста, Смысловые единицы –  деление текста  на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз .

 

 3.10.Приём «Шесть шляп мышления»

С помощью этого приёма мы поразмышляем и обобщим то, что вы узнали из моего доклада по теме «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения».

1)    Белая шляпа – факты, сбор информации.

2)    Красная шляпа – ваши чувства, эмоции.

3)    Жёлтая шляпа – преимущество, польза, выгода.

4)    Чёрная шляпа – критика, отрицательные стороны.

5)    Зелёная шляпа – творчество, цвет исследований, новых идей.

6)    Синяя шляпа – подведение итогов, жизненный урок.

 В заключении. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x