Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие межличностных отношений как психолого-педагогическая проблема | Елизарова Надежда Олеговна. Работа №309520

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье даётся характеристика понятия "Межличностные отношения" и их классификация. Рассмотрены взгляды различных учёных на межличностные отношения школьников как психолого-педагогическая проблема, описаны собенности орагнизации межличностных отношений школьников. Так же рассмотрено понятие эмпатия, которое тесно связано с процесслм организации межличностных отношений школьников. Дается определение понятию "эмпатийный человек", описываются характеристики и особенности развития личности "эмпатийного человека".

Развитие межличностных отношений как психолого-педагогическая проблема

Процесс развития межличностных отношений является одним из важнейших объектов исследований в области психологии, социологии и педагогики.

Основополагающей является характеристика, данная Л.С. Выготским. Он сформулировал принципы развития межличностных отношений детей в коллективе (деятельность, гласность, ответственность, эмпатия, рефлексия); вычленил основные этапы развития межличностных отношений. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук — философии, этики, психологии, социологии и педагогики.

Д.Б. Эльконин процесс развития межличностных отношений детей в коллективе сравнивал с развитием социального организма, основными критериями которого является целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности.

Л.И. Божович и В.П. Михайлова процесс развития межличностных отношений детей в коллективе рассматривали через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе.

По определению, данному Артуром Ребером в "Большом толковом психологическом словаре", межличностный – 1) вообще: характеристика отношений между двумя или более людьми, с коннотацией, что взаимодействие является взаимным; 2) относящийся к явлениям, свойствам, эффектам и так далее, которые являются результатом таких взаимодействий; 3) широкое значение: то, что является социальным.

В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, межличностные отношения рассматриваются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых личностями друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения – это система установок, ориентацией, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

В нашем исследовании мы будем придерживаться определения, данного Артуром Ребром, и рассматривать межличностные отношения как систему социальных взаимоотношений личностей в коллективе. Взаимоотношения опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

М.Г. Ярошевский в своих исследованиях раскрывает сущность понятия межличностных отношений и их классификацию. По мнению автора, взаимоотношения делятся на официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, отношения руководства и подчинения.

Межличностные отношения являются основой формирования социально-психологического климата людей в коллективе и влияют на организацию совместной деятельности личностей в коллективе.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения — это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Межличностные отношения в группе рассматриваются учеными в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга, и это характерно, в частности, для дальнейшего их исследования.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?

Это можно сделать, предположив зависимость межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т.е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно этой теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.

В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению к товарищам по группе. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности, и групповая мораль, характерная для таких малых групп, вынуждает индивидов с целью самозащиты и отстаивания своих личных интересов проявлять себя в системе взаимоотношений с худшей стороны.

Ребенок стал интересовать взрослое общество как нечто, отличное от него и имеющее самостоятельную ценность, относительно недавно, чуть больше двух веков назад. Французские просветители XVIII века увидели в ребенке замечательный объект воспитания: его легче обучать и воспитывать, результат достигается быстро и нередко сохраняется на всю жизнь.

В XIX веке стали ценить не только обучаемость ребенка, но и качественное своеобразие личности, его взаимоотношение с другими людьми.

В XX веке этим вопросом стали заниматься более глубоко. Вопрос развития взаимоотношений ребенка заинтересовал З.Фрейда и его последователей. Неофрейдисты придавали огромное значение комфортному, радостному детству для психического развития ребенка и всего общества.

Психология личности занимает в системе психологических знаний особое место. Рассматривая вопросы, касающиеся основных характеристик человека и его развития, выдающийся психолог Б.Г. Ананьев писал: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Одним из механизмов взаимопонимания является межличностное общение, поле деятельности которого – взаимоотношения между хорошо знакомыми партнерами.

Межличностные механизмы общения строго индивидуальны. К ним относятся рефлексия, эмпатия и личностная идентификация.

Рефлексией называется понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознания того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другими. Личность, владеющая рефлексией, многократно проигрывает в уме собственную тактику поведения и поведение партнера по общению, легко изменяет свое поведение в случае необходимости. Сложный процесс рефлексии включает, как минимум, шесть позиций, показывающих взаимное отображение лиц, вступивших в общение: сама личность, какова она в действительности; как эта личность воспринимается партнером; как она видит саму себя. И отношение к этим трем позициям другого партнера.

Чем сложнее внутренняя жизнь личности, тем полнее рефлексия. Чем шире образован и лучше воспитан человек, тем больше стремится он разобраться в последовательности или противоречивости своего поведения, осознать свои недостатки и исправить их.

Однако однозначной зависимости здесь нет. Часто развитой интеллект не гарантия объективной самооценки. Дело в том, что отношение к себе зависит не столько от умственного развития, сколько от коммуникативных черт характера личности, от ее эмоционального мира. Личность все время ведет внутренний диалог сама с собой. Она находит оппонента в самой себе и, конфликтуя с ним, определяет содержание своего мышления и деятельности.

В общении с другим человеком эпизодически, по отдельным признакам создается неполная, мозаичная картина о его переживаниях. При полной же рефлексии мысленно воссоздаются переживания другого человека не только в отдельных эпизодах общения, но и на весь период длительного общения с ним.

Эмпатия - понимание другого человека без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их. При эмпатии человек проникается психическим состоянием собеседника путем анализа его мимики, жестов, поз. Механизм эмпатии включает два этапа. Вначале личность, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы "вживается" в него. Знание о том, что он переживает, достигается постановкой себя на его место. Затем, на втором этапе, производится анализ переживаний партнера. Если второго этапа нет, эмпатия неполная. При ней имеет место "заражение" чужим состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний партнера.

Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает о себе личность партнеру по общению, о многих вещах вообще не принято говорить. В этих случаях собеседник получает невербальную информацию, источники получения которой – поза, мимика, жесты, походка, одежда партнера.

Эмпатийный человек учитывает побуждения и состояние партнера. С ним легко и приятно общаться. И наоборот, человека с низкой эмпатией считают злым, бездушным, бесчувственным, нетактичным. Он не в состоянии нормально контактировать с окружающими. Его не любят сверстники, у него много врагов. Нехороша и слишком высокая эмпатийность. Она может привести к высокой зависимости настроения и поведения индивида от психических состояний окружающих.

Эмпатийному человеку по невидимым каналам передается страх, радость, обида, удовлетворенность собеседника. Он время от времени обращается к людям для проверки своих впечатлений. Эмпатия партнеров по общению помогает избежать многих конфликтов.

Для развития эмпатии ничем незаменимое значение имеет психологический климат, царящий в семье и в школе. Без внимания, заботы, доброты, уважения друг к другу, матери и отца в семье, учителей в школе не развивается эмпатия у детей.

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Взаимопонимание помогает личности ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, успешно работать в коллективе, вступать в контакт с другими людьми. Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит от отношений детей в коллективе, зрелости ученического коллектива и мастерства педагога.

Таким образом, развитие межличностных отношений - сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Эффективность межличностных отношений зависит от сплоченности детского коллектива, объединенного общностью традиций и целей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×