Развитие мелкой моторики через лепку. | Шакирова Ирина Николаевна. Работа №275888
Автор: Шакирова Ирина Николаевна
В.А. Сухомлинский писал, что Источник способностей и дарований детей -на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки,тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке,тем ребенок умнее...."
Когда ребенок лепит происходит естественный процесс управления кистями рук. Занятия лепкой влияет на развитие мелкой млоторики,речевого аппарата, и нтеллектуальных способностей. Очень важно,что процесс лкпки различных фигур,отлично влияет на пальчики детей, подготавливая их к письму.
Развитие мелкой моторики через лепку.
В.А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Когда ребенок лепит, происходит естественный процесс управления кистями рук. Занятия лепкой влияет на развитие мелкой моторики, речевого аппарата, интеллектуальных способностей. Хорошее воздействие оказывает на нервную и зрительную систему. Очень важно, что процесс лепки различных фигур, отлично влияет на пальчики детей, подготавливая их к письму.
Рассмотрим несколько полезных советов по занятию лепкой с детьми:
Начина
ть
как можно раньше.
Для первых занятий используем тесто
одного цвета
.
Чем младше ребенок, тем мягче должен быть материал для лепки. Начать можно с соленого теста или специальной массы для лепки, например,
Play
Doh,мягкого
пластилина.
Придумывайте сюжет для каждого занятия, обыгрывайте его. Так вы сможете сохранить интерес ребенка к лепке.
Заранее готовьте материалы и инструменты для занятия лепкой. Уберите со стола все лишнее.
Вначале занятия могут длиться 5 – 15 минут, но со временем продолжительность занятия можно увеличивать.
Взрослый предлагает ребенку кусочек теста, пластилина для знакомства с консистенцией.
На своем примере в
зрослый показывае
т как
можно «играть « с пластилином.
Н
е следу
ет чересчур перегружать ребенка, повышать голос.
Весь процесс занятия проговаривается взрослым.
Повторяйте занятия, которые особенно понравились ребенку. Но не забывайте и про разнообразие.
Итак, занимаясь лепкой, мы учим ребенка: тыкать в него пальчиком; хлопать по тесту ладошкой, плющить его ладошкой, размазывать пальцем, отщипывать кусочек, прилеплять кусочек, катать «колбаски» ладошкой, катать маленькие «колбаски» или «колобки» пальчиком, резать стекой «колбаску», плющить «колобки» в лепешку ладошкой или пальчиком.
Распечатайте, раскрасьте, вырежьте или нарисуйте основу и предложите ребенку:
сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке;
положить
витаминки
в баночку, конфетки в тарелочку;
зажечь фонари на светофоре;
приделать колеса машине, паровозу;
сделать снегопад;
прилепить яблоки к яблоне, ягоды — к ветке рябины, лепестки – к цветочку, семечки – к арбузу, листья – к дереву, шарики – на елку, глазки – к рыбке или другому животному
Ребенок может лепить элементы как в произвольном порядке, так и на конкретные места.
Размазывать пальчиками или ладонью. Нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку: спрятать зверька, сделать берлогу для мишки, и т.д., размазав пластилин по маленькому рисунку.
Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин.
В наборах для лепки Play Doh есть рельефные скалки. Малышам нравится раскатывать массу и видеть на ней интересные отпечатки.
Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Желательно использовать массу для лепки или мягкий пластилин.
Вдавливать различные предметы в пластилин.
Для подобных занятий заранее готовим основу – раскатываем лепешку толщиной около 3 мм нужного нам цвета (зеленый для травы, синий для воды и т.д.). Предлагаем малышу:
посадить грибочки или цветочки из мозаики;
макароны в виде машинок вдавливать в дорогу из пластилина, черепашек – в песочек и т.д. Делать лучики для солнышка из спагетти, червячков из завитых макарон, раскладывать ракушки на песке, потом собирать их в ведерко, которое заранее можно вылепить из пластилина;
из фасоли сделать дорожку, бусы, сажаем картошку, выкладываем буквы и цифры (ближе к 3 годам);
семечки или гречку вдавить в подсолнух;
бусинами, пуговицами,
пайетками
украсить пластилиновую основу в виде бабочки, рыбки, елки, платья;
из спичек сделать заборчик для коровы, колючки для ежика.
Скатывать шарики, большие и маленькие. Так можно делать из пластилина:
пирожки, конфетки,
витаминки
, яблоки, апельсины, ягодки, яички, колобка, снежки.
Раскатывать колбаску. Раскатывая колбаски, делаем:
полоски зебре, тигру, жучку;
лестницу, забор, шпалы;
лучики солнцу;
колбаску, бананы, сушки, крендельки для куклы;
червячков, змею, улитку.
Разрезать пластиковым ножом, ножницами. Разделять пластилин, прикладывая линейку ребром.
п
усть ребенок сделает колбаску и порежет ее на части, покормив вас и зверей;
из плоского кусочка сделайте
печеньки
, геометрические фигурки.
Соскребать пластилин стеком или линейкой.
Залепите маленькие изображения животных, машинок пластилином. И предложите малышу узнать, кто же там прячется.
Раскрашивание пластилином.
Распечатайте раскраску для самых маленьких или нарисуйте простое изображение. Предложите ребенку раскрасить его, размазывая пластилин
Главное, чтобы основа была небольшой, ведь у ребенка не хватит терпения на большую поделку.
Соединять пластилиновые детали между собой. Простые поделки из пластилина:
грибок, морковка, яблоко, неваляшка, снеговик, погремушка, конфетка;
бусы, виноград, гусеница из пластилиновых шариков.
Нанизывать пластилин на проволоку, спичку или тонкую палочку:
гусеница, бусы;
леденцы на палочке, вишенки.
Лепить буквы и цифры. Пластилин можно прилеплять на распечатанные контуры букв и цифр или же просто лепить без контуров.
Фантазируйте и творите вместе с детьми!