"Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти" | Матвеева Светлана Закировна. Работа №254577
Автор: Матвеева Светлана Закировна
Музыкальная память
Музыкальная память – это значимая часть музыкальных способностей, таких как музыкальный слух, чувство ритма и других. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций, эмоций, переживания человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.
В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие запоминают очень быстро, но не точно, поверхностно, третьи продвигаются по этому пути с трудом.
В процессе работы на уроке порой с большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру, прием. В момент выступления на сцене ученик неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. Возникает и ряд других практических вопросов, например, как лучше работать над произведением, «доводить» его, заучив сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы, в движение рук? Для того, чтобы управлять процессом запоминания необходимо иметь представление о типах и видах памяти, о её природе.
Память лежит в основе всей деятельности человека. Музыкальная память, как и все психические процессы, так же раскрывается в практической деятельности.
Существует, по крайней мере, два типа памяти: память репродуктивная (механическая) и реконструктивная (творческая).
Репродуктивная (образная) память особенно ярко представлена у детей 5-6 лет. Их мозг еще не достаточно творчески перерабатывает поступающую из окружающего мира информацию. В этот период запоминание обычно кратковременно, информация не столько перерабатывается, сколько образно комбинируется. У ребенка 5-6 лет воспроизведение обычно дословно, узнавание происходит при точном повторении. Это та память, которая нужна человеку как основа для будущей жизни.
Работа над музыкальным произведением в этом возрасте имеет свои особенности. Так, менять штрихи, аппликатуру не всегда целесообразно, т.к. новый вариант заставляет ребёнка в значительной мере перестраивать в своем сознании все произведение в целом. По этой же причине не стоит расчленять произведение и задавать выучить отдельные его фрагменты, поскольку каждый отрывок может восприниматься им как целое, отдельное произведение. Однако распространение этой системы на весь процесс обучения приводит в старших классах к натаскиванию, зубрежке, к заучиванию только одного «жесткого» варианта трактовки, что сковывает творческие возможности музыканта.
Реконструктивная (творческая) память связана с творческой, а не механической работой сознания, избирательной переработкой информации. С годами детская репродуктивная механическая память оттесняется на второй план. В работу вступает новая система памяти, реконструктированная.
Реконструктивный момент связан с воображением. Вспоминая отдельные яркие мгновения, человек способен реконструировать целое.
Память – не фотографирование действительности, а сложнейший процесс, развивающийся во времени. По содержанию в памяти можно выделить 3 структуры: запоминающую - направленную в прошлое, воспроизводящую – связанную с настоящим и синтезирующую – направленную в будущее.
В работе пианиста можно выделить 4 уровня.
Первый уровень связан с поведенческой, двигательной памятью, а психологически – с интересом. Чем интенсивнее интерес, чем больше ярких моментов на уроке или в домашней работе, тем крепче запоминаются нотный текст и игровые движения.
Второй уровень связан уже не с самим запоминанием текста, а с поиском и запоминанием выразительных инструментальных средств для художественного воплощения произведения – нужного характера, штрихов, выразительных комплексов и т.д., то есть с поставленной творческой целью.
Третий уровень связан с памятью художественно-образного решения произведения, богатым кругом рождающихся художественных ассоциаций, то есть с творческой фантазией.
Четвертый уровень связан уже не только с изучаемым произведением, удержанием всего полученного материала, его синтезированием, но и переработкой его в новую творческую программу на основе получаемого опыта, то есть с общим художественным развитием личности.
Процесс воспроизведения музыкального произведения по памяти – это всегда творческий процесс реконструкции образов. Следует активизировать разные виды памяти для эффективного «вспоминания» произведения.
Музыкальная память – это в первую очередь художественная память на музыку и свою интерпретацию образов. Мы говорим об образе, его драматургии, о целом, которое помогает увидеть частности. Для этого важны кульминации и прочие вехи, которые помогают конкретизировать внимание.
Память музыканта-исполнителя соединяет художественное мышление с двигательным. При исполнении произведения широко используется двигательно-поведенческая память, связанная с профессиональным опытом (запоминание движения, заучивание последования двигательных комплексов), память «впрок» (будущего) оказывается при этом решающей. Чем больше в запасе найденных вариантов, тем свободнее чувствует себя исполнитель. В процессе исполнения он выбирает один вариант из памяти, наиболее соответствующий его состоянию.
В двигательной памяти выделяют осязательно-тактильную, направленную на контроль настоящего, и двигательно-мышечную, направленную в прошлое и будущее. Среди элементов художественной памяти можно выделить много комплексных, например, память на ощущение окраски звука (связь мышечных, темброво-слуховых ощущений и художественных представлений). Стимулом для запоминания произведения прежде всего является возбуждение максимального интереса к музыке, произведению, нахождению своего отношения, постановка определенной художественной цели.
Если не проделать дома большой путь творческого обогащения информации, если ограничиться только точным заучиванием, зазубриванием, круг ассоциаций значительно сужается, информация становится малосодержательной. Бессмысленный материал запоминается в 7 раз хуже хорошо осмысленного. Зазубривание только одного варианта делает процесс не только не творческим, но и опасным, так как малейшее изменение условий субъективного состояния выбивает исполнителя с узкой проторённой дорожки. Зубрежка резко уменьшает объём памяти, так как приучает мозг оперировать упрощенной, однообразной информацией.
Можно вывести несколько рекомендаций относительно того, как и сколько нужно заниматься, чтобы максимально использовать свойства памяти и не отягощать её.
Всё, что исполнитель осуществляет на инструменте, сразу в этот же момент не запоминается и не выучивается. В процессе заучивания 5 минут однотипной работы – это максимум, на что способна наша память. После этого лучший интервал для того, чтобы получить ответ, что запомнилось – 20 минут. Через 20 минут переработка информации мозгом осуществляется всего на 50-60%, через сутки на 65-70%, а через 3 суток на 75%.Это так называемое явление «реминисценции» (непроизвольное воспроизведение невоспроизводимого сразу).
Усиление долговременной памяти зависит от непроизвольного повторения в уме; от обязательного повторения по памяти при заучивании; от обогащения информации в скрытый период, особенно во время покоя. Это необходимо для содержательной художественной стороны.
Для двигательной стороны интервалы несколько иные: от конца упражнения (достаточно короткого по времени) наилучший период для воспроизведения составляет от 30 секунд до 2-х минут, когда повторение эффективно. К 10 минуте наилучший период заканчивается, и реминисценция исчезает, следовательно, через 10 минут можно начать учить уже новое. Движение лучше всего запоминается при оптимальном мышечном тонусе, близком к предельному («образному»), и резко падает при расслабленных мышцах или излишне напряжённых. «Зажатый» ученик вследствие этого может очень плохо запоминать текст.
Какова польза повторения? Повтор, который осуществляет музыкант, необходим на первых стадиях работы для сравнения и проверки варианта: что сделано, что не доделано, что необходимо закрепить. Следует учесть следующую особенность режима работы мозга: два повторения в день втрое эффективнее восьмикратного повторения. Это, однако, касается лишь примитивной зубрежки. Творческое же нахождение вариантов – не столько повторение, сколько обогащение, переработка информации. Музыка неповторима, любое повторение лишает её эстетической сущности. Необходимо обратить внимание так же на то, что прерванная задача лучше запоминается, она заставляет мозг активнее работать, быстрее схватывать новое, лучше запоминать.
Секрет быстрого и прочного запоминания произведения – использование нескольких каналов. Например, зрительная память на графическое изображение той или иной ноты недостаточна. Зрительно важнее представлять общую структуру произведения, а не только ноты и их место на странице.
К структурной последовательности можно привязать и ассоциативный ряд. В ассоциативном ряду должны вместе работать зрительно-двигательный и зрительно-слуховой моменты. Основная задача памяти – помочь воссоздать единый комплекс, в котором конец замыкался бы на начало в целом художественном процессе интерпретации.
Огромное значение имеет музыкальная память при публичном исполнении. Срывы на эстраде происходят из-за того, что память не любит, когда ей не верят. Здесь уверенность важнее, чем сомнения: а не подведет ли память?
При заучивании важно заранее «промоделировать» не только то, как будет сыграно произведение, но и своё состояние на эстраде. Отсюда необходимость проверки исполнителя перед выступлением обстановкой, близкой к эстрадной (хотя бы прослушивание соучениками).
Известно, что при исполнении произведений начало и конец запоминаются лучше, а средняя часть несколько хуже. Здесь действует так называемый «эффект края».
Срывы на эстраде бывают при переключении внимания. К примеру, один эпизод выучен хорошо, а другой хуже. Внимание может своевременно не подготовиться к необходимости активизации, и происходит ошибка. Опасны и места после кульминаций, завершения разделов и т.д. Педагогу необходимо всячески развивать у ученика способность к музыкальному представлению, фантазированию. Один ученик, потеряв текст, беспомощно остановится, другой сымпровизирует и пойдёт дальше; это говорит о различном характере работы с материалом.
Отвечая на вопрос, как лучше работать с произведением – выучив сначала на память или поработав над ним, потом заучивать, следует сказать, что полное осознание произведения это уже память. Проблемы запоминания произведения без его осмысления не должно существовать. Кроме того, стремление выучить сразу наизусть новое произведение помешает дальнейшей творческой работе над ним.
Следует добавить, что при изучении произведения ученик играет его в более медленном темпе, чем на эстраде. Многие движения в медленном темпе имеют несколько отличительную форму, чем в быстром. Меняется и характер динамики, звукоизвлечения и т.д. Следовательно, изучение наизусть неготового сочинения может стать помехой и двигательной стороне на сцене.
Известный пианист-педагог И. Гофман в книге «Работа над музыкальным произведением» разработал принципы работы
В основу принципов работы над музыкальным произведением, предложенных И. Гофманом положены различные способы работы для пианистов-профессионалов.
1.Работа с текстом произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по направлениям - выявление и определение:
- главного настроения произведения;
- средств, при помощи которых оно выражается;
- особенностей развития художественного образа;
- главной идеи произведения;
- понимания позиции автора;
- своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.
Развитие умения выучивать произведение по нотам без инструмента - один из резервов роста профессионального мастерства музыканта. Проговаривание нотного текста ведет к переводу внешних умственных действий во внутренний план и к последующему их необходимому «свертыванию» из последовательного процесса в структурный, симультанный, укладывающийся в сознании как бы одновременно, сразу, целиком.
2. Работа с текстом произведения за инструментом. Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно не заботиться о точности исполнения. Р. Шуман, например, рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца».
После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения – вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа.
Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо запоминается только то, что хорошо понято», – вот золотое правило дидактики, которое одинаково верно как для учащегося, пытающегося запомнить