Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие навыков аккомпанирования в фортепианном классе | Остапенко Светлана Николаевна. Работа №354195

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Предназначение предметов «Аккомпанемент» или «Концертмейстерский класс» в условиях современного образовательного процесса и их актуальность состоит в том, чтобы на практике ознакомить обучающегося с огромным пластом культурного наследия, включающим в себя произведения вокальной и инструментальной камерной музыки.  Чаще всего именно навыки, полученные обучающимися в классе аккомпанемента, оказываются востребованными в реальной жизни, а именно: игра в различного рода ансамблях, участие в художественной самодеятельности, в домашнем любительском музицировании. Данные предметы обеспечивают обучающимся овладение знаниями, умениями и навыками в пределах разработанных школьных образовательных программ, цель которых – ознакомление обучающихся с общими представлениями о специфике исполнения камерной  музыки через конкретную практическую деятельность и формирование у них простейших навыков аккомпанирования.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АККОМПАНИРОВАНИЯ

В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ

 

 

Остапенко Светлана Николаевна

Преподаватель МБУДО «ДШИ» с. Алексеевка Корочанского района

Предназначение предметов «Аккомпанемент» или «Концертмейстерский класс» в условиях современного образовательного процесса и их актуальность состоит в том, чтобы на практике ознакомить обучающегося с огромным пластом культурного наследия, включающим в себя произведения вокальной и инструментальной камерной музыки. Чаще всего именно навыки, полученные обучающимися в классе аккомпанемента, оказываются востребованными в реальной жизни, а именно: игра в различного рода ансамблях, участие в художественной самодеятельности, в домашнем любительском музицировании. Данные предметы обеспечивают обучающимся овладение знаниями, умениями и навыками в пределах разработанных школьных образовательных программ, цель которых ознакомление обучающихся с общими представлениями о специфике исполнения камерной музыки через конкретную практическую деятельность и формирование у них простейших навыков аккомпанирования.

Занятия по аккомпанементу приобщают учащихся к живому музицированию. А это в свою очередь способствует развитию творческой фантазии, воображения, то есть того, что определяет судьбу будущего профессионала или активного любителя и ценителя музыки. Звуки различных инструментов обогатят не только сознание юных музыкантов, но и их слуховой багаж.

Уроки по аккомпанементу в нашей школе начинаются с 6 – 7 классов. В старших классах роль аккомпаниаторской практики крайне важна, так как у учеников уже сформирован пианистический аппарат и есть исполнительский опыт. Сначала обучающиеся знакомятся с простейшими аккомпанементами и учатся видеть глазами трёхстрочную партитуру, слушать солиста, следить за звуковым балансом. Игра в ансамбле дисциплинирует обучающегося, развивает реакцию и умение слышать не только себя, но и партнёра. Учащиеся должны тщательно прорабатывать не только свои партии, но и партию солирующего инструмента (голоса). Чувствовать себя исполнителем сольной партии,«примерить» на себя музыку, исполняемую другим музыкантом – обязательное условие в процессе работы над произведениями. При этом постижение учениками другой природы звукоизвлечения, других техник фразировочного дыхания неминуемо будет нацеливать слух начинающих концертмейстеров на поиски красочных тембров и глубокого выразительного звучания. Особо следует отметить, что практика аккомпанирования даёт детям возможность научиться кантиленной игре, пению на фортепиано.

Занятия по аккомпанементу важны и для расширения динамического диапазона пианиста. Каждое произведение – загадка для исполнителей, каждый аккомпанемент играется по-другому, по-новому. Поиск силы звука, его плотности, подчёркивание регистров - всё это необходимые компоненты ансамблевой игры. Соответственно занятия по аккомпанементу развивают тембральный слух.

Практика аккомпанемента также воспитывает чувство ритма, ритмическую волю, внутреннего дирижёра. По значимости в аккомпанировании – это, пожалуй, самый важный компонент игры. Играть с неритмичным аккомпаниатором невозможно.

В работе концертмейстера крайне важно умение переживать и сопереживать, чувствовать ответственность за совместную работу. Это особенно актуально на этапе подготовки к сценическому выступлению. Существует несколько этапов подготовки обучающегося к выступлению. Огромный период проходит в классе. Это как бы вхождение в произведение: разбор, многократные повторения фрагментов, работа над метро – ритмом, ансамблем, сыгрывание, работа над формой произведения. Преподаватель совместно с иллюстратором подсказывает обучающемуся верные образы, настроения музыки. Еще одним этапом является выучивание произведения. Здесь необходимы: детализация, игра с преувеличением, установление логических связей. Обучающийся концертмейстер шаг за шагом проделывает с солистом эту трудную, но, безусловно, интересную работу. Если все сделано правильно, то исполнение на эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для солиста. Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в зале. Мастерство концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Здесь, безусловно, нужна помощь преподавателя. . Педагогу необходимо учитывать различные типы темперамента начинающих артистов и быть готовым к любым сюрпризам. Поэтому преподаватель последовательно наблюдает за повторяющимися и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене, подсказывает обучающемуся правильные психологические приёмы. Например, умение концентрировать внимание, смотреть вперед, владеть навыками игры «вслепую».

В процессе обучения навыкам аккомпанемента, то есть основам концертмейстерской подготовки, осуществляется принцип индивидуального подхода к ученикам. Объяснение главных функций партии аккомпаниатора в ансамбле, умение научить играть ярко, но не противоречить другим исполнителям, быть и ведомым и ведущим, держать баланс звучания и по вертикали и по горизонтали – основные задачи педагога.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×