"Развитие навыков конструктивного взаимодействия с родителями" | Ширяева Алена Леонидовна. Работа №362840
Тренинг «Развитие навыков конструктивного взаимодействия с родителями»
Цель: формирование и развитие навыков конструктивного взаимодействия с родителями; повышение профессиональной этики и коммуникативной компетентности педагогов.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Материал: ручки на каждого участника, листы бумаги по числу участников, доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», памятки
План проведения:
Вступление.
Практическая часть
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65»
муниципального образования города Чебоксары – столицы
Чувашской Республики
Тренинг «Развитие навыков конструктивного взаимодействия с родителями»
Разработан педагогом-психологом:
Ширяевой Аленой Леонидовной
Чебоксары, 2025 г.
Тренинг «Развитие навыков конструктивного взаимодействия с родителями»
Цель: формирование и развитие навыков конструктивного взаимодействия с родителями; повышение профессиональной этики и коммуникативной компетентности педагогов.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Материал: ручки на каждого участника, листы бумаги по числу участников, доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», памятки
План проведения:
Вступление.
Практическая часть
1.Упражнение «Салфетка»
Цель: познакомиться, создать в группе веселую позитивную атмосферу.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Время: 10 минут.
Психолог: «Для начала мы с вами немного поиграем».
Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
- Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются учителя в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные педагоги чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
1. Начинаем разговор с хороших характеристик ученика, говорим об общности задач – приглашаем родителя к сотрудничеству (используем прием «Общей судьбы»).
2. Не обрушиваем на них информацию сразу о всех проступках, ограничиваемся двумя-тремя или вовсе одним.
3. Не запугиваем родителей.
4. Слушаем!
5. Говорим о плохом только в объективных терминах.
6. Используем позитивные предсказания («Вместе мы справимся с ситуацией»; «Я поддержу Вас»). 7. Используем изящные дипломатические ходы
Приведем примеры конструктивных и неконструктивных диалогов с родителями (табл. 1).
Виды диалогов с родителями
Таблица №1
Неконструктивный диалог
Конструктивный диалог
Родитель:
– Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка за контрольную работу! Вы не дорабатываете как классный руководитель! Классный руководитель:
– Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.
Родитель:
– Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка за контрольную работу! Вы не дорабатываете как классный руководитель!
Классный руководитель:
– Здравствуйте, хорошо, что Вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы. Они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?
Родитель:
– Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашем классе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему Вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.
Классный руководитель:
– Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек.
Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.
Родитель:
– Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашем классе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему Вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.
Классный руководитель:
– Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем проводить встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?
2.Игра «Тренировка интонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия педагога в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)
Произнести фразы:
1. Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
2. Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
3.Психотехническое упражнение «Давление».
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)
- Любой специалист СОШ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.
- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).
«Трудные» родители:
·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Часто бывает трудно даже опытному специалисту сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
4.Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)
Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
5.Подведение итогов.
1. Дискуссия «Я и родители моего класса».
Цель: выявление взаимных претензий. Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших классах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (записываем претензии родителей к учителям на доске). (10мин)
Упражнение «Преврати недостаток в достоинство».
(Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин)
Инструкция: – Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке», как
Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». (7 мин)
2. Раздача памяток. (5 мин)
Несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
1/ Способ первый.
Принцип «сэндвича».
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
2/ Способ второй.
Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.
Можно использовать такие речевые штампы:
«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » ( обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)
« Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )
«Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)
« Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы)
«Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
«Давайте вместе подумаем, как ...»
«Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
« Как мы можем помочь вам в том, чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
3/ Способ третий.
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
4/Способ четвертый.
Применение при общении стиля «адвокат».
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:
«Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи!»
«Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»
Рефлексия. Время: 5 минут
Участники по очереди высказываются, с чем они уходят, группа поддерживает аплодисментами каждого говорящего.
Что важного вы подчерпнули из сегодняшнего занятия?
Какие выводы сделали для себя?
Психолог. Я благодарю вас за внимание. Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы.
Список литературы:
1.Букина И.И. Взаимодействие образовательных учреждений с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса//Материалы научно-практической конференции – Оренбург, 2003.-321с.
2.Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями.-М.1980.-214с.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В2кн. Кн. 2:Работа психолога со взрослыми. - М.: ВЛАДОС,1999.-480с.
4.Тактики эффективной педагогической коммуникации в работе классного руководителя: учебно-методическое пособие / авторы составители: О. А. Ашихмина, В. Г. Кирсанова, Л. А. Першина; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – Москва: АСОУ, 2022. – 35, [5] с. – (Совершенствование деятельности классныхруководителей;вып.41):https://asoumo.ru/upload/media/default/0001/08/6de46c5f8f0ee3fbfef250de70bc44c337443436.pdf
5.https://iz.ru/1588329/denis-gritcenko/progressivnaia-shkola-obshchatsia-s-roditeliami-uchiteliam-pomozhet-trenazher