Развитие осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения ☼ | Татьяна Владимировна Кулакова. Работа №255645
Автор: Татьяна Владимировна Кулакова
В статье рассказывается о развитии осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Подробно рассказывается о роли осязания в жизни слепого ребенка.
Развитие осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
В настоящее время большинство детей с нарушением зрения обладают низким уровнем развития осязания и мелкой моторики рук. Это происходит по причине того, что дети с остаточным зрением стараются ориентироваться визуально. Они не используют осязание в виде замещения зрительной недостаточности. Слепые и слабовидящие дети в отличии от нормально видящих детей не могут сразу по подражанию кого-либо овладеть предметно-практическими действиями.
Из-за того, что у детей с нарушением зрения двигательная активность мышц рук снижена, мышцы рук вялые или очень напряженные. Это приводит к угасанию тактильной чувствительности и оказывает негативное воздействие на формирование предметно-практической деятельности детей.
Если у ребенка с нарушением зрения хорошо развито осязательное восприятие объектов, и он умеет выполнять практические действия с помощью тактильно-двигательного анализатора, то он четко представляет предметы и окружающее пространство. Это позволит ребенку быть наиболее активным, более заинтересованным в процессе обучения и различных играх.
Но как показывает практика, родители детей с нарушением зрения, вместо того, чтобы уделять больше внимания развитию осязания, делают акцент на интеллектуальное развитие. Большинство взрослых жалеют своего ребенка и не дают ему самостоятельно покушать, одеться, обуться. А вместе с тем социально-бытовая ориентировка - это хорошее начало для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку - «молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения. Все эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе, ведь чтение и письмо по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом) предполагает высокий уровень развития осязания и мелкой моторики.
Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения.
Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть скорригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.
Поэтому те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Таким образом, дидактические игры и упражнения на развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения должны быть направлены:
На формирование представлений о строении и возможностях рук, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных
микродинамических
актов и крупных движений рук;
На обучение различать с помощью осязания геометрические фигуры и находить эти формы в окружающих предметах;
На умение различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, твердая – мягкая, теплая – холодная)
;
На умение дифференцировать различные признаки и свойства предметов.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что осязание и мелкая моторика:
• помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
• навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;
• позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;
• способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.