Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие речевого творчества у старших дошкольников с особыми образовательными потребностями". ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шепелева Ольга Валерьевна

 «Развитие речевого творчества у старших
дошкольников с особыми образовательными потребностями»

 

                                                                                                                                        Шепелева Ольга Валерьевна                                                                    учитель – логопед,

МБДОУ Детский сад «Светлячок»

г. Оса Пермский край

   
Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня представляет значительные сложности.
Старшие дошкольники  с ОНР 3 уровня испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Очень часто выполнение творческого задания, а то есть, составление небольшого
рассказа на заданную тему, подменяется пересказом знакомого детям текста. Таким образом, необходима систематическая работа со старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня, направленная на формирование  у них навыков рассказывания с элементами творчества.

Мною определены задачи   по развитию речевого творчества  у старших дошкольников с ОНР 3 уровня:

·       
Развивать стремление детей обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,
впечатлениях.

·       
Стимулировать развитие  и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

·       
Формировать умение составлять загадки-описания  о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно нарисованному плану.

·       
Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия, добавлением героев, изменением концовки.

·       
Составление творческого рассказа по опорным картинкам, на предложенную тему.

Основными направлениями  работы по обучению творческому рассказыванию  являются:

·       
Развитие общего внимания и понимания речи.

·       
 Составление предложений из 3-4 слов.

·       
Пересказ текста составленного по демонстрируемому действию.

·       
Пересказ короткого рассказа с использованием опорных картинок.

·       
Составление загадок (перечислить характерные признаки предмета, не называя его) по опорным картинкам.

·       
Составление рассказов по серии сюжетных картин.

·       
Придумывание продолжения и завершения рассказа.

·       
Составление творческого рассказа по опорным картинкам на предложенную тему.

·       
Творческое рассказывание на заданную тему  по нарисованному плану.                                                                                                                                                                

На разных этапах работы использовала следующие виды творческих заданий:

Рассказывание по картинкам:

·       
Разыгрывание действий персонажей картины.

·       
Составление концовки к изображенному действию.

Описание предметов:

·       
Описание предмета по собственному раскрашенному предмету в тетради.

·       
Описательные рассказы.

Пересказ:

·       
Игры инсценировки.

·       
Моделирование сюжета пересказа.

·       
Рисование на тему пересказа с последующим составление рассказа.

·       
Составление творческих пересказов (замена действующих лиц, места действия, времени действия).

  Коррекционно-развивающее обучение предполагает тесную взаимосвязь всех педагогов. Поэтому в работу включаются подготовительные упражнения, проводимые логопедом совместно с воспитателем.

Родителям еженедельно предлагаются примерные игры и упражнения:

·       
Рисование предметов и явлений совместно с родителями.

·       
Выполнение рисунка по пересказываемому произведению.

·       
Придумывание названия к картине или серии картин.

·       
Придумывание рассказа на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).

  На протяжении первого года работы (старшая группа) мониторинг показал, что  дети научились составлять загадки-описания по предложенному плану, пересказывать текст рассказа с изменением его концовки, с добавлением новых героев, составлять творческие рассказы по опорным картинкам на предложенную
тему.                                                                                                                                                
Таким образом, можно сделать вывод, что работа в системе и совместно с педагогами и родителями помогает раскрыть творческие речевые способности у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
                   

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×