"Развитие речевого творчества у старших дошкольников с особыми образовательными потребностями". ☼
Автор: Шепелева Ольга Валерьевна
«Развитие речевого творчества у старших
дошкольников с особыми образовательными потребностями»
Шепелева Ольга Валерьевна учитель – логопед,
МБДОУ Детский сад «Светлячок»
г. Оса Пермский край
Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня представляет значительные сложности.
Старшие дошкольники с ОНР 3 уровня испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательного развития выбранного сюжета и его языковой реализации. Очень часто выполнение творческого задания, а то есть, составление небольшого
рассказа на заданную тему, подменяется пересказом знакомого детям текста. Таким образом, необходима систематическая работа со старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня, направленная на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.
Мною определены задачи по развитию речевого творчества у старших дошкольников с ОНР 3 уровня:
·
Развивать стремление детей обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях,
впечатлениях.
·
Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
·
Формировать умение составлять загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно нарисованному плану.
·
Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия, добавлением героев, изменением концовки.
·
Составление творческого рассказа по опорным картинкам, на предложенную тему.
Основными направлениями работы по обучению творческому рассказыванию являются:
·
Развитие общего внимания и понимания речи.
·
Составление предложений из 3-4 слов.
·
Пересказ текста составленного по демонстрируемому действию.
·
Пересказ короткого рассказа с использованием опорных картинок.
·
Составление загадок (перечислить характерные признаки предмета, не называя его) по опорным картинкам.
·
Составление рассказов по серии сюжетных картин.
·
Придумывание продолжения и завершения рассказа.
·
Составление творческого рассказа по опорным картинкам на предложенную тему.
·
Творческое рассказывание на заданную тему по нарисованному плану.
На разных этапах работы использовала следующие виды творческих заданий:
Рассказывание по картинкам:
·
Разыгрывание действий персонажей картины.
·
Составление концовки к изображенному действию.
Описание предметов:
·
Описание предмета по собственному раскрашенному предмету в тетради.
·
Описательные рассказы.
Пересказ:
·
Игры инсценировки.
·
Моделирование сюжета пересказа.
·
Рисование на тему пересказа с последующим составление рассказа.
·
Составление творческих пересказов (замена действующих лиц, места действия, времени действия).
Коррекционно-развивающее обучение предполагает тесную взаимосвязь всех педагогов. Поэтому в работу включаются подготовительные упражнения, проводимые логопедом совместно с воспитателем.
Родителям еженедельно предлагаются примерные игры и упражнения:
·
Рисование предметов и явлений совместно с родителями.
·
Выполнение рисунка по пересказываемому произведению.
·
Придумывание названия к картине или серии картин.
·
Придумывание рассказа на заданную тему (с опорой на образец начала рассказа, вспомогательные вопросы).
На протяжении первого года работы (старшая группа) мониторинг показал, что дети научились составлять загадки-описания по предложенному плану, пересказывать текст рассказа с изменением его концовки, с добавлением новых героев, составлять творческие рассказы по опорным картинкам на предложенную
тему.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа в системе и совместно с педагогами и родителями помогает раскрыть творческие речевые способности у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.