Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речевых навыков у детей с ЗПР через игровые технологии | Спивак Лилия Викторовна. Работа №343992

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются игровые технологии как эффективный метод развития речевых навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны основные особенности развития речи у детей с ЗПР, а также способы использования игр для стимуляции речевой активности, расширения словарного запаса и формирования связной речи. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации игровой деятельности, направленной на коррекцию и развитие речевых умений.

Ключевые слова: дети с ЗПР, речевые навыки, игровая деятельность, развитие речи, коррекционные методики, игровые технологии, словарный запас, связная речь.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Спивак Лилия Викторовна, воспитатель

ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида г.о. Горловка», ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются игровые технологии как эффективный метод развития речевых навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны основные особенности развития речи у детей с ЗПР, а также способы использования игр для стимуляции речевой активности, расширения словарного запаса и формирования связной речи. Особое внимание уделено роли воспитателя в организации игровой деятельности, направленной на коррекцию и развитие речевых умений.

Ключевые слова: дети с ЗПР, речевые навыки, игровая деятельность, развитие речи, коррекционные методики, игровые технологии, словарный запас, связная речь.

 

Развитие речевых навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Дети с ЗПР часто испытывают трудности в освоении речи, что затрудняет их общение, обучение и социальную адаптацию. Одним из наиболее эффективных методов коррекции и развития речи у детей с ЗПР является использование игровых технологий. Игры помогают вовлечь детей в активную деятельность, стимулируют их интерес к общению и создают благоприятные условия для развития речи в непринуждённой обстановке.

Особенности речевого развития детей с ЗПР заключаются в задержке формирования всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Дети могут испытывать трудности в произношении звуков, иметь ограниченный словарный запас, использовать простые или неполные предложения. Кроме того, у таких детей наблюдаются затруднения в понимании и воспроизведении информации, что мешает их полноценному общению с окружающими.

Одним из ключевых преимуществ игровых технологий в развитии речи у детей с ЗПР является их способность сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Игры позволяют детям включаться в речевую деятельность без страха ошибок, что способствует раскрепощению и активному участию в речевой практике. Например, игры с элементами ролевых ситуаций, где дети играют определённые роли и общаются друг с другом, помогают им развивать диалогическую речь, учат задавать вопросы и отвечать на них.

Речевые игры на развитие словарного запаса являются важным элементом работы с детьми с ЗПР. Для расширения лексики используются игры на называние предметов, их свойств и действий. Например, игра "Назови предмет" помогает детям учиться правильно называть окружающие объекты, описывать их цвет, форму, размер. Такие игры можно проводить с использованием картинок, игрушек или реальных предметов. Это стимулирует детей к активному употреблению новых слов в повседневной речи.

Для развития фонетико-фонематической стороны речи применяются игры, направленные на формирование правильного произношения звуков. Например, игра "Повтори за мной" помогает детям с ЗПР тренировать произношение звуков через повторение за воспитателем. Важно, чтобы такие игры проходили в игровой форме, чтобы дети не чувствовали давления, а воспринимали задания как часть увлекательной игры. Играя, дети легче осваивают правильное произношение, тренируют слуховое восприятие и развивают фонематический слух.

Игры на развитие связной речи также играют важную роль в обучении детей с ЗПР. Для того чтобы научить детей строить связные высказывания, можно использовать такие игры, как "Сочини историю" или "Расскажи, что было дальше". Эти игры помогают детям развивать умение последовательно излагать свои мысли, логически связывать события и расширять свою речь. Воспитатель может предлагать детям придумать продолжение сказки, рассказать о своём дне или описать увиденное на картинке. Постепенно дети учатся составлять более сложные предложения и выражать свои мысли связно и последовательно.

Ролевые игры — ещё один эффективный способ развития речи у детей с ЗПР. В ходе ролевой игры дети примеряют на себя различные роли (продавец, врач, учитель, строитель и т.д.), что стимулирует их к активному общению. Например, в игре "Магазин" дети учатся вести диалоги: задавать вопросы, делать заказы, рассчитываться за покупки. Это помогает развивать диалогическую речь, учит использовать различные речевые конструкции и расширяет словарный запас. Воспитатель может моделировать различные ситуации, где дети будут вынуждены активно общаться и решать задачи через речь.

Подвижные игры с речевыми элементами также могут использоваться для развития речи у детей с ЗПР. Например, игра "Передай мяч и назови" позволяет развивать речь через движение. Дети передают друг другу мяч, при этом называют определённые слова (например, фрукты, животные или действия). Это помогает не только развивать координацию, но и активизировать речевую деятельность в непринуждённой игровой обстановке.

Коррекционные методики в игровой деятельности могут включать элементы театрализованных игр, где дети разыгрывают сцены из сказок или историй. Театрализованные игры помогают развивать речь через выразительность, учат детей правильно интонировать, выражать эмоции с помощью речи и жестов. Например, можно поставить с детьми кукольный спектакль, где каждый ребёнок будет играть свою роль, что стимулирует их к активному участию в общении и развивает речевую активность.

Роль воспитателя в процессе использования игровых технологий в развитии речи у детей с ЗПР заключается в создании благоприятных условий для речевой активности, поддержке каждого ребёнка и индивидуальном подходе к его потребностям. Важно, чтобы воспитатель направлял игровые ситуации таким образом, чтобы дети не только участвовали в игре, но и активно использовали речь для решения задач. Воспитатель должен стимулировать речевую активность, поощрять детей за успехи и помогать им преодолевать трудности в развитии речи.

Работа с родителями также является важным аспектом в развитии речевых навыков у детей с ЗПР. Важно, чтобы родители участвовали в процессе речевого развития своих детей, поддерживали их дома, играли в речевые игры, читали книги и общались с ребёнком. Воспитатель может проводить консультации с родителями, давать им рекомендации по использованию игр для развития речи дома, предлагать простые и доступные задания, которые помогут укрепить речевые навыки ребёнка.

Итак, использование игровых технологий в работе с детьми с ЗПР является эффективным методом развития речевых навыков. Игры помогают детям активнее включаться в процесс обучения, развивать словарный запас, улучшать произношение и учиться строить связные высказывания. Важно, чтобы процесс обучения проходил в непринуждённой и увлекательной форме, что способствует повышению интереса к речевой деятельности и успешной социализации детей.

 

Список литературы

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2014. – 472 с

Сницарь

, Е. Н.

Игротерапия

как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / Е. Н.

Сницарь

, М. С. Попова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном

мире: материалы VI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург:

Заневская

площадь, 2014. — С. 150-152.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×