Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие речи детей дошкольного возраста . | Худякова Виктория Александровна. Работа №322181

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Перед педагогом стоит  задача : помочь детям  грамотно рассказывать  о тех или иных событиях, окружающих их, как можно быстрее запомнить стихотворе-ние.Для того чтобы речь детей развивалась  правильно и своевременно,  я применяю различные приемы,  мнемотеника-один из таких приемов. 

    В дошкольной педагогике давно известно о приеме мнемотехника, в разных источниках  этот прием называют по – разному.   Применение   мнемотехники актуально в настоящее время.     Мнемотехника -  «искусство запоминания»(в переводе с греческого) Мнемотехника -совокупность методов и приёмов, с помощью которых можно легче запомнить и воспроизвести текст. Таблицы -это конспекты в схемах и картинках, работая  по ним строим работу  от простого к сложному. Одно слово можно изобразить при помощи мнемоквадрата, С помощью мнемо-

квадратов  дети самостоятельно определяют  признаки ,свойства  объекта, с ко-торым работают ,обогащается их словарный запас.

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники».

 

В дошкольном  возрасте у детей диагностируют проблемы с развитием речи  Общаясь с дошкольниками,  мы сталкиваемся с такой проблемой, как  неумения составить рассказ, запомнить стихотворение, пересказать текст, составить предложение, как простое так и распространенное.

Перед педагогом стоит  задача : помочь детям  грамотно рассказывать  о тех или иных событиях, окружающих их, как можно быстрее запомнить стихотворе-ние.
По мнению В. Эльконина, С. Л. Рубинштейна , что бы помочь ребенку быть бо-лее общительным необходимо использовать наглядность. Для того что бы ребенка научить правильно говорить, быстрее запомнить стихи, составить рассказ или сказку в работе я применяю такой прием как  - мнемотехнику.
Ребята  рассматривают картинки,схемы ,манипулируют ими ,выделяют их
признаки , в ходе чего происходит  пополнение  словарного  запаса, они составляют предложения,связанные по смыслу, рассказывают истории из личного опыта,.
Становление речи у детей , по мнению Л. С. Выготского, происходит при помощи составленного плана, план помогает детям в речевом развитии.
Для того чтобы речь детей развивалась правильно и своевременно,  я применяю различные приемы,  мнемотеника-один из таких приемов

В дошкольной педагогике давно известно о приеме мнемотехника, в разных источниках этот прием называют по – разному.
Применение мнемотехники актуально в настоящее время.
Мнемотехника - «искусство запоминания»(в переводе с греческого)
Мнемотехника -совокупность методов и приёмов, с помощью которых можно легче запомнить и воспроизвести текст. Таблицы -это конспекты в схемах и картинках,
работая  по ним строим работу  от простого к сложному. Одно слово можно изобразить при помощи мнемоквадрата, С помощью мнемо-

квадратов  дети самостоятельно определяют  признаки ,свойства  объекта, с ко-торым работают ,обогащается их словарный запас.
С помощью мнемодорожки дети знакомятся  с составлением текста,появляется умением  составить небольшой рассказ.   После  усвоения мнемоквадратов и  мнемодорожек  переходим к  мнемотаблице– это уже схема текста.
В мнемотаблице каждое слово или словосочетание изображается схематично.

Схема является  планом для составления определенного текста, дети выстраивают последовательно свою речь.
Создавая мнемотаблицы необходимо помнить о том, что изображенное дети должны понимать ,для того что бы они смогли передать содержание  по  условно-наглядной схеме.
Стихотворение, изображенное схематически  проще запомнить. Для того чтобы научиться ребенку запомнить они ,  используют  опорные рисунки,запоминание носит непроизвольный характер еще и потому ,что у  детей в дошкольном возрасте  преобладает наглядно-образная память. Используя схемы-мнемотаблицы, заучивание для дошкольников превращается  в игру увлекательную и интересную.
Более сложным  для детей является составление описательного рассказа. Что бы составить рассказ необходимо проаналзировать,  выделить признаки
предмета. Для составления описательного рассказа  о животныхдежде, игрушках, растениях  представленные схемами 

 помогают детям определить свойства , установить последовательность расска

зывания, обогащают словарь.
Творческие рассказы дети придумывают с удовольствием и для того что бы
они были не однообразны, логичны я применяю  так же мнемотаблицы,
они помогают детям.
Для многих детей  трудно пересказать текст . Применяя мнемотаблицу дети  

концентрируют  свое внимание на последовательности построения предложе-ний, на правильность построения.
Работа по мнемотаблице состоит из трех этапов
1 этап:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап:
Переобразование абстрактных символов в образы.
3 этап:
Составление рассказа, сказкиагадки по заданной теме.
Применяя мнемотехнику  творчество воспитателя постепенно переходит  к 

совместному творчеству ребенка со взрослым.
В настоящее время детям интересно смотреть мультфильмы, играть в игры.
Можно так же с пользой  использовать  для них и гаджетысть живые  мнемо-таблицы. Для ребенка будет интересно смотреть , как оживает схема, вернее 

картинки  из схемы и он будет запоминать текст.
Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направле-ниях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.
И в завершении мастер-класса предлагаю вам закончить фразы:
Мне  было интересно..
Я узнала...
Мне захотелось..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991

Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Москва “Баласс”, 2000 — 21с.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Москва, 2005. - с. 59

Давьщова Т.Г.

Ввозная

В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128

с

.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988., стр.73.

Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 288


 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×