Развитие речи дошкольников 3-4-лет | Добышева Лариса Алексеевна. Работа №210527
Автор: Добышева Лариса Алексеевна
В статье раскрыты вопросы развития речи младших дошкольников 3-4 лет
Развитие речи дошкольников 3-4 лет
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Словом, речь развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребенком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми. Эти обстоятельства действительно существенны для обучения речи и обладает мощным развивающим потенциалом, но при одном условии. Это условие – отношение к языку как к самоценности, как к системе, развивающейся по своим собственным законам.
Кроме этого, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений.
Требования к созданию условий для развития речи дошкольников
В различных методиках обучения родному языку в детском саду приняты 2 основные формы работы над речью детей: развитие речи во время НОД и руководство развитием речи в повседневной жизни. Как ведущая выступает: развитие речи во время НОД. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передавать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие речевые умения и навыки.
Но речь формируется в разнообразной деятельности, играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. И если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Кроме того, осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.
Подробнее мною будет рассмотрено развитие речи во время НОД (непосредственно образовательная деятельность) по следующим возрастным категориям: - 1 младшая группа (2-3 года);
- 2 младшая группа (3-4 года);
- средняя группа (4-5 лет);
- старшая группа (5-6 лет);
- подготовительная к школе группа (6-7 лет).
2-я младшая группа
Задачи, которые должны решаться на данном этапе:
- интенсивное обогащение речи ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;
- развитие диалогической речи.
Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:
- речевого окружения (речевая среда);
- педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.
Так как в ДОУ имеет место быть дефицит общения со взрослыми, поэтому расширение среды происходит за счет целенаправленных педагогических воздействий. Прежде всего, за счет специальных рассказов воспитателя детям. Ребенок готов слушать о чем угодно, лишь бы воспитатель говорил ему и для него.
Детям целесообразно рассказывать о:
- жизни группы;
- каждом малыше в отдельности;
- своих проблемах, интересных наблюдениях;
- трудных житейских ситуациях.
С малышами, которые что-то делают по своей инициативе можно беседовать в удобное для вас и ребенка время.
Итак, работая с трехлетними детьми, нужно способствовать формированию у них сознания, побуждая рассказывать о том, что они делали, и как это замечательно получилось. И нужно прилежно учиться, если ребенок согласился стать вашим наставником.
Кроме того, обязательно надо:
- завершать рассматривание рассказом, который сложится у вас по ходу описания картинки;
- не забывайте руководствоваться вариантами рассказов, в которые включены диалоги. Диалоги дети легко запоминают и воспроизводят.
- повторяйте рассказ. Теперь его можно дополнить и усложнить.
Итак, необходимо:
Много, ярко, искренне рассказывать детям об интересных событиях – ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки речи воспитателя, и эти рассказы помогут ему накапливать запас положительных фактических образцов речи.
Ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных литературным языком.
Ежедневное чтение окажет детям заметное влияние на их речь и поведение, так как художественная литература – мощное средство развития речи.
Несколько рекомендаций при чтении воспитателем художественных произведений:
Одно и то же произведение нужно читать несколько раз, называя автора, но требуя этого от детей;
Можно использовать художественные произведения, записанные на
аудионосители
, но вначале следует прочитать детям это произведение (2-3 раза), а потом дать прослушать;
Не следует читать произведение, если оно по какой-то причине не нравится педагогу, можно заменить
на
другое;
Прежде чем читать какое-то произведение детям необходимо прочитать его самому вслух, проговаривая с нужной интонацией и выразительностью.
Основной формой речевого общения ребенка 3-4 лет со взрослыми и сверстниками является «разговор – диалог», состоящий из цепочки реплик.
Здесь необходимо:
Продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков.
Обогащать, уточнять и активизировать словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего детям окружения;
Помогать ребенку избавляться
от многочисленных лексических ошибок в согласовании слов в предложении; обогащать речь за счет присвоения новых грамматических форм из речи педагога.
Итак, воспитатель сам решает начать ли новое изучение, либо повторить некоторые занятия, считая это целесообразным.