Статья Развитие речи дошкольников 3-4-лет. Автор: Добышева Лариса Алексеевна

Автор: Добышева Лариса Алексеевна
В статье раскрыты вопросы развития речи младших дошкольников 3-4 лет


Автор: Добышева Лариса Алексеевна

Развитие речи дошкольников 3-4 лет

 

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Словом, речь развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребенком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми. Эти обстоятельства действительно существенны для обучения речи и обладает мощным развивающим потенциалом, но при одном условии. Это условие – отношение к языку как к самоценности, как к системе, развивающейся по своим собственным законам.

Кроме этого, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Требования к созданию условий для развития речи дошкольников

В различных методиках обучения родному языку в детском саду приняты 2 основные формы работы над речью детей: развитие речи во время НОД и руководство развитием речи в повседневной жизни. Как ведущая выступает: развитие речи во время НОД. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передавать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие речевые умения и навыки.

Но речь формируется в разнообразной деятельности, играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. И если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Кроме того, осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течение всего дня, педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.

Подробнее мною будет рассмотрено развитие речи во время НОД (непосредственно образовательная деятельность) по следующим возрастным категориям- 1 младшая группа (2-3 года);

- 2 младшая группа (3-4 года);

- средняя группа (4-5 лет);

- старшая группа (5-6 лет);

- подготовительная к школе группа (6-7 лет).

2-я младшая группа

Задачи, которые должны решаться на данном этапе:

- интенсивное обогащение речи ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;

- развитие диалогической речи.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

- речевого окружения (речевая среда);

- педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Так как в ДОУ имеет место быть дефицит общения со взрослыми, поэтому расширение среды происходит за счет целенаправленных педагогических воздействий. Прежде всего, за счет специальных рассказов воспитателя детям. Ребенок готов слушать о чем угодно, лишь бы воспитатель говорил ему и для него.

Детям целесообразно рассказывать о:

- жизни группы;

- каждом малыше в отдельности;

- своих проблемах, интересных наблюдениях;

- трудных житейских ситуациях.

С малышами, которые что-то делают по своей инициативе можно беседовать в удобное для вас и ребенка время.

Итак, работая с трехлетними детьми, нужно способствовать формированию у них сознания, побуждая рассказывать о том, что они делали, и как это замечательно получилось. И нужно прилежно учиться, если ребенок согласился стать вашим наставником.

Кроме того, обязательно надо:

- завершать рассматривание рассказом, который сложится у вас по ходу описания картинки;

- не забывайте руководствоваться вариантами рассказов, в которые включены диалоги. Диалоги дети легко запоминают и воспроизводят.

- повторяйте рассказ. Теперь его можно дополнить и усложнить.

Итак, необходимо:

Много, ярко, искренне рассказывать детям об интересных событиях – ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки речи воспитателя, и эти рассказы помогут ему накапливать запас положительных фактических образцов речи.

Ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных литературным языком.

Ежедневное чтение окажет детям заметное влияние на их речь и поведение, так как художественная литература – мощное средство развития речи.

Несколько рекомендаций при чтении воспитателем художественных произведений:

Одно и то же произведение нужно читать несколько раз, называя автора, но требуя этого от детей;

Можно использовать художественные произведения, записанные на

аудионосители

, но вначале следует прочитать детям это произведение (2-3 раза), а потом дать прослушать;

Не следует читать произведение, если оно по какой-то причине не нравится педагогу, можно заменить

на

другое;

Прежде чем читать какое-то произведение детям необходимо прочитать его самому вслух, проговаривая с нужной интонацией и выразительностью.

Основной формой речевого общения ребенка 3-4 лет со взрослыми и сверстниками является «разговор – диалог», состоящий из цепочки реплик.

Здесь необходимо:

Продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков.

Обогащать, уточнять и активизировать словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего детям окружения;

Помогать ребенку избавляться

от многочисленных лексических ошибок в согласовании слов в предложении; обогащать речь за счет присвоения новых грамматических форм из речи педагога.


Итак, воспитатель сам решает начать ли новое изучение, либо повторить некоторые занятия, считая это целесообразным.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x