Статья Развитие речи младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО . Автор: Степанова Оксана Михайловна

Автор: Степанова Оксана Михайловна
Методическая система по развитию речи младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО


Автор: Степанова Оксана Михайловна

Методическая система по развитию речи младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Речь – основа всякой умственной деятельности. Умение учеников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который бы умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценных навыков речи, чтения и повышению орфографической грамотности.

Поэтому выделяю цель работы: теоретически обосновать проблему развития речи и систематизировать, применяемые на практике методы и приемы по развитию устной и письменной речи младших школьников.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме разв

и

тия речи младших школьников.

Раскрыть сущность понятия «Речь и ее виды»

Обобщить и систематизировать методы и приемы по развитию речи младших

школьников, применяемые мной в практической деятельности.

В ходе работы над темой самообразования: «Развитие читательской компетентности учащихся на уроках в начальных классах», была создана система работы, которая включает в себя этапы, представленные в таблице.

 

Этапы

Сроки

Используемые материалы

Результат

1.Диагностирующий.

1 класс

(первое полугодие)

3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 6-7 лет

Исследование «С чем дети приходят в школу?»

Обработав вместе с психологом результаты исследования, получили следующую картину: 40% первоклассников не знают, как приветствовать родителей утром и вечером. А из тех, кто знает, больше половины забывают это делать. Как приветствовать утром учителя знают 90%, а с товарищами здороваются только 50%. Уходя из школы 50% учащихся забывают попрощаться с учителем, а с товарищами по классу - 70%. До 50% учащихся знают, но не употребляют слово: будьте любезны, будьте добры.

2.Модели-

рующий

(Отбор приемов, заданий, направленных на развитие речи учащихся)

 

1 класс

 

Методика диагностики развития речи В.И. Яшиной:1.Обогащение словарного запаса.

2.Активизация словаря детей. 

3.Звуковая культура речи.

4.Грамматическое строение речи 

5.Развитие связной речи. 

6.Работа по ликвидации тавтологии. 

7. Работа с иллюстрациями букваря.

 

Отобрала следующие приёмы и задания:

1.Фонетическая зарядка, (при знакомстве со звуком)

2.«Кто больше?»

3.«Любопытный».

4.«Сочиним сказку» на тему 5 «Слоговый аукцион».

6.«Рифма».

7.«Волшебная цепочка» (I вариант). 

8.«Найдите слово в слове».

9.«Телеграмма»

10.«Лесенка».

11.«Найди пару». 

12. «Восстановление пословиц».

13. «Игры Деда Буквоеда».

14. «Наборщик».

15. Игра «Магазин».

16. Ролевая игра «Разговор по телефону».

17. «Подбери слова - действия»

18. «Заяц». 

19.«3апиши слова»

20.«Волшебная цепочка»

21. «3агадка в загадке». 

22.«Волшебная корзинка». 

«Лишнее слово».

 

24) «Найди имя» (в виде соревнов

а

ния).

3.Деятельностный.

4 года обучения

Использование системы тренировочных упражнений на различных уровнях градации развития речи.

1.Развитие речи на фонетическом уровне

2.Лексический уровень развития речи

3.Синтаксический уровень развития речи

4.Уровень текста

Мониторинг «Определение развития устной речи»

84% учащихся могут полно и четко отвечать на поставленные вопросы;

69% учащихся может грамотно и четко обосновать свою точку зрения.

 

 

4 года обучения

Ресурсы Интернет.

Развитие речи через повышение эффективности работы по формированию навыков чтения.

Чтобы уроки чтения не превращались в бесконечные проверки техники чтения и не отбивали этим охоту у детей к чтению, стали более эффективными, провожу следующие виды работ:

1. Выразительное чтение текста 

2. Чтение «цепочкой» 

3. Чтение слоговых таблиц 

4. Чтение слов в пирамидках 

5. Чтение «Буксир» 

6.Чтение «Волна». 

7.Чтение с самозамером

8. Выборочное чтение

9.Чтение по ролям

10. Театральное чтение

11.Чтение скороговоркой

12. Прогнозирующее чтение

13. Чтение по частям.

14. Чтение «Бег по дорожке».

15. Чтение шепотом

16.Чтение молча

17. Чтение с разной интонацией

18. Чтение с остановками 

19. Диалогическое чтение

20. Чтение «Волк и заяц»

21. «Чтение в парах».

22. Чтение «Молния». 

23. «Найди слово». 

24. «Найди ошибку». 

25. Творческое чтение. 

26. «Снежинка». 

27. «Хоровая декламация». 

29. Конкурс «Почемучек». 

30. «Рюкзачок вопросов».

31. «Аукцион вопросов».

32. Разные виды пересказа

33. Характеристика действующих лиц по плану.

34. Словесное рисование

35. Составь план

37.«Театрализация». 

38. «Работа с пословицами»

39.Игра «Автор». 

40.«Вхождение в произведение»

41. Тонограмма

42. «Аукцион мыслей»

 

4.Рефлек

сия

3 класс

(первое полугодие)

Ресурсы Интернет.

Параметры обследования:

Артикуляционная моторика;

Звукопроизношение;

Фонематический слух;

Слоговая структура слов;

Языковой анализ и синтез;

Импрессивная

речь;

Словарь, словообразовател

ь

ные процессы;

Грамматический строй речи;

Связная речь;

Письменная речь (письмо, чтение).

 

Анализ результатов итоговой диагностики показал, чтонизкого уровня развития речи не выявлено, а именно:

Уровни успешности:

Низкий

- 0%

Ниже среднего

– 2 ученика(8%)

;

Средний

- 8 учеников(32%)

;

Выше среднего

-13 учеников(52%)

;

Высокий

- 2 ученика(8%)

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x