Развитие слухового внимания у детей с задержкой психического развития | Кравец Валентина Владимировна. Работа №206527
Автор: Кравец Валентина Владимировна
Статья о важности развития слухового внимания у детей с ЗПР и его развитии.
№89 Крепыш
Развитие слухового внимания у детей с задержкой психического развития
Подготовила:
Учитель-логопед
Кравец В.В.
Сургут, 2019 г.
Развитие слухового внимания у детей с задержкой психического развития
Этоважная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. По большому счету, цель предлагаемых ниже игр – научить детей осознанно пользоваться возможностями данного от природы слуха.
Работа по развитию слухового внимания начинается с воспитания неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. Гуляя с ребёнком, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудит машина, лает собака, каркает ворона, шуршат листья. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросите малыша определить тот или иной звук.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки.
Подарите своему ребёнку музыкальные игрушки: гармошку, барабан, колокольчик, металлофон, бубен, дудочку, свистульку – они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.
Играя со звучащими игрушками, ребёнок учится различать звуки: долгие и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие. Он может передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.
Также для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребёнку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Малыш должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.
Можно поиграть в игру Солнце и дождик. Когда светит солнышко, ребёнок гуляет по комнате. А услышав команду – дождик, ребёнок должен скорее идти в дом.
Дети любят отгадывать загадки. В младшем возрасте им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию.
Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и формирование полноценного фонематического слуха, так как ребёнку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.
Для этого поиграйте в игру Доскажи словечко:
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса).
Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …(белка).
Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.
Например: Тили- тили- тили- бом – загорелся кошкин дом!; Аты- баты – шли солдаты, аты- баты – на базар, аты- баты – что купили? Аты- баты – самовар.
Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Репка и т. д.
Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата – улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объём, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребёнка к экспрессивной речи, а при её появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, звукопроизношения.