Развитие связной речи у детей с ТНР с использованием LEGO конструирования | Румянцева Полина Алексеевна, Черняева Елена Алексеевна. Работа №324120
LEGO конструирование представляет собой форму творческой, моделирующей деятельности детей, в которой педагогу отводится активная роль. В процессе специально организованных занятий с использованием конструкторов LEGO могут решаться задачи по формированию у детей пространственных представлений, изучению частей конструируемых объектов (предметов мебели, зданий и т.д.), а также по закреплению материала изучаемых лексических тем. Конструктор LEGO позволяет организовать работу по обучению конструированию по образцу, плану, схеме, графическому изображению, заданным условиям, самостоятельному замыслу. Геометрические формы и цветовое разнообразие способствуют формированию сенсорных эталонов и умению анализировать образцы конструкций: выделять части и их расположение.
Развитие пространственных представлений и связной речи у детей с ТНР с использованием LEGO конструирования
Благодаря своей эффективности, в логопедической работе хорошо себя зарекомендовал метод конструирования. Согласно исследованиям М.М. Кольцовой, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов рук, а точнее – от пальцев. Также, данный метод способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и коррекции поведения, развитию мыслительных функций и речевой активности у дошкольников.
LEGO конструирование представляет собой форму творческой, моделирующей деятельности детей, в которой педагогу отводится активная роль. В процессе специально организованных занятий с использованием конструкторов LEGO могут решаться задачи по формированию у детей пространственных представлений, изучению частей конструируемых объектов (предметов мебели, зданий и т.д.), а также по закреплению материала изучаемых лексических тем. Конструктор LEGO позволяет организовать работу по обучению конструированию по образцу, плану, схеме, графическому изображению, заданным условиям, самостоятельному замыслу. Геометрические формы и цветовое разнообразие способствуют формированию сенсорных эталонов и умению анализировать образцы конструкций: выделять части и их расположение.
Конструирование с использованием LEGO состоит из нескольких взаимосвязанных операций: мысленное создание модели, то есть замысел, и воплощение модели в трёхмерном пространстве – реализация замысла. В начале ребёнок разрабатывает общую стратегию, планирует основные шаги дальнейшей работы, активно экспериментирует, изменяет и дополняет свой первоначальный замысел.
Универсальность LEGO конструирования позволяет строить коррекцию речи всесторонне: от восприятия звука до развития связной речи. Конструктор позволяет в ходе взаимодействия с ним понять свойства предметов, их положение в пространстве. При сопровождении игровой деятельности речью, дети закрепляют пространственные понятия, что способствует обогащению и расширению активного словаря. На материале LEGO также хорошо отрабатывается грамматический строй. Развитие связной речи с использованием объёмных элементов из LEGO способствует пониманию ребёнком замысла и сюжета, что находит отражение в речевой деятельности ребёнка. При этом проводимая работа строится от простого к сложному с постепенным сокращением наглядных опор и большей самостоятельностью ребёнка.
Таким образом, использованием LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует расширению и обогащению словаря, формированию грамматического строя и связной речи, а также развитию коммуникативных навыков и речевой активности.
Список использованной литературы
Зорина О.Ю. Использование лего-технологий как средства коррекции и развития речи дошкольников с ОНР / О.Ю. Зорина // Филологическое образование в период детства. – Т. 22. – 2015. – С. 32-34.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория. 2004. – 224 с.
Максаева Ю.А. Интеграция лего-конструирования в образовательную деятельность / Ю.А. Максаева // Дошкольное воспитание. – 2012. - №8. – С. 104-108.
Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева - М.: ГНОМ, 2007. - 238 с.
Халилова Л. Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология / Л. Б. Халилова, А. С. Володина. — М.: Изд-во: Парадигма, 2013. — 152 с.