Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста | Валеева Лейсан Гимазетдиновна. Работа №250022. Номер работы: №250022
Автор: Валеева Лейсан Гимазетдиновна
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Статья «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Творчество – единственный вид деятельности,
который делает человека человеком»
И.А. Бердяев
Жизнь в постиндустриальном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению различных проблем, подвижности, гибкости мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. Тем самым, становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования где, развитию творческих способностей дошкольников придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования и перед дошкольными организациями стоит важная задача творческого развития каждого ребенка, как уникальной личности.
В ФГОС сами ДО были выделены две образовательныезривает областиршения «Познавательное развитиепстроек » и «Художественнотей д - эстетическое развитие», решающиетворческих довольноыявить широкий кругпобсвуют задачтей д :
развитие
творческого
зучения
потенциала
не
бходимая
ребенка;
развитие
п
бность
образного
вать
прид
, ассоциативного
мышления
вной
дух
;
развитие
п
редством
самостоятельности и
творческой
бх
недимо
активности
п
собы
.
Такая образовательнаямогли областьдаже , как «Познавательное развитиебн » предполагаете больш развитие интересовразвтие детейпдъяков , любознательности и познавательнойпонимается мотивациирчество ; развитие воображениявображения и творческойется охран активности.
Образовательнаяаскрыто областьго кажд «Художественно-эстетическое развитиеткром » предусматриваетподчеркивают развитие предпосылоккуства и ценностнопограме -смыслового восприятия и пониманиянализ произведенийдетском искусства, мираопираясь природытворчские ; становление эстетическогомиру отношениядной к окружающему мирузривает ; формированиездачи элементарных представленийяельности д о видахе бол искусства; реализациюздавлено самостоятельноймжно творческой деятельностижде пр детейобязаны .
Проблемой развитияго кажд творчествахтреву б и творческих способностейодна , их природойчские тодм , условиями их формированиясвои занималисьяельности д многие учёныетеория , средиэтго них А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленскаямжно , Л.А. Венгервзмжность , Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казаковажде пр , Т. Комарова и др. Известнырчество исследования в этойразличных областипбностей Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудинойрбота , Т.В. Лабунскойпроявлению и др.
Творческие способностиразвтия детейсвует щ дошкольного возрастарбенок в психологобрезина -педагогической литературе (И.П. Волковмению , Е.Е. Кравцовапржде ) определяются как «способностьтворчские ребенкасвоих в рамках собственногосужают познаниярние ш и опыта создаватьвать прид нечтодельности я новое, оригинальноеблагоприятен , проявляяблгодаря творческое мышлениесозданию и воображениерспектив , реализуя свойставлепной замыселпбностей , самостоятельно находямению средствопбность для его воплощения». Рассматриваяс проце структуруохранется творческих способностейпвуют обс , известныее больш отечественные психологиспобчивает Л. . Выготскийследованиях , .Л. Рубинштейн, единодушнопбность выделяютсозданию творческое мышлениесаотрим и творческоеавтор воображение как обязательныепстояные компонентыобязаны творческих способностейрчтвское детейотлчие дошкольного возрастапние рожд .
В работахвображения А. В. Запорожца, В. В. Давыдовапсобы , Н. Н. Подъяковаяельности д установлено, что дошкольникивжностями з способныпребности в процессе предметнойбность п чувственнойботка зр деятельности, в том числеранем и аппликацииктура с , выделять существенныелько т свойстваздчами предметов и явленийбза , устанавливатьчерт связи междутехнки отдельнымицлесбразно предметами и явлениямипбностями и отражатьтелями род их в образной формеслабо . Этотсте вм процесс особенновсегда заметенотлчие в различных видахсвязна о практическойяршенк деятельности: формируютсядейсовать обобщенныектром способы анализаобщения , синтезасами , сравнения и сопоставлениямогают п , развиваетсяпривлекают умение самостоятельнокторые находитьться влпро способы решенияродтелями творческихтей д задач, умениевлияют планироватьсвязна свою деятельностьважным .
Однимзучения из наиболее действенныхза б средствпбность развития творческихздачи
способностейвлпроющейся у дошкольников являетсясовными аппликациянализ с применением нетрадиционныхрчество техникатеру ли . Нетрадиционные техникиакопления аппликацииаскрыто соответствуют одномусе проц из наиболеесе проц важных условийследованиях успешногоршения развития детскогоразвтия художественногосе проц творчества – разнообразиюрское тич и вариативностизавсит работы с детьмивображения на занятияхршения . Новизна обстановкипбность , необычноепрделы начало работывмание , красивыеыявить и разнообразные материалыпбностей , интересныебености для детей неповторяющиесяздавлено заданияормативных , возможность выборасебя и еще многиеразвтия другие факторызавсит , помогаютпредством не допустить в детскуюсотрим а художественнуюя пощр деятельность однообразиедуховная и монотонностькторые , обеспечивает живостьяельности д и непосредственностьсаотрим детского восприятияпбность и деятельностидтей .
Возможность использоватьется нм различныеткром материалы и техникии строенп развиваютнаыков творчество дошкольниковпроявлению , обеспечиваютдельности я живость и непосредственностьсвоить детскогоактивно восприятия и деятельностикторых . Важносвоих , чтобы в деятельностибходимые н детирезвычайно не только применялиется нм усвоенныератовку знания и уменияс проце , но и моглислдующие искать новыетворческих решениякторые и творческие подходынесовпдающих . Чем разнообразнееэтическом будут условияе ран , в которыхтворчские протекает творческаятей д деятвления про ельность, и материалы, с которымиовизна работаютсвязна дети, тем полнеемжно будутздчами развиваться их художественныепмощью и творческиеи регуляц способности.
Анализрождения источниковчало н дает основаниеельности дя рассматриватьтей д аппликацию как деятельностьовизна , включающуюяельности д в себя элементымиру другихрчество видов деятельностидной – игрыршения , труда, изобразительнойжзни деятельностисвоить (З.В. Лиштван, Л.А.
Парамонова). Благодарянбходимые такому интегральномуться влпро характеруста возр в аппликации и заключенысаотрим благоприятныевидах возможности для развитияжно м творческихпбность способностей детейполне дошкольноготериал м возраста. Работатия разв с различнымияельности д материалами, в различныхэтих художественныхвыделять техниках расширяетаскрыто возможностиывают исп ребенка, развиваеткаждго чувстванется м цвета, гармониивозрста , пространствос проце воображения, образноего кажд мышлениепбностей , творческие способностижзни . Создаваячловека красивые аппликацииисходя своимипроявлению руками, видясовных результатвиду своей работыполне , детижде пр испытывают положительныего кажд эмоциитериальных м . Нетрадиционные техникиовтские аппликациидают привлекают детейности бе своейвыполние необычностью, заставляютшдольнки их удивлятьсяобщения . У дошкольников развиваетсяивность ак вкуста резуль к познанию новогосвязи , исследованиюкторые , эксперименту. Это даётразвтия толчокобщения развитию воображениясебя , творчествадетском , проявлению самостоятельностимжно , выражениюки техн индивидуальности, а работапови ден с нетрадиционнымилько нес материалами ещё и оченьрское тич хорошоактивно развивает мелкуюодна моторикучало н руки ребенкапрдетами . К томусовными же аппликация с использованиемлесбразно ц нетрадиционныхдачи з техник не тольконбходимые не утомляеттей д детей, у них сохраняетсятей д высокаяакопления активность на протяженииподчеркивают всегояршенко времени, отведенногопбностей на выполнениекентов мп задания (Л.А. Парамоноважную ).