Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии» | Ширшова Елена Валентиновна. Работа №209532

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ширшова Елена Валентиновна
В моей работе описываются приёмы формирования творческих способностей учащихся на уроках математики, русского языка, литературного чтения и технологии.

Тема: Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологииЯ считаю, что творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования.
Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала.
Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:
-внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей
-стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя
всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
Содержание математического образования ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому предмет математики должен служить для педагога средством обучения. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану.
Изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное - помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно действенного мышления к отвлеченно – понятийному.
Следовательно процесс обучения должен подойти к формуле:
ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
которая полностью реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.
Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!. Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Кому нужны творческие способности?
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!
Когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить, процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
Как же развить интерес к творчеству?
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно- образовательной работе с детьми.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
-Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
-Функция формирования творческих способностей;
-Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
-Наличие у педагога определенных знаний и умений.
-Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
-Необходимость включение педагога в игру.
-Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
-Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
-Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Тот, кто работал с учениками начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.
Часто использую на уроках такие дидактические игры,как
-геометрические ребусы,
-кроссворды на различные темы,
- графические диктанты,
-игры Верю — не верю,
-Данетки,
На развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности провожу такие упражнения:.
-Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
-Чем отличаются картинки?
Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры)
Повышение интереса к урокам способствует занимательная форма их проведения, нестандартные уроки, например :
урок КВН
урок – путешествие
урок - праздник
урок – игра
урок - исследование
Дети с удовольствием составляют и отгадывают кроссворды.
Игра"Круглый стол” помогает мне проверить, как дети могут выражать свою индивидуальность. Учитель произносит фразы, которые ребята должны закончить, например:
-Больше всего в себе мне нравится…
-Я такой же, как все, потому что…
-Я хотел быть…
-Моя любимая игра…
-Мне кажется, что мое имя означает…
Я бы хотел узнать о…
-Мне грустно, когда…
-Я хотел бы быть более…
-Когда-нибудь, я надеюсь…
При решение частично-поисковых задач разного уровня детям предлагаются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Это задания на выявление закономерностей:
-Раздели фигуры на группы.
-Найди лишний рисунок.
-Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
-Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Использую на уроках при работе с одарёнными детьми решение творческих задач.
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу:
-Монгольская игра
- Танграм (из квадрата)
- Вьетнамская игра (из круга)
-Колумбово яйцо,
-Удивительный треугольник.Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами,на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. На уроках технологии и математики мы используем не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезаем и наклеиваем, моделируем, вырезаем развёртки и склеиваем их, образуем фигуры на подвижных моделях, перегибаем бумагу и т.д.
Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
Всё вышесказанное приводит к развитию творческого мышления школьника, оживляет учебный процесс, вызывает у ученика желание узнать что-то новое, активизирует и формирует личность.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.
Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто перебарщиванием, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива - завтрашняя радость, интерес.
Развитию творческих способностей являются такие задания. Как Сочини или продолжи сказку о цифрах, математических знаках и т.д
Применение сказок на уроках повторения и закрепления делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.
И в заключении хочется сказать:
Ребенок - не кувшин, который
надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.
Список используемой литературы
1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
2.Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
3.Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
4.Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435- 442.
5.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
6.Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
7.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
8.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×