Статья Развитие творческого потенциала личности ребенка в условиях Центра детского эколого-биологического. Автор: Яговкина Людмила Александровна

Автор: Яговкина Людмила Александровна
В данной статье описывается опыт работы по реализации воспитательной программы "Модель воспитательного пространства становления и развития экологической культуры личности"


Автор: Яговкина Людмила Александровна
Развитие творческого потенциала личности ребенка в условиях Центра
детского эколого-биологического.
Яговкина Л.А., педагог дополнительного образования.
Поддерживание творческого потенциала растущего человека в мире экологического знания и экологической практики – это одна из ведущих задач воспитательной программы Центра Модель воспитательного пространства становления и развития экологической культуры личности Каждый ребенок творец с рождения. Творческое начало рождает в нем живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Поэтому главной ценностью воспитательного пространства в Центре является человек (ребенок) в его высших проявлениях (т.е. внутренняя культура личности, жизнетворчество, способность к ценностно-смысловому развитию и саморазвитию), далее мы выделили как ценности воспитательного пространства: совместность, диалог, мыследеятельность, личностный рост и личностное развитие, поисковая активность и исследовательская позиция личности. Все это еще можно назвать движущими силами развития личности в пространстве.
В соответствии с воспитательной программой Центра
центральное место в воспитательной системе должно занимать формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
- к природе (экология природы),
- к себе как составной части природы (экология здоровья),
- к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души)
В воспитательном пространстве Центра действуют социокультурные нормы:
- инициатива в природоохранной деятельности;
- ответственность в экологических действиях
- уважение и толерантность по отношению к различным этноэкологическим культурам;
- уважение прав и интересов окружающих
- открытость и доброжелательность в отношениях.
В экологическом Центре созданы условия для экологического образования, которые обеспечивают успешность развития креативности (творческого потенциала) у детей от дошкольного до старшего школьного возраста.
В образовательный процесс успешно вошел такой вид учебной и воспитательной работы, как проектная деятельность. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Именно в проектной деятельности школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.
Поэтому педагоги широко используют метод проектов в своей деятельности. В настоящее педагогами и участниками экологической практики осуществляются несколько проектов Вертикальное озеленение, Сухой ручей, Краснокнижники Ростовской области, Зеленые школы России
Туристы – краеведы реализовали проект Батайские храмы и проект Помоги ветерану. Обучающиеся занимаются научно – поисковой работой, наладили связи с советом ветеранов станции Батайск, встречаются с ветеранами, записывают драгоценные воспоминания, кроме этого помогают по хозяйству.
Проектной и исследовательской деятельностью занимаются ребята Научного общества Эврика Ежегодно в поисково – исследовательской деятельности задействовано до 30 обучающихся. С готовыми исследовательскими работами ребята принимают участие в конкурсах разного уровня и научно- практических конференциях.
Для сохранения и приумножения культурных творческих традиций средствами театральной деятельности создан экотеатр Новые горизонты. Деятельность экотеатра способствует включению детей и подростков в эколого – просветительскую, социально – значимую деятельность посредством создания костюмов, декораций к театрализованным постановкам. Ребята осуществляют выездные мероприятия в образовательные учреждения города.
Для формирования журналистских умений и навыков работает объединение Юный журналист. Обучающиеся занимаются освещением экологической деятельности, проводящейся в Центре через газету Максимум. Ведут активную просветительскую деятельность экологической направленности средствами печати (подбор материала, выпуск газет, интервью) среди обучающихся и жителей города; пропагандируют активную гражданскую позицию в социокультурной среде.
Успешно работает молодежное экологическое движение Фламинго. Ребята проводят экскурсии в музее Центра Природа Донского края, праздники фестивали и городские экологические акции. Выездная экологическая бригада принимает активное участие в экологических декадниках, декадниках инвалидов, пропагандируя экологические знания в школах города.
Это лишь часть той работы, которая ведется в экологическом Центре по поддержанию творческого потенциала ребенка через экологические знания и экологическую практику. Хочется отметить, что какими бы ни были условия, реализация творческого потенциала ребенка зависит от него самого, от его активности, готовности и способности к развитию.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x