Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие устной речи у младших школьников и в старших классах | Вербицкая Е.А., Ермилова Е.В., Шабанова И.С.. Работа №297813

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Вербицкая Е.А., Ермилова Е.В., Шабанова И.С.
Учителя начальных классов и учитель русского языка и литературы КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" делятся  многолетним опытом работы  по развитию навыков устной речи  у младших школьников и  далее при переходе в старшие классы. В статье обозначены проблемы, которые возникают при  обучении детей в младших классах в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, куда поступают дети в сложной жизненной ситуации, из семей социального риска. Намечены основные пути решения  этой проблемы.

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Вербицкая Е.А. – учитель начальных классов

Ермилова Е.В. – учитель начальных классов

Шабанова И.С. – учитель русского языка

 

Развитие устной речи в начальной школе и в старших классах

 

Среди проблем обучения в начальной школе важнейшей, на наш взгляд, является проблема развития речи. Недостатки, не замеченные и не скорректированные на раннем этапе, в дальнейшем станут тормозом для дальнейшего обучения и развития в старших классах. Эта проблема проявилась в полной мере несколько лет назад после введения в 9 классе обязательного устного экзамена по русскому языку. Выяснилось, что школьники слабо владеют навыками пересказа, приемами монологической и диалогической речи.

Навыки устной речи должны закладываться  в младших классах и получать дальнейшее развитие в старших классах. Однако во время обучения в начальной школе у большей части детей они не формируется. Специалисты подчёркивают зависимость результатов от готовности ребёнка к обучению. К сожалению, в нашем учебном учреждении эта проблема становится ключевой. У нас обучаются, лечатся, проходят реабилитацию и социализацию дети из неполных семей, семей социального риска, находящиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую дети, находящиеся под аддикциями. При поступлении в наш Центр они зачастую не имеют полноценной дошкольной подготовки, не владеют элементарными знаниями и навыками. Поэтому учителя начальных классов и учителя русского языка старших классов уделяют развитию навыков устной речи особое внимание.

      Устная речь - это составная часть общей языковой культуры, залог точности, выражения мысли и взаимопонимания. В настоящее время имеется достаточный выбор практических пособий по обучению грамотной устной речи, но нам приходится учитывать еще и специфику нашего учреждения.

Многие дети приходят к нам учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

         Передо нами стоит сложная задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эти задачи мы решаем не только на уроках, но и во внеурочное время.

Мы ставим своей целью способствовать речевому развитию детей:

научить

грамотно

говорить

,

обла

дать хорошо поставленной речью

,

излагать собственные мысли в устной форме,

уметь выражать свои эмоции разнообразными

речевыми

средствами

,

соблюдать культуру речи,

развивать умение общаться

.

Навыки устной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий, а именно:

создать условия для коммуникации (беседы, игры, круглые столы,

совместные мероприятия

в ходе которых реализуются коммуникативные речевые функции

),

создать благоприятную

речевую среду, богатую, грамматически правильную и разнообразную.

В процессе урочного и внеурочного общения следует стремиться к построению диалога учитель-ученик (вопросно-ответные формы общения), а также давать возможность ребенку реализовать и развить свой языковой потенциал в монологическом высказывании (пересказ текста учебника, развернутый ответ на вопрос, сообщение по предложенной теме и т.д.). В ходе общения учителю необходимо следить за логичностью, последовательностью, четкостью речи, корректируя и комментируя высказывание учащегося. Необходимо помочь ребенку выбрать подходящие языковые средства, подобрать синонимы, эпитеты, украшающие речь. Особое внимание следует уделять произносительной стороне речи: соблюдению орфоэпических правил, отчетливость и выразительность чтения, владение паузами и интонацией.

В младших классах применяются преимущественно следующие технологии речевого развития:

Проблемное обучение

(проблемно-речевые ситуации: рассказ от лица выбранного персонажа, изменение концовки рассказа и т.д.)

Игровые технологии

(постановки сказок, с

ценок, разучивание стихотворений

, участие

в школьных

мероприятиях

)

При переходе в старшие классы несколько видоизменяется подход к приемам и методам развития устной речи. На первый план выступают компьютерные технологии и метод проектов. Использование компьютера позволяет усложнить задания, но сохранить интерес ребенка к устному высказыванию по заданному алгоритму (составить рассказ по картинкам, по опорным словам, по заданной теме)

Метод проектов способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений. При работе над проектом учащиеся находятся в непрерывном взаимодействии ( поиск информации, материалов, их обсуждение, высказывание собственного мнения, аргументированная его защита, принятие в ходе обсуждение общего решения, итоговая защита проекта - монолог)

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что для успешной социализации, для дальнейшего развития личности учащегося необходимо тщательно работать над развитием устной речи.

Систематическая работа по развитию речи дает положительные результаты.

- речь детей становится более четкой,

- дети учатся связно выражать свои мысли,

- учатся осознанно слушать, грамотно формулировать свои высказывания,

- словарный запас станет более активным,

- в устной речи станет меньше ошибок.

Для достижения данных целей необходима слаженная работа учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы старших классов.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×