Развитие воображения и дошкольников и младших школьников | Новикова Екатерина Витальевна. Работа №209253
Автор: Новикова Екатерина Витальевна
В статье рассказывается о приемах и методах равития воображения у дошкольников и младших школьников по материалам книги Джанни Родари "Грамматика фантазии"
Развитие воображения у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Воображение - способность воображать, мысленное воспроизведение чего-н., фантазия - такое определение дано в Толковом словаре русского языка Ушакова (2012 г.).
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность, она присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.
Воображение и фантазия присущи всем людям, а особенно эти качества присущи детям. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.
Воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех произведений искусства и научных открытий, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьные предметы. Ведь любое обучение связано с необходимостью представлять, воображать, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.
В программе начальной школы предлагаются различные упражнения для развития воображения, но их, по моему мнению, недостаточное количество.
Воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами: памятью, мышлением, вниманием, восприятием, обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.
Для подготовки детей к школьному обучению я использую материалы книги итальянского сказочника Джанни Родари, в частности «Грамматика фантазии». Книга не обращена непосредственно к детям, хотя, в конечном счете, написана для них. Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Автора особенно интересует проблема развития творческих начал у детей, в частности «феномена» фантазии. Ряд глав посвящен анализу структуры сказки и различным способам ее создания. При разработке своих методов «стимулирования воображения ребенка» Родари в основном опирается на труды психологов, педагогов, лингвистов, в частности, его внимание привлекают работы многих советских ученых. Книга Родари представляет интерес для широкого круга читателей и, конечно, в первую очередь — для родителей и педагогов.
Джанни Родари пишет, что если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения.
Также и слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает.
Хочу поделиться опытом использования некоторых методик, описанных в книге.
Веселые сказки:
Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю.
Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например «вертолет»
, или
«девочка», «лес», «цв
еты», «волк
», «бабушка»
и «лошадь».
Таким образом, дети начинают фантазировать и сочинять новые сказки. По опыту могу сказать, когда предлагаешь первый раз это задание, дети не все включаются в игру, а по следующим примерам уже в группе целый «лес» рук.
А что было потом?
Взрослый читает сказку, она заканчивается и вдруг задается вопрос ребенку, а что могло быть потом? Например, с Котом в сапогах, как он жил, чем занимался? Когда рассказываешь сказку о Мальчике-с-Пальчик,, кто-то из детей в конце тебя спросит: "А что сделал Мальчик-с-Пальчик с семимильными сапогами потом?" Из всех мотивов сказки этот произвел наибольшее впечатление и, следовательно, стимулировал интерес к продолжению.
Салат из сказок
Сочинить новую сказку, например, Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчик с братьями, Спящая царевна встретилась с Золушкой и т.д.
4. Что было бы, если бы …..
- Что было бы, если бы ваш лифт рухнул - провалился в сердцевину земного шара или взлетел на Луну?
- Что было бы, если бы во всем мире, от полюса до полюса, внезапно исчезли деньги?
Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, - полезнее.
4. Лжезагадка
Джезагадка - это такая загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ.
Вот ее простейший вариант:
А и Б сидели на трубе.
А упало,
Б пропало.
Кто остался на трубе?
(Ответ: И.)
Здесь речь идет не о том, чтобы, собственно, "отгадывать", а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.
Или "редиска" один недоумок
В своем огороде посеять надумал.
Вопрос возникает такого порядка:
Слова иль редиски взошли на грядке?
В этом стишке прямой ответ (ничего не взошло: чтобы вырастить редиску, надо посеять семена, слова в огороде не растут) не заключен, навести на мысль об ответе, может лишь глагол "взойти". Над решением здесь надо потрудиться больше, чем в предыдущем примере. Но путь тот же: надо отбросить ложное "или-или". Я считаю, что такого рода упражнения играют и воспитательную роль, ибо в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу. Само собой разумеется, что если загадать детям подряд две-три подобные лжезагадки, то на следующих они уже так легко в ловушку не попадутся и правильный ответ дадут намного раньше. Но удовольствие получат не меньшее.
Стеклянный человек
.
Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной определенных событий в строгом соответствии с материалом, из которого он, согласно нашему замыслу, сделан.
Анализ материала, в данном случае стекла, подскажет, с какой меркой мы должны подходить к своему герою. Стекло прозрачно. Стеклянный человек прозрачен. Можно читать его мысли. Чтобы общаться, ему нет нужды разговаривать и т. д., а если это человечек изо льда? Где он живет, с кем дружит…
В книге описано много интересных методов и приемов для развития воображения и позволяет педагогам их использовать, не смотря, что произведение написано много лет назад.
Воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.