Статья Развитие воображения и дошкольников и младших школьников. Автор: Новикова Екатерина Витальевна

Автор: Новикова Екатерина Витальевна
В статье рассказывается о приемах и методах равития воображения у дошкольников и младших школьников по материалам  книги Джанни Родари "Грамматика фантазии"


Автор: Новикова Екатерина Витальевна

 

Развитие воображения у дошкольников и детей младшего школьного возраста.

 

Воображение - способность воображать, мысленное воспроизведение чего-н., фантазия - такое определение дано в Толковом словаре русского языка Ушакова (2012 г.).

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность, она присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Воображение и фантазия присущи всем людям, а особенно эти качества присущи детям. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.

Воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех произведений искусства и научных открытий, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьные предметы. Ведь любое обучение связано с необходимостью представлять, воображать, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

В программе начальной школы предлагаются различные упражнения для развития воображения, но их, по моему мнению, недостаточное количество.

Воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами: памятью, мышлением, вниманием, восприятием, обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

Для подготовки детей к школьному обучению я использую материалы книги итальянского сказочника Джанни Родари, в частности «Грамматика фантазии». Книга не обращена непосредственно к детям, хотя, в конечном счете, написана для них. Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Автора особенно интересует проблема развития творческих начал у детей, в частности «феномена» фантазии. Ряд глав посвящен анализу структуры сказки и различным способам ее создания. При разработке своих методов «стимулирования воображения ребенка» Родари в основном опирается на труды психологов, педагогов, лингвистов, в частности, его внимание привлекают работы многих советских ученых. Книга Родари представляет интерес для широкого круга читателей и, конечно, в первую очередь — для родителей и педагогов.

Джанни Родари пишет, что если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения.

Также и слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает.

Хочу поделиться опытом использования некоторых методик, описанных в книге.

Веселые сказки:

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю.

Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например «вертолет»

, или

«девочка», «лес», «цв

еты», «волк

», «бабушка»

и «лошадь».

Таким образом, дети начинают фантазировать и сочинять новые сказки. По опыту могу сказать, когда предлагаешь первый раз это задание, дети не все включаются в игру, а по следующим примерам уже в группе целый «лес» рук.

А что было потом?

Взрослый читает сказку, она заканчивается и вдруг задается вопрос ребенку, а что могло быть потом? Например, с Котом в сапогах, как он жил, чем занимался? Когда рассказываешь сказку о Мальчике-с-Пальчик,, кто-то из детей в конце тебя спросит: "А что сделал Мальчик-с-Пальчик с семимильными сапогами потом?" Из всех мотивов сказки этот произвел наибольшее впечатление и, следовательно, стимулировал интерес к продолжению.

Салат из сказок

Сочинить новую сказку, например, Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчик с братьями, Спящая царевна встретилась с Золушкой и т.д.

4. Что было бы, если бы …..

- Что было бы, если бы ваш лифт рухнул - провалился в сердцевину земного шара или взлетел на Луну?

- Что было бы, если бы во всем мире, от полюса до полюса, внезапно исчезли деньги?

Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, - полезнее.

4. Лжезагадка

Джезагадка - это такая загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ.

Вот ее простейший вариант:

А и Б сидели на трубе.

А упало,

Б пропало.

Кто остался на трубе?

(Ответ: И.)

Здесь речь идет не о том, чтобы, собственно, "отгадывать", а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке, чутко уловить каждый составляющий его звук.

Или  "редиска" один недоумок

В своем огороде посеять надумал.

Вопрос возникает такого порядка:

Слова иль редиски взошли на грядке?

В этом стишке прямой ответ (ничего не взошло: чтобы вырастить редиску, надо посеять семена, слова в огороде не растут) не заключен, навести на мысль об ответе, может лишь глагол "взойти". Над решением здесь надо потрудиться больше, чем в предыдущем примере. Но путь тот же: надо отбросить ложное "или-или". Я считаю, что такого рода упражнения играют и воспитательную роль, ибо в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу. Само собой разумеется, что если загадать детям подряд две-три подобные лжезагадки, то на следующих они уже так легко в ловушку не попадутся и правильный ответ дадут намного раньше. Но удовольствие получат не меньшее.

Стеклянный человек

.

Он должен будет действовать, двигаться, заводить знакомства, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной определенных событий в строгом соответствии с материалом, из которого он, согласно нашему замыслу, сделан.
   Анализ материала, в данном случае стекла, подскажет, с какой меркой мы должны подходить к своему герою. Стекло прозрачно. Стеклянный человек прозрачен. Можно читать его мысли. Чтобы общаться, ему нет нужды разговаривать и т. д., а если это человечек изо льда? Где он живет, с кем дружит…

В книге описано много интересных методов и приемов для развития воображения и позволяет педагогам их использовать, не смотря, что произведение написано много лет назад.

Воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x