Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитию дикции, артикуляции и дыхания для детей дошкольного возраста | Володина Надежда Михайловна . Работа №332701

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Вашему вниманию представлена картотека игр и упражнений по развитию дикции, артикуляции и дыхания для детей дошкольного возраста. Эта картотека создавалась мною для создания развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для развития творческого потенциала личности ребенка. а также для развития интонационной выразительности речи дошкольников. Здесь представлен основной комплекс артикуляционной гимнастики, для развития артикуляционного праксиса. Представлен комплекс игр на развитие дикции, артикуляции, дыхания, сформированный в соответствии с тематическим планированием. 

 

 

 

 

 

 

Картотека игр и упражнений по развитию дикции, артикуляции и дыхания для детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учитель-логопед

МБДОУ «ДС № 89 г.Челябинска»

Володина Н.М.

Комплекс артикуляционной гимнастики

для подвижности языка, губ.

Немая артикуляция – тянуть гласные звуки без голоса, активно работая губами: А О У И.

«Улыбка» - улыбнуться без напряжения, показать верхние и нижние зубы, зубы сомкнуты.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед «хоботком», но не разжимая зубов.

Чередовать «Улыбка» - «Трубочка».

«Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать язык губами, произнося пя-пя-пя и удерживать под счет до пяти.

«Иголочка» - улыбнуться, вытянуть узкий напряженный язык вперед и удерживать под счет до пяти.

«Окно» - зубы вместе, губы округлены и слегка вытянуты вперед.

«Часики» - рот приоткрыт, губы в улыбке, попеременное движение языка из стороны в сторону, в уголок губ.

«Качели» - рот широко открыт, зубы обнажены, поднимать и опускать широкий кончик языка к зубам с внутренней стороны.

«Чистим зубки» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону.

«Чашечка» на верхней губе – закрыть широким языком верхнюю губу и держать под счет.

«Чашечка» на верхних зубах – закрыть широким языком верхние зубы и держать под счет.

«Вкусное варенье» - широким языком «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз.

«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка и боковые края языка подняты, середина языка опущена.

«Лошадка» - при открытом рте и улыбке пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее (нижняя челюсть не двигается, работает только язык).

«Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, прижать широкий язык к небу.

«Гармошка» - упражнение «грибок», открываем и закрываем рот, зубы при этом смыкаются, не отпуская «грибка».

«Дятел» - рот широко открыт, широкий язык поднят вверх и ударяется о бугорки за верхними зубами, произнося Д-Д-Д.

«Барабан» - рот открыт, широкий язык поднят вверх и ударяется по бугоркам, произнося Д-Д-Д, постепенно убыстряя темп.

 

 

 

 

 

«До свиданья лето», «Здравствуй детский сад»Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки»- «качели»- «лошадка»Развитие дикции:Игра «В лесу» Заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнести АУ. Менять интонацию и громкость голоса, поворачиваясь то влево, то вправо 5-6 раз.Развитие дыхания:Игра: «Подуй на листики?»Цель: развитие физиологического дыхания. Описание игры: у педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

«Моя группа, мой дом, мой город, моя страна»Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки»- «качели»- «лошадка»Развитие дикции:Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке»Дети идут по дорожке то маленькими, то большими шагами, при этом напевая песенку, меняя голос.Песенка: «Маленькие ножки бежали по дорожке (высоким голосом), а большие ноги топают по дороге (низким голосом). Развитие дыхания:Игра «Строим дом»Цель: развитие речевого дыхания и голоса.Описание игры: приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т, д-д-д», а затем слоги: та - да-та-да, ты-ды-ты-ды, ук-тук-тук-тук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Урожай» (фрукты)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки», «вкусное варенье»- «качели»- «лошадка»- «грибок»Развитие дикции:Повторение чистоговорок: на-ну-ны – такие апельсины На-ну-ны – дайте бананы кы-кы-ки – спелые персики Ка-ку-ки – заберите яблоки ву-во-ва – вкусная слива Со-са-су – груши унесу ат-от-ат – вот такой гранат Развитие дыхания:Игра «Узнай фрукт».Положить на тарелку кусочки знакомых детям фруктов. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать фрукты по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. «Урожай» (овощи)- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки»- «качели»- «лошадка»Развитие артикуляции:Развитие дикции:Игра «Тянем репку» Собрались все тянуть репку. Тяжело тянуть, потому что репка выросла большая-пребольшая. Тянули-тянули, устали. ОХ – говорит дед низким голосом, ОХ – говорит бабка средним голосом, ОХ - говорит внучка высоким тоненьким голосом. Все остальные животные тоже устали. Жучка устало ГАВ, кошка устало МЯУ, мышка устало ПИРазвитие дыхания:Игра «Репка»Дед посадил репку. Надо ее полить: С-С-С… (на выдохе). Выросла репка большая: О-О-О…Принесли в избу репку: У-У-У …. Сварили: Ш-Ш-Ш … Пробуем репку. Вкусная, горячая, надо остудить и подуть. Дуем на репку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Этикет» (одежда, обувь)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки», «вкусное варенье»- «качели», «часики»- «лошадка», «грибок»- «чашечка»Развитие дикции:Игра «Швейная машина».Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой, нога нажимает на педаль. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — движения иголки. Движения рук и ног производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».Развитие дыхания:Игра «Клубок»Представляем, что наматываем клубок ниток пропевая гласные звуки на выдохе. Другой вариант: пропевать гласный звук на выдохе пока катится мяч. «Краски осени» (лиственные деревья)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки», «вкусное варенье»- «качели»- «лошадка», «грибок»- «чашечка»Развитие дикции:Игра «Эхо» Представим, что мы заблудились в лесу. Выходит один ребенок, отворачивается или закрывает глаза. А остальные по очереди в рупор (складывают руками рупор) кричат АУ или имя ведущего. На усложнение: кричать АУ или имя ведущего изменяя голос. Ведущий отгадывает. Развитие дыхания:Игра: «Кто дольше сможет подуть на листики?»Цель: развитие физиологического дыхания.        Описание игры: у педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Здоровей-ка» (продукты питания)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки», «вкусное варенье»- «качели», «часики»- «лошадка», «грибок»- «чашечка»Развитие дикции:Игра «Поезд с арбузами».Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш». Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».Развитие дыхания:Игра «Большой и маленький»Ребенок стоя прямо, на вдохе встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнося УХ, спрятать голову за колени – показывая какой он маленький.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Народная культура и традиции» (посуда)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьми:-«заборчик», «дудочка» (в чередовании)-«блинчик», «иголочка» (в чередовании)- «чистим зубки», «вкусное варенье»- «качели», «часики»- «лошадка», «грибок»- «чашечка»Развитие дикции:Проговаривание скороговорок с отстукиванием ритма:От топота копыт пыль по полю летит.Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.Мама мыла Милу мылом. Мила мыла не любила. Развитие дыхания:Игра «Клубок»Представляем, что наматываем клубок ниток пропевая гласные звуки на выдохе. Другой вариант: пропевать гласный звук на выдохе пока катится мяч. Чайник закипел. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1—1,5 см. По сигналу "У Саши чайник закипел" один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился С1ШСТ. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дружба» (перелетные птицы)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьмиРазвитие дикции:Игра «Птицы»Дети выбирают каждый себе роль птицы и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какая птица живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.Развитие дыхания:Игра «Аист»Стоя прямо, развести руки в стороны, а одну ногу согнуть в колене, и затем вынести вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося Ш-Ш-Ш. повторить 6-7 раз.«Гуси летят» Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесение протяжного ГААААА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Животный мир» (домашние животные и их детеныши)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьмиРазвитие дикции:Игра «На ферме»Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.Развитие дыхания:Игра «Корова»Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слог: МУУУУУРано утром пастушокВесело трубит в рожок,Коровы смотрят вслед емуИ мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кто как готовится к зиме» (дикие животные и их детеныши)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьмиРазвитие дикции:Игра «На ферме»Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.Развитие дыхания:Игра «Корова»Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слог: МУУУУУРано утром пастушокВесело трубит в рожок,Коровы смотрят вслед емуИ мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Здравствуй, зимушка-зима» (зима)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастика со всеми детьмиРазвитие дикции:Игра «На ферме»Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.Развитие дыхания:Игра «Корова»Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слог: МУУУУУРано утром пастушокВесело трубит в рожок,Коровы смотрят вслед емуИ мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Здравствуй, зимушка-зима» (зимующие птицы)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Рассказывать стихотворение с разной интонацией (радостно, удивленно, грустно, зло); тихо-громко; увеличивая или уменьшая громкость.Я принес его домой.Наконец теперь он мой!Я кричал на всю квартиру:— У меня снегирь живой!Развитие дыхания:Игра «Снеговик веселится»Поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося ХА. Повторить 6-8 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наш быт» (мебель)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Воздушный шарик»Дети стоят в кругу. Педагог: «Надули шарик». Дети надувают щеки, произнося ФУ. Взявшись за руки образуют большой круг. Педагог: «Сдулся шарик». Дети бегут к центру круга со звуком: «ШШШ». Педагог: «Надуваем шарик». По сигналу: «Шарики полетели!» —дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Педагог: «Шарик лопнул» - дети расслабленно роняют руки вдоль туловища.Развитие дыхания:Игра «Нюхаем, как собачка»Стоя, на каждом повороте головы влево - право делаем шумный, быстрый, резкий вдох через нос, так как будто собака что-то учуяла и произвольный выдох через рот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Новогодний калейдоскоп» (хвойные деревья)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Доскажи словечко в стихотворении, изменяя голос «Ночной лес». Лес ночной был полон звуков (шепотом):Кто-то выл (у-у-у),А кто мяукал (мя-у, мяу),Кто-то хрюкал (хрю-хрю),Кто-то топал (топ-топ),Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),Кто-то ухал (ух-ух-ух)И кричал (Ау-ау),Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал.Развитие дыхания:Игра «Дровосек»Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите вверх. Резко, словно под тяжесть топора, руки вниз, корпус наклонить, руками прорубая пространство между ногами. Произнесите БАХ на выдохе. Повторить 6-8 раз.

 

 

 

«В гостях у сказки» (музык.инструменты)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Повтори за мной»Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией. Развитие дыхания:Разнообразные дудочки помогают формировать сильную воздушную струю. Надувание воздушных шаров тоже способствует этому. Необходимо соблюдать гигиенические правила, пользоваться может только один ребенок, мыть после использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Быть здоровыми хотим» (зимние развлечения)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Спуск с горы»Дети представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.Развитие дыхания:Игра «Согреем ладошки» Представим, что у нас замёрзли руки и надо их согреть. Сперва растираем руки со всех сторон, затем начинаем дышать на руки тёплым воздухом произнося ХА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Город мастеров» (профессии, инструменты) Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Педагог загадывает загадки про инструменты с какой-то эмоцией (удивленно, грустно, обидно, радостно …), а ребенок отгадку должен произнести с точно такой же эмоцией.Он стучал, стучал Пилит толстый ствол она, Шьет портной наряд из шелка,Гвозди в доску загонял. Накалилась до бела. Нитки есть, нужна …..Колотил он с толкомПолучилась полка. Развитие дыхания:Игра «Ныряльщики»Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет только тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойный выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает нос и приседает до желания сделать выдох. Игра «Придумай звук»Необходимо придумать звук, который издает предмет. Едет по шоссе машина, режем ножницами (чик-чик-чик), стучит молоток (тук-тук-тук), жужжит сверло (з-з-з), визжит пила (вжик-вжик-вжик), Колокольчик звенит (динь-динь-динь), дудочка дудит (ду-ду-ду), стучит барабан (бам-бам-бам), сигналит машина (би-би) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я – человек» (части тела)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Возьмите любое понравившееся короткое стихотворение, прочитайте его с закрытым ртом. Говорить «громко и четко», чтобы все как можно лучше поняли. Точка, точка, запятая.Вышла рожица кривая.Ручки, ножки, огуречик – Вот и вышел человечек. Развитие дыхания:Игра «Подыши одной ноздрей»Правую ноздрю закрыть пальцем, левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть пальцем – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3-4 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Моя семья» (профессии) Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Котята»Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:Тише, тише – кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)А котята кувырком.Кот принес всем молока, (говорить следует громко)Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)Развитие дыхания:Игра «Боевой клич индейцев»Имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Руководить громкостью, показывая попеременно рукой «тише-громко».Игра «Тихо – громко» Повторить за ведущим названия инструментов, но с условием: если он сказал громко, то ты говоришь тихо, если ведущий сказал тихо, ты наоборот громко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Транспорт» Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Насос».Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.Развитие дыхания:Игра «Гонки»В игре участвует маленькая легкая машинка. Ребенок должен дуть на машинку, пока не достигнет финиша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наши защитники» Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Повтори»Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.Развитие дыхания:Игра со скакалкой.Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха. Перед каждой строчкой вдох через нос. Аты-баты, шли солдаты.Аты-баты, на базар.Аты-баты, что купили?Аты-баты, самовар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Женский день» (цветы)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Цветочный магазин» Представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем через нос ароматы цветов. Если ребенок точно выполняет задание, то он автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем через рот, как бы беззвучно произнося «ха» (тёплый выдох).Развитие дыхания:Стукая мяч об пол читать стихи:Роза – мимоза, мак – василек,Ландыш – фиалка, душистый цветок. Я знаю пять названий цветов: ….. На каждое название цветка отбивать мяч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебница вода» (обитатели рек, морей)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Скороговорка «У Сени и Сани в сетях сом с усами». Проговаривать скороговорку совмещая с движениями, постепенно убыстряя темп. Передать скороговорку по цепочке целиком или по одному слову своему соседу передавая мяч. Развитие дыхания:Игра "Качели".Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую мягкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись.Вдох – выдох производятся через нос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В мире животных» (дикие и домашние животные) Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Кошка мяукает»Покажи, как кошка может мяукать с разной интонацией. Эта кошка добрая, она мяукает так: мяу. Сердитая, жалкая, злая, голодная, маленькая, большая, довольная, сонная, игривая, ласковая и т.д. Развитие дыхания:Игра «Сердитый ёжик» Встаньте, ноги на ширине плеч. Представить, как во время опасности ёжик сворачивается в клубок. Наклонись как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнося на выдохе «ПФФФ»- звук сердитого ёжика, «ФРРРР» - это уже довольный ежик. Повторить 5 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мой город, моя страна» Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Этажи» Педагог задаёт самый низкий звук. Все остальные должны подстроиться к нему. Затем ведущий поднимает звук на одну ступеньку вверх, произнося слова: «Второй этаж». Все повторяют эти слова уже в новой «тональности». Третий этаж – ещё одна ступенька вверх. И тек до пятого этажа. Затем дети при помощи голоса «спускаются» в «подвал». Развитие дыхания:Игра «Комарик». Участники становятся, руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании, долго. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Встречаем птиц» (перелетные птицы)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции: Игра «Назойливый комар»Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.Развитие дыхания:Игра «Гуси» Встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперед, смотря перед собой, вытягивая шею, произнести: ШШШШ. Игра «Далеко-высоко». Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.Куда, птицы, летели?Далеко-о-о-о!Как, птицы, летите?Высоко-о-о-!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Цирк. Зоопарк» (животные жарких стран)Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов.Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.Развитие дыхания:Игра "Бегемотик".Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Космос» Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Телевизор сломался» Представим, что у телевизора пропал звук. Водящий без голоса произносит гласные звуки с очень четкой артикуляцией, остальные отгадывают. На усложнение – произносить без голоса короткие слова с очень четкой артикуляцией.Развитие дыхания:Игра «Егорка». «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Очень важно помнить, что время выполнение каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Весна» Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Эхо». Ведущий произносит стихотворение, а дети как эхо повторяют последний слог затихая. Собирайся, детвора! Ра! Ра! Начинается игра! Ра! Ра! Да лошадок не жалей! Лей! Лей! Бей в ладошки веселей! Лей! Лей! Сколько времени сейчас? Час! Час! Сколько будет через час? Час! Час! И неправда: будет два! Два! Два! Дремлет ваша голова! Ва! Ва! Как поёт в селе петух? Ух! Ух! Да не филин, а петух? Ух! Ух! Вы уверены, что так? Так! Так! А на самом деле, как? Как! Как! Развитие дыхания:Игра «Ветер». Произносить слова с движениями.Ветер дует нам в лицо (дуть самому себе в лицо, выдвинув нижнюю челюсть)Закачалось деревцо (руки над головой, качаются будто от ветра)Ветер тише, тише, тише, тише …. (постепенно затихает голос) Деревцо все выше, выше, выше …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мир природы» (насекомые) Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Дети выбирают себе роль какого-либо насекомого. Выходят в центр и движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.Развитие дыхания:Игра «Жуки». Проводится, если ребенок правильно произносит звук Ж.Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук ЖЖЖ на выдохе. Взрослый произносит рифмовку:Жук, жук, пожужжи.Где ты прячешься, скажи?Я на ветке сижуИ жужжу, жужжу, жужжу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«День Победы»Развитие артикуляции:- артикуляционная гимнастикаРазвитие дикции:Игра «Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.Развитие дыхания:Игра «Варим кашу»Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют роли:молоко, сахар, крупа, соль. На слова: Раз, два, три, горшочек, вари!("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").Каша варится.(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская  грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").Огонь прибавляют.(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).Раз, два, три, горшочек, не вари!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×