Реализация ФГОС во внеурочной деятельности ☼
Автор: Шевцов Евгений Васильевич
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЛДАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДОКЛАД
Реализация требований ФГОС
во внеурочной деятельности
Выполнил: учитель физической культуры
МКОУ Солдатская СОШ
Шевцов Евгений Васильевич
СОЛДАТСКОЕ
2016
Здоровье – не всё,
но все без здоровья – ничто.
Сократ
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития системы школьного образования в условиях реализации ФГОС.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности:
- создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов,
- организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.
Целью физкультурно-оздоровительной работы нашей сельской школы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации физкультурно-оздоровительной работы, создающее современную предметно-образовательную среду обучения с учетом целей, устанавливаемых ФГОС второго поколения, которая приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации ФГОС.
МКОУ Солдатская СОШ наравне с решением педагогических задач сопоставляет учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Улучшения состояния здоровья школьников достигается путем внедрения следующих технологий:
- здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
- оздоровительные (физическая подготовка, закаливание, гимнастика);
- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
- воспитание культуры здоровья (внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
В школе создана здоровьесберегающая среда:
- санитарно-гигиенический режим соответствует требованиям СанПиН;
- соблюдается оптимальная учебная нагрузка обучающихся;
- все обучающиеся школы обеспечены горячим питанием.
Для улучшения здоровья обучающихся и пропаганде здорового образа жизни в рамках Программы развития в школе реализуется проект «Здоровье».
В основу организации физкультурно-оздоровительной работы нашей школы положены следующие принципы:
1) соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям и особенностям состояния здоровья;
2) постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок;
3) регулярность тренировочных занятий;
4) комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физической культуры и спорта.
На занятиях внеурочной деятельности по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Внеурочная деятельность по физической культуре отличается от учебной тем, что осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы.
Включенность школьников в занятия физкультурой и спортом, их активность на этих занятиях, в первую очередь зависит от субъективного отношения к урокам физкультуры, другим занятиям физкультурой и спортом.
Изучение тенденций развития физической культуры и спорта в современном обществе и отражение этих тенденций в программах физического воспитания для образовательных учреждений показывает, что сегодня сохраняется потребность у учащихся в получении знаний о сохранении и укреплении здоровья.
Основная задача, которую ставит перед собой учитель физической культуры – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков.
Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль здесь играет и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, спортивных праздниках, соревнованиях.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного дня, Это гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене.
Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе, спортивных секций, спортивных кружков, спортивных клубов. Основными формами организации физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе являются: урок физической культуры, гимнастика до учебных занятий, динамические паузы, классные часы на свежем воздухе, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внешкольная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа. В школе проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, «Веселые старты», лыжные гонки, осенний кросс, соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, пионерболу, настольному теннису, смотр строя и песни, подвижные игры, эстафеты.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. В нашей школе эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по волейболу и баскетболу.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся.
В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий не может быть основной в массовой практике.
Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтобы она была эффективной и результативной.
Таким образом, организация внеурочной деятельности по физической культуре в школе позволяет развивать двигательные умения и навыки учащихся, массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни, проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.
Позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов.
Литература
1. Фирсин С.А. Социологический анализ отношения школьников к физическому воспитанию/С.А. Фирсин//Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта №10 (116)-2014 г. С.138-140.
2. Фирсин С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах/С.А. Фирсин//Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта №11 (111)-2014 г. С.159-162.
3. Ресурсы Интернет:
· www.keperveem.school.znaet.ru
· Социальная сеть работников образования.
· МОУ ДОД Центр внешкольной работы «Аврора»