Реализация гражданского воспитания в СПО на примере работы отделения Металлообработки ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»» | Анна Геннадьевна Вторушина. Работа №353548
Реализация гражданского воспитания в СПО на примере работы отделения Металлообработки ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»»
Личность человека формируется и развивается в процессе становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера.
Воспитание тесно и неразрывно связано с обучением и взаимосвязь этих процессов имеет огромное значение в формировании личности обучающегося. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также профессиональное становление студентов техникума, что является актуальным во все времена.
Реализация гражданского воспитания в СПО на примере работы отделения Металлообработки ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»»
Автор: Педагог-организатор отделения
Металлообработки ГБПОУ «БРИТ»
Вторушина Анна Геннадьевна
г. Улан-Удэ
2024г.
Реализация гражданского воспитания в СПО на примере работы отделения Металлообработки ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»»
Личность человека формируется и развивается в процессе становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера.
Воспитание тесно и неразрывно связано с обучением и взаимосвязь этих процессов имеет огромное значение в формировании личности обучающегося. Это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также профессиональное становление студентов техникума, что является актуальным во все времена.
Воспитательная работа с обучающимися ГБПОУ «БРИТ» является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов. Из стен техникума должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его нельзя назвать образованным. Основой для выстраивания данной системы является рабочая программа воспитания ГБПОУ «БРИТ».
Целью гражданского образования и патриотического воспитания является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения, почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга; создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно - нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах деятельности человека.
«Современным национальным идеалом образования является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
На отделении Металлообработки ГБПОУ «БРИТ», в соответствии с рабочей программой воспитания, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» в процессе получения образования мы формируем личностные результаты, в том числе по направлению гражданско-патриотического воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу и т.д.. Проводимая работа является ярким примером взаимосвязи воспитания и обучения, так как личностные результаты являются основополагающими как в программе воспитания, так и в рабочих программах всех учебных дисциплин.
На патриотическое воспитание на отделении Металлообработки осуществляется основной упор – еженедельно проводятся внутренние мероприятия отделения. Показателями уровня патриотического воспитания обучающихся являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества. В настоящее время на основании письма Министерства просвещения РФ от 17.06.2022г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном», ведутся классные часы, посвященные ценностям российского общества, перед которыми происходит церемония поднятия флага в начале недели и спуска в конце. В соответствии с планом воспитательной работы и рабочей программы воспитания организуются уроки мужества с приглашением ветеранов боевых действий, «Волонтерской роты», «Боевого братства» и в памятные даты проводятся классные часы и викторины исторической направленности. Также в стенах отделения реализуется Федеральный проект «Тренер» Молодежки ОНФ, формат которого способствует формированию гражданской позиции обучающихся, состоящих на различных видах учета. Кроме этого МАУ ДО «Центр допризывной подготовки и патриотического воспитания г. Улан-Удэ» проводит внеурочные занятия по патриотическому воспитанию молодежи, знакомя их с историей нашей родины и прививая чувство принадлежности к ней. Проведенная работа и е результат публикуется на официальной странице учебного заведения вконтакте: https://vk.com/brit03 .
Воспитание – это такой процесс, когда результаты складываются через определенный период времени и главным примером является отношение ребят к армии после прохождения военно-патриотических сборов в воинских частях города Улан-Удэ. В рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», обучающиеся 2-го курса проходят курс военной подготовки в стенах воинской части, на протяжении 5 дней. Данная практика является основным мотивирующим звеном в программе воспитания для прохождения службы в армии после окончания учебного заведения.
Результатом воспитания является не некая «модель», а свободная духовная личность, ориентированная на ценности мировой и художественной культуры, творческую самореализацию, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Программирование воспитательного процесса – это совместная деятельность субъектов воспитания – обучающихся, педагогов, родителей.
Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Поэтому очень важным считается тесное взаимодействие образовательной организации и семьи, которое выстраивается с трудом, в связи с отдаленностью родителей от детей (обучаются ребята из разных районов и регионов) или их незаинтересованностью в успехах и достижениях ребенка.
Ведущую роль в организации сотрудничества выполняют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую техникумом по отношению к воспитанию, обучению и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный союзник в воспитании и обучении обучающихся, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций выпускников. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Необходимо грамотно осуществлять педагогическое сопровождение обучающегося, которое заключается не только в знаниях педагога о сущности происходящего, но и доступном педагогическом просвещении родителей. Зачастую вышеперечисленные цели не достигаются из-за незаинтересованности родителей, что значительно усложняет работу классного руководителя.
Современному педагогу и техникуму необходимо постоянно обновлять формы и методы организации воспитательной работы с подростками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами обучающиеся (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов обучающихся и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Содействие профессиональному самоопределению помогает обучающимся приобщиться к социально-значимой деятельности для закрепления профессионального выбора, привитие любви и гордости за свою профессию. Работа в данном направлении активно ведется в рамках учебной дисциплины «Психология адаптации».
Основным направлением работы, способствующим отвлечению студентов от негативного поведения, является организация досуга студента, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение его к участию в научной, спортивной жизни, в художественной самодеятельности. Особое внимание уделяется первичной профилактике, в рамках которой проводятся тренинги, беседы, лекции (в том числе, с привлечением сотрудников правоохранительных органов), видео лектории, различные акции, станционные игры и другие формы работы, направленные на весь контингент обучающихся. Социальное партнерство, в этом случае, играет неотъемлемую роль, расширяя границы классного руководителя о возможностях и направлениях профилактической работы с группой обучающихся.
Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время профессиональной подготовки специалистов, так и во внеучебное время. Участие студентов во внеучебной деятельности в техникуме создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту. С целью выявления активных ребят в группах 1 курса проводится работа педагога-психолога для оказания помощи классному руководителю в распределении ролей в группе и возложения соответствующих обязанностей.
Таким образом, целью патриотического воспитания является создание условий для формирования и развития гражданско- патриотической культуры личности ребенка. Патриотизм – это духовность, нравственность, гражданственность и социальная активность личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Поэтому задачами патриотического воспитания могут выступать формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине; формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству; воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам страны; создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни; развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей. Все вышеперечисленные задачи реализуются на отделении Металлообработки в течение всего учебного года. Классный руководитель – основной информатор детей.
И основную, если не главную роль в этом играет как раз внеурочная деятельность. Ведь внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания, в том числе и патриотического. Это деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности; деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности; специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения и направленная на решение воспитательных задач; разные формы и виды активности учеников после уроков; это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Классные руководители через взаимодействие с администрацией техникума, привлекают социальных партнеров техникума для активной работы и привлечения максимального количества детей, например, в патриотический кружок, организованный и реализуемый на отделении Металлообработки. Также большую роль играет привлечение обучающихся правонарушителей в Федеральный проект «Тренер», Молодежки ОНФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, одним из основных принципов современного процесса обучения является единство обучения и воспитания, поэтому педагог системы СПО должен владеть знаниями и умениями организации воспитательного воздействия на студентов. Воспитывающая функция преподавателя в образовательном учреждении СПО может быть реализована на занятиях при достижении поставленной воспитательной задачи и во внеаудиторной работе. Цель учебного заведения – воспитать личность и обучить определенной профессиональной деятельности, что в будущем выпускник мог продуктивно работать на благо своей родине (выпускники нашего отделения работают на заводах города и Республики Бурятия) и защищать свою родину в рядах Российской армии.
Процесс воспитания должен постоянно творчески развиваться и обогащаться. Для этого необходимо постоянно изучать, обобщать положительный опыт воспитательной работы со студентами и распространять его среди классных руководителей, мастеров производственного обучения, кураторов и других учебных заведений.
Образование и воспитание – это основа могущества страны, национальной безопасности, основной источник экономического роста и эффективное средство социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика. 2009. №4.
2. Т. М. Скобелева. Патриотическое воспитание студентов ССУЗОВ. Темат
ический сборник, под редакцией
Е. А. Мельниковой. Изд-во ИПР СПО, 2014. - 192с.
2. Якиманская И. С. Технология личностного ориентированного образования.
М. :
Сентябрь, 2000
3. Бочаров В. Г. Современные образовательные технологии. М. : 2008.
3. Т. М. Скобелева, А. Ф.
Щепотин
. И вечной памяти огонь. Тематический сборник. - М.: ИПР СПО, 2015. – 210с.