РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА | Фатеева Екатерина Борисовна. Работа №337607
Алгебраическая пропедевтика является одной из важных содержательных линий начального курса математики, которая отражена в образовательных стандартах второго поколения для начальной школы [1]. Включение в программы по математике для начальных классов элементов алгебраической пропедевтики 1) позволяет повысить уровень формируемых обобщений, 2) способствует развитию абстрактного мышления у учащихся, 3Способствует более полному и глубокому раскрытию арифметических понятий, 4) создает предпосылки для успешного усвоения систематического курса алгебры в старших классах.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Фатеева Екатерина Борисовна
Алгебраическая пропедевтика является одной из важных содержательных линий начального курса математики, которая отражена в образовательных стандартах второго поколения для начальной школы [1]. Включение в программы по математике для начальных классов элементов алгебраической пропедевтики 1) позволяет повысить уровень формируемых обобщений, 2) способствует развитию абстрактного мышления у учащихся, 3Способствует более полному и глубокому раскрытию арифметических понятий, 4) создает предпосылки для успешного усвоения систематического курса аЛгебры в старших классах. Элементы алгебры были включены в программу по математике для начальных классов еще в конце 60 -х годов в связи с реформированием начального математического образования. Были представлены два пути алгебраической пропедевтики. Первый путь (исследования Л.В. Занкова, П.Я. Эрдниева и др.) связан с изучением арифметического материала, для него характерен постепенный переход от арифметики к алгебре. Второй путь (исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.) связан с логикой введения алгебраических понятий, для него характерен переход от алгебры к арифметике, а арифметические знания используются как конкретизация общих алгебраических положений. В обоих случаях психологи и методисты обращают внимание на обобщающий характер алгебраического знания в начальных классах и необходимость обеспечения понимания этого младшими школьниками. Таким образом, при изучении алгебраического материала в начальном курсе математики важно соблюдать дидактический принцип доступности обучения. То есть должно быть соответствие организации и осуществления процесса обучения математике по разделу «Элементы алгебры» уровню развития и подготовленности младших школьников, их индивидуальным особенностям и возрасту.
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:
Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста.
Следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости.
Обучение требует известной напряженности.
Темпы обучения, установленные самими учащимися, ниже возможных и посильных для них.
Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы.
Доступность связана с работоспособностью. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.
В начальный курс математики включены следующие алгебраические понятия: буква как математический символ любого числа, числовые и буквенные выражения, равенства и неравенства, уравнения. Также в начальной школе ведется пропедевтическая работа по усвоению функциональной зависимости. В связи с этим в методике преподавания математики выделяют следующие дидактические задачи, связанные с изучением алгебраического материала: 1) раскрытие конкретного смысла каждого алгебраического понятия, 2) усвоение соответствующей терминологии, 3) формирование умения читать и записывать уравнения, числовые и буквенные выражения, равенства и неравенства, 4) обучение составлению математических выражений по словесному описанию ситуаций, отношений, по текстам задач, 5) ознакомление с правилами выполнения порядка действий в числовых выражениях и выработка умения вычислять значение выражения в соответствии с этими правилами, 6) формирование умения решать уравнения с одной переменной [2].
С целью выявления степени сформированности у младших школьников умений, связанных с изучением алгебраического материала в начальной школе, нами был разработан и проведен констатирующий эксперимент на базе двух четвертых классов, где реализовывались УМК М.И. Моро и ее соавторов (традиционная дидактическая система) и УМК И.И. Аргинской .(система JI.B. Занкова). Констатирующий срез проводился в письменной форме и включал в себя 12 заданий. Анализ письменных работ учащихся показал, что трудности у детей вызывали задания, выявляющие степень сформированности у учащихся представлений об уравнениях и выражениях.
Конечно, формирование каждого из указанных алгебраических понятий не должно доводиться до формально-логического определения. Но учащиеся при соблюдении принципа доступности обучения могут уяснить алгебраические понятия на уровне представлений в процессе выполнения специально подобранных упражнений. Эту гипотезу мы планируем проверить при написании дипломной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки
Р
ос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.
Ч. 1. - 3-е, изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 231 с.