Реализация конструктивистского подхода на уроках английского языка ☼
Автор: Ломачинская Лориса Владимировна
Реализация конструктивистского подхода
на уроках английского языка
Новые требования, предъявляемые образовательными стандартами к учебно-воспитательному процессу, предполагают новые подходы к системе преподавания и обучения в школе. Каким образом воспитывать, развивать и обучать детей так, чтобы в конечном результате иметь поколение, обладающее мобильностью в условиях динамично меняющегося мира, поколение, которое сможет принимать самостоятельные продуктивные решения, обладать навыками прогнозирования и конструктивизма?
За годы обучения в условиях советской «знаниецентрической» педагогики «…главной фигурой на уроке был учитель, а ученику оставалось лишь послушно следовать его указаниям и безропотно принимать его оценки, сложился устойчивый стереотип умственной деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, а не на осмысление этого процесса. Сила инерции этого стереотипа мешает ученику стать истинным субъектом своей деятельности. » [1].
В современных условиях перед педагогической общественностью встают вопросы – как сделать ученика активным субъектом учебно - познавательной деятельности? Каким образом преподавать, чтобы у учеников была возможность для размышления над своими знаниями?
Личный опыт работы в школе и обучение на трехуровневых курсах по Программе, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджским университетом, доказывает необходимость и целесообразность внедрения идей семи модулей Программы в процессы преподавания и обучения учащихся английскому языку. В основе данной Программы заложена конструктивистская теория обучения.
Что представляет собой конструктивистский подход, в чем его особенности?
«Целью преподавания, с точки зрения конструктивистской теории, является достижение учеником более основательного понимания предмета, обеспечив использование и применение знаний в ситуациях вне класса» [2].
Актуальность конструктивистской теории обучения состоит в:
- использовании личностно – ориентированного обучения
- поиске условий для раскрытия потенциала ученика
- смене авторитарного стиля преподавания на диалог и сотрудничество (создание коллаборативной среды)
Суть требований, предъявляемых КТ к учителю в области преподавания, состоит в сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей и навыков у учащихся, предоставлении возможности демонстрировать свои знания, подвергать сомнению определенные предположения, корректировать убеждения, формировать новое понимание и находить пути решения проблем [2].
Рефлексивный подход к собственной педагогической деятельности и опыт посткурсовой работы в преподавании и обучении учащихся английскому языку, позволил понять несостоятельность традиционного стиля преподавания и осознать степень эффективности обучения, основанного на конструктивистском подходе
Сравнительная характеристика:
| Виды \ аспекты речевой деятельности | Традиционный подход | Конструктивистский подход | ||||
1. |
Развитие звуко – произносительных навыков, коммуникативных умений читать на английском языке
| -на основе готовых правил - многократное проговаривание и воспроизведение звуков и слов за учителем
-чтение, перевод текста, пересказ, ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного |
Самостоятельный поиск учащихся: - нахождение сходств, различий в произнесении - объяснение учащимися правил чтения типов слогов -технология работы по стратегиям критического мышления «Инсёрт», «Диаграмма Венна» (формирование самостоятельных умений добывать знания, работать с информацией, критически ее осмысливать), -Ромашка Блума (развитие умений задавать различные типы вопросов в разнообразных, нестандартных ситуациях) | ||||
2. |
Развитие коммуникативных умений учащихся в лексико-грамматическом оформлении речевых высказываний:
| ||||||
|
- обучение лексике
|
-предъявление лексического материала методом перевода и толкования -тренировочные упражнения на конструирование словосочетаний, предложений | Метод семантизации: -предоставление раскрытия значений слов самим учащимся (способствует установлению связи между формой слова и контекстом) -проверка правильности понимания при помощи словаря -создание прочных ассоциаций -применение новой лексики в уже имеющуюся структуру знаний (задания на построение лексической связи, свободных ассоциограмм) | ||||
|
- обучение говорению |
-отработка и воспроизведение речевых образцов в диалогах и монологических высказываниях по заданному алгоритму | 1.Проектная деятельность: -совместное самоопределение проблемы, выдвижение гипотез, учебных целей, выбор ресурсов, распределение ролей, дискуссия и презентация продукта совместной деятельности 2.Вовлечение учащихся в on-line activities на английском языке: -дискуссионные форумы -работа в обучающих языковых программах -общение с носителями английского языка через e-mail -просмотр видеоматериалов (способствует самостоятельному, более активному построению собственной траектории развития в области знания языка) | ||||
|
-обучение грамматике | -объяснительно-иллюстративный метод учителя (правило, примеры, задания на перевод, моделирование предложений по шаблону) | -самостоятельное изучение теоретического материала -аналитическая деятельность в процессе дискуссии (нахождение сходств, различий) -презентация (употребление, образование временных форм, приведение собственных примеров, использование их в процессе коммуникации) |
Положительными результатами в преподавании и обучении учащихся английскому языку в данном направлении считаю:
- повышение степени положительной мотивации к изучению предмета
- создание коллаборативной среды (умение работать в группе - слышать и слушать друг друга, высказывать собственные суждения, уважать мнение одноклассников)
- формирование навыков саморегулируемого обучения
( деятельность учащихся основывается на формировании умений самостоятельно определять проблему, учебные цели, выбирать стратегии для достижения целей)
- в развитии навыков диалогического обучения – постепенный переход от кумулятивного типа беседы к исследовательской
- в оценивании ответов учащихся превалирование самоконтроля, взаимоконтроля над контролем со стороны учителя
Использованная литература:
1. А.А Бизяева «Психология думающего учителя: педагогическая
рефлексия» стр. 51
2. Руководство для учителя (Первый продвинутый уровень), стр. 107
раздел «Теоретические основы Кембриджского подхода к процессам
преподавания и обучения»