Реализация конструктивистского подхода на уроках английского языка

Автор: Ломачинская Лориса Владимировна

Реализация  конструктивистского  подхода

на  уроках  английского  языка

 

         Новые требования, предъявляемые образовательными стандартами к учебно-воспитательному процессу, предполагают новые подходы к системе преподавания и обучения в школе. Каким образом воспитывать, развивать и обучать детей так, чтобы в конечном результате иметь поколение, обладающее мобильностью в условиях динамично меняющегося мира, поколение, которое сможет принимать самостоятельные продуктивные решения, обладать навыками прогнозирования и конструктивизма?

          За годы обучения в условиях советской «знаниецентрической» педагогики «…главной фигурой на уроке был учитель,  а ученику оставалось лишь послушно следовать его указаниям и безропотно принимать его оценки, сложился устойчивый стереотип умственной деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, а не на осмысление этого процесса. Сила инерции этого стереотипа мешает ученику стать истинным субъектом своей деятельности. » [1].

          В современных условиях перед педагогической общественностью встают вопросы – как сделать ученика активным субъектом учебно - познавательной деятельности? Каким образом преподавать, чтобы у учеников была возможность для размышления над своими знаниями? 

          Личный опыт работы в школе  и  обучение на трехуровневых курсах по Программе, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджским университетом, доказывает необходимость и целесообразность внедрения идей семи модулей Программы в  процессы преподавания и обучения учащихся английскому языку. В основе данной Программы заложена конструктивистская теория обучения.

Что представляет собой конструктивистский подход, в чем его особенности?

         «Целью преподавания, с точки зрения конструктивистской теории, является достижение учеником более основательного понимания предмета, обеспечив использование и применение знаний в ситуациях вне класса» [2].

         Актуальность конструктивистской теории обучения состоит в:

- использовании личностно – ориентированного обучения

- поиске условий для раскрытия потенциала ученика

- смене авторитарного стиля преподавания на диалог и сотрудничество (создание коллаборативной среды)

         Суть требований, предъявляемых КТ к учителю в области преподавания, состоит в сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей и навыков у учащихся, предоставлении возможности демонстрировать свои знания, подвергать сомнению определенные предположения, корректировать убеждения, формировать новое понимание и находить пути решения проблем [2].

         Рефлексивный подход к собственной педагогической деятельности и опыт посткурсовой работы в преподавании и обучении учащихся английскому языку, позволил понять несостоятельность традиционного стиля преподавания и осознать степень эффективности обучения, основанного на конструктивистском подходе

 

Сравнительная  характеристика:

 

 

Виды \ аспекты речевой

деятельности

Традиционный

подход

Конструктивистский

подход

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

Развитие звуко – произносительных        навыков, коммуникативных умений читать на английском языке

 

-на основе готовых правил - многократное проговаривание и воспроизведение звуков и слов за учителем

 

 

 

-чтение, перевод текста, пересказ, ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного

 [ei]

[æ]

Table

Date

Map

Flag

Самостоятельный поиск учащихся:  

- нахождение сходств, различий в произнесении

- объяснение учащимися правил чтения типов слогов

 -технология работы по стратегиям критического мышления «Инсёрт», «Диаграмма Венна» (формирование самостоятельных умений добывать знания, работать с информацией, критически ее осмысливать),

-Ромашка Блума (развитие умений задавать различные типы вопросов в разнообразных, нестандартных ситуациях)

 

2.

 

Развитие коммуникативных умений учащихся в лексико-грамматическом оформлении речевых высказываний:

 

 

           

 

 

 

 

 

- обучение  лексике

 

 

 

 

 

 

 

-предъявление лексического материала методом перевода и толкования

-тренировочные упражнения на конструирование словосочетаний, предложений

Метод семантизации:

-предоставление раскрытия значений слов самим учащимся (способствует установлению связи между формой слова и контекстом)

-проверка правильности понимания при помощи словаря

-создание прочных ассоциаций

-применение новой лексики в уже имеющуюся структуру знаний (задания на построение лексической связи, свободных ассоциограмм)

 

 

 

 

 

 

 

- обучение говорению

 

 

 

 

 

 

-отработка и воспроизведение речевых образцов в диалогах и монологических высказываниях по заданному алгоритму

1.Проектная деятельность:

-совместное самоопределение проблемы, выдвижение гипотез, учебных целей, выбор ресурсов, распределение ролей, дискуссия и презентация продукта совместной деятельности

2.Вовлечение учащихся в on-line activities на английском языке:

-дискуссионные форумы

-работа в обучающих языковых программах

-общение с носителями английского языка через e-mail

-просмотр видеоматериалов

(способствует самостоятельному, более активному построению собственной траектории развития в области знания языка)

 

 

 

-обучение грамматике

-объяснительно-иллюстративный метод учителя (правило, примеры, задания на перевод, моделирование предложений по шаблону)

-самостоятельное изучение теоретического материала

-аналитическая деятельность в процессе дискуссии (нахождение сходств, различий)

-презентация (употребление, образование временных форм, приведение собственных примеров, использование их в процессе коммуникации)

 

        

Положительными результатами в преподавании и обучении учащихся английскому языку в данном направлении  считаю:

- повышение степени положительной мотивации к изучению предмета

- создание коллаборативной среды (умение  работать в группе - слышать и слушать друг друга, высказывать собственные суждения, уважать мнение одноклассников)

- формирование навыков саморегулируемого обучения

( деятельность учащихся основывается на формировании  умений самостоятельно определять проблему, учебные цели, выбирать стратегии для достижения целей)

         - в развитии навыков диалогического обучения – постепенный переход от кумулятивного типа беседы к исследовательской

- в оценивании ответов учащихся превалирование самоконтроля, взаимоконтроля над контролем со стороны учителя

 

 

Использованная литература:

 

1. А.А  Бизяева  «Психология думающего учителя: педагогическая

    рефлексия»  стр. 51

 

2. Руководство для учителя (Первый продвинутый уровень),  стр. 107

    раздел «Теоретические основы Кембриджского подхода к процессам

    преподавания и обучения»

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x