Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РЕБУСЫ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ | Наталия Александровна Петрова. Работа №354277

Дата публикации:
Автор:
Описание:

РЕБУСЫ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ.

Петрова Наталия Александровна

Педагог по русскому языку и литературе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 имени героя Российской Федерации С.А. Кислова"

                 Аннотация. В публикации обсуждается вопрос недостаточного стимула учащихся к освоению родной речи. Одна из стратегий устранения указанной трудности заключается в привлечении учащихся к созданию и раскрытию головоломок. Автор демонстрирует образцы ребусов, применимых на занятиях по русскому языку, а также методики их дешифрирования. Предложенные в материале практические советы способны оказаться полезными для преподавателей в процессе обновления их методики преподавания и интеграции творческого метода в образовательный процесс.

                   Ключевые слова. Мотивация. Русский язык. Ребус. Словарный запас. Языковая проницательность

PUZZLES AS ONE OF THE FORMS OF SPEECH AND INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN

Petrova Natalia Alexandrovna

                   Annotation. The article raises the problem of insufficient motivation of students to learn the Russian language. One of the ways to solve this problem is to involve students in composing and solving puzzles. The author shows examples of puzzles that can be used in Russian language lessons and the rules for decoding puzzles. The practical recommendations proposed in the article can be useful for teachers to modernize their teaching practice and incorporate a creative approach into teaching.

                   Keywords. Motivation. Russian language. Rebus. Vocabulary. Linguistic vigilance

 

Опыт свидетельствует о том, что изучение русского языка в школе, к несчастью, не вызывает интерес у каждого ученика. Его обычно считают сборником норм орфографии и пунктуации. В настоящее время особенно важной становится цель пробуждения увлеченности своим национальным языком.

Практика демонстрирует, что для формирования заинтересованного отношения к любой науке необходимо множество факторов. В первую очередь, это мотивация изучения темы и активное участие школьника в процессе приобретения новых знаний. Я считаю, что стоит чаще обращаться к мудрости Л.Н. Толстого: «Если ты хочешь воспитать ученика через науку — люби свою науку, познавай её, тогда и ученики полюбят науку, и ты сможешь их воспитать».

В центре наших усилий по формированию увлечения предметом находится сосредоточение на красотах русского языка, выделяющих его как один из самых выразительных, богатых и великолепных языков в мире. Потенциал русского языка может раскрыться в ходе тщательной работы на занятии, основной целью которой является пробуждение интереса к слову.

Решение ребусов и кроссвордов требует широких знаний, изобретательности, творческого подхода и чёткой логики мышления. Это способствует повышению активности детей, расширяет их словарный запас и улучшает лексическую наблюдательность.       Какие же существуют правила, по которым разгадка и интерпретация ребусов происходит?

1 Нужно правильно называть изображения предметов и символов. Названия объектов должны использоваться только в именительном падеже: стол, солнце, рыба, гриб. Иногда изображённый в ребусе предмет может носить несколько названий: глаз и око, нога и лапа, либо он может иметь одно общее и одно конкретное название: дерево-дуб, нота ре. Следует подбирать подходящее по контексту.

2 Запятая в ребусе обозначает исключение крайней буквы слова (первой или последней). Если запятая расположена слева от изображения, то отбрасывается первая буква от его названия, если справа - последняя. Если перед изображением, на котором изображён лось, стоит запятая, то разгадка будет - слово ось (знак препинания указывает на необходимость отбросить первую букву 'л'). Если рядом с изображением находятся две или три запятые, то исключаются соответственно две или три последние буквы слова. Например, нарисована парта, а после неё - две запятые, которые указывают на исключение двух последних букв слова - 'т' и 'а'. Получается слово пар. 3 Зачёркнутая буква указывает на то, что из названия изображения её необходимо исключить. Рассмотрим два ребуса. Изображение в обоих случаях одно и то же - слон. В первом ребусе над изображением написана и зачёркнута буква 'л'. Её нужно убрать из названия, в результате получится 'сон'. Во втором - рядом с зачёркнутой буквой 'л' находится буква 'т', поэтому мы заменяем 'л' на 'т' и записываем 'Стон' (рис. 1 и рис. 2).

 

Рис. 1.

Рис. 2.

Заменяемую букву обычно не зачеркивают, а связывают знаком равенства с другой буквой, которая должна её заменить. В ребусе, на котором изображён батон, указано а=е. Ответ - бетон.        4. Если какой -либо рисунок ребуса перевернут «вверх тормашками», это означает, что название рисунка следует читать в обратном порядке, то есть справа налево. К примеру, кот-ток.  5. Если рядом с рисунком написан ряд цифр, это указывает на то, что в названии рисунка буквы нужно переставить в соответствии с порядком цифр. К примеру, изображён лось, а над ним цифры 3, 2, 1, 4 - получится соль. Если не хватает одной или двух цифр, то соответствующие буквы из названия предмета исключаются. Например, изображено сито, над ним цифры 1, 3, 4, а цифры 2 нет - получается слово сто (рис. 3).

Рис. 3.

6.            Когда буквы, слоги или изображения размещены друг в друге, друг на друге или один перед другим, это свидетельствует о необходимости добавить соответствующий предлог – в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед. Такие изображения условно именуются рисунками с замаскированными предлогами. Вот примеры таких небольших ребусов: слог да вписан в букву о, добавив предлог в, получаем вода; ц нарисована за я, плюс предлог за – получается заяц; по букве л размещена буква е, читаем с добавлением предлога по – поле; буква л прислонена к букве к, добавив предлог у, мы получим лук. Если одна фигура или буква находится под другой, то читать нужно с добавлением скрытых предлогов на, над, под. Например: фо-на-ри (рис. 4).

Рис. 4.

Решая ребус, состоящий из многочисленных изображений, где закодирована целая фраза, важно вести непрерывную запись названий всех изображений и букв в том порядке, в котором они присутствуют в ребусе. Когда все изображения разгаданы, непрерывную запись нужно разделить на слова и прочитать «скрытую» пословицу, загадку, строчку из песни и т.д. 

Давай разгадаем, к примеру, ребус - пословицу (рис. 5):

Рис. 5.

Первое изображение - змея. Расположение цифр 1, 3, 2 указывает на то, что первую букву слова следует произнести первой, третью – второй, а вторую – третьей. Цифры все представлены, за исключением цифры 4. Это значит, мы исключаем соответствующую букву из названия предмета. После перестановки букв получаем: зем. Второе изображение – тля. Слева от него – запятая, и следовательно, мы пропускаем первую букву, записывая: ля. Далее идут две буквы р и о, расположенные одна над другой. Очевидно, здесь кроется предлог на. Разгадка – наро. Четвертое изображение – дом. Рядом с ним нет ни запятых, ни зачеркнутых букв, поэтому читаем его прямо: дом. Следующее изображение ребуса: нота си. Последнее изображение – луна. Буква а здесь заменяется мягким знаком, в результате чего получаем: льна. Разделив слитный текст: землянародомсильна на отдельные слова, мы получаем пословицу: земля народом сильна. При создании ребуса, помимо правил для разгадки, нужно учитывать следующее: 1. С помощью запятой убираются лишь крайние буквы, тогда как с использованием зачеркнутой буквы – те, что располагаются в середине слова. 2. Чем меньше в ребусе запятых и отдельных букв, тем он лучше. 3. Рисунки для ребусов стоит подбирать так, чтобы в каждом из них изменялась или исчезала лишь одна буква. 4. Отдельные слоговые элементы до, ре, ми, фа удобно представлять с помощью записи соответствующих нот. 5. Части некоторых слов, звучащие так же, как числительные, можно замаскировать цифрами: 7я (семь-я), 40а (сорок-а). 6. Когда используется перевернутое изображение с запятой, необходимо записать наоборот название, связанное с изображением: так проще увидеть, какая буква лишняя и где следует разместить запятую – перед изображением или после него. Например, для оформления слова-ребуса «телевизор» используется перевернутое изображение розы с исключением одной буквы. Чтобы поставить запятую в нужном месте, записываем название наоборот: азор, запятую помещаем слева от перевернутого рисунка, т.е. «лишней» буквой оказывается – а. Нельзя изображать в перевернутом состоянии предметы, относительно которых сложно определить, какое положение имеется в виду (прямое или перевернутое): нож, палка, карандаш и т.д. Слова можно замаскировать на отдельных листах размером 30*20 см. Буквы, цифры, ноты можно нарисовать, а вместо рисунков приклеить вырезанные картинки. Загадки можно использовать на занятиях во время изучения шарад, пословиц, запоминания новых слов, особенно в контексте правил написания слов с неподтверждаемыми орфограммами, которые рекомендуется фиксировать в памяти, а также при освоении и повторении конкретных орфограмм. Например, эти загадки могут быть применены при обучении написанию словарных слов (рис. 6):

Рис. 6.

Задача: разгадать ребусы, записать слова, определить их значение в толковом словаре, запомнить написание указанных слов, составить с ними предложения. Для повторения написания сочетаний нщ, щн, чн, чт, чк, рщ, нч можно воспользоваться такими иллюстрациями (рис. 7):

Рис. 7.

Задача: разгадать головоломки, записать термины, проанализировать их написание (рис. 8 и рис. 9).

Рис. 8.

 

Рис. 9.

 

Понимая принципы создания ребусов, педагог может самостоятельно закодировать отдельные слова, фразы и тексты, применяя их в своей практике. Ещё более эффективно будет вовлечь в это учащихся. Интеграция ребусов в образовательный процесс может служить действенным инструментом для повышения заинтересованности. Ребусы не только помогают усваивать материал и обогащать лексический запас, но и развивают критическое мышление и креативность. Таким образом, ребусы превращаются не просто в развлечение, а в значимое средство для развивающего обучения.

Список литературы

1.            Акентьев В. В. Веселые тайны. – СПБ.: Издательство детская литература, - 1964.

 

Прикрепленные файлы:
fd034a9255c569423cba5328a6df2c72.docx
Пожалуйста, подождите.
x
×