Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий учащихся | Елена Владимировна Машковцева. Работа №334530

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В рамках психологического сопровождения образовательного процесса в школе осуществляется психологический мониторинг личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия – это способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий учащихся

 

Машковцева Е.В.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №13

с УИП эстетического цикла», г. Ноябрьск

 

В рамках психологического сопровождения образовательного процесса в школе осуществляется психологический мониторинг личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия – это способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, выше перечисленные действия не развиваются отдельно от других, таких как регулятивные действия, которые обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция) или познавательные действия, включающие в себя общеучебные, логические действия, а также постановка и решение проблем.

Анализ результатов мониторинга учащихся 5-7-х классов за 3 года показал, что личностные и коммуникативные универсальные учебные действия учащихся находятся на стадии формирования, часть учащихся понимают смысл и значение обучения, знают о моральных нормах, умеют ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, умеют оценивать свои поступки и учитывать позицию других людей, готовы строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

В то же время в классных коллективах немало (треть) учащихся, которые не умеют устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, имеют слабый навык адаптированности к изменяющимся условиям, у них неразвито умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умении строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Результаты мониторинга универсальных учебных действий были представлены на педагогическом совете, обозначены проблемы учащихся и даны рекомендации педагогам по развитию УУД.

Акцент был сделан на проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, задающих новые уровни мотивации, что является стратегией формирования учебной мотивации.

Развитие познавательных интересов в подростковом возрасте является важной задачей. В связи с тем, что для значительного числа младших подростков по-прежнему характерна высокая отзывчивость на новые стимулы и впечатления, что выступает препятствием в развитии любознательности, необходимо следовать ряду психологических рекомендаций в организации учебной деятельности:

– не следует использовать чрезмерную стимуляцию познавательной потребности посредством привлечения интереса с помощью обильной наглядности, музыкального и художественного оформления учебного процесса. Попытка интенсифицировать познавательные интересы на элементарном стимульном уровне может привести к прямо противоположному результату,

– оптимальным способом развития познавательной потребности является пересмотр содержания обучения и представление его в виде системы теоретических понятий.

Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения и деятельности.

Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками. Наилучший метод организации учебной работы школьников – совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы.

Учитель должен планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость:

1) инициации внутренних мотивов учения ученика;

2) поощрения действий самоорганизации и делегирование их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;

3) использования групповых коллективных форм работы.

Развитию универсальных учебных действий способствует использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Примерами такого рода заданий могут служить: подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.) для младших школьников; подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями; ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.

Большое мотивационное значение имеет оценка. Становление подлинной субъектности учебной деятельности невозможно без формирования у учащихся способности адекватно оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие как в предмете деятельности, так и в себе самом, самостоятельно ставить задачи по совершенствованию учебной деятельности и саморазвитию. Практика оценивания в современной школе далеко не всегда отвечает декларируемым целям образовательного процесса. Необходимым условием развития дифференцированной, адекватной и рефлексивной самооценки учащегося является целенаправленное формирование действия оценки в учебной деятельности в единстве мотивационного и операционного компонентов.

Формированию действия оценки способствует создание таких условий, как:

– с самого начала обучения педагог должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;

– предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка);

– необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;

– оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися и выработаны учащимся самостоятельно;

– необходимо формировать у учащихся умения анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;

– способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;

– необходимо четко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причем оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя;

– организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребенка.

Кроме самоанализа и оценки важным элементом в развитии самостоятельности и автономии личности является формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции, что способствует принятию ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации, способствует становлению гражданской идентичности личности.

В отношении гражданского воспитания личности хорошо работают классные и общешкольные мероприятия, дополнительное образование и внеурочная деятельность, важно максимально вовлекать подростков в активную школьную деятельность, особенно тех, кто по результатам мониторинга попал в «группу риска».

Учащимся и родителям можно дать такие психолого-педагогические рекомендации:

– участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях социального характера);

– выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

– умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

– выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

– участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

– умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса учащихся, их активизация через информирование и стимуляцию значительно помогает в развитии универсальных учебных действий детей. Взаимодействие с родителями выстраивается через родительские собрания в различных формах, психологическую, педагогическую и социальную консультацию со специалистами школы и смежных структур, общешкольные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Рекомендации педагогам по развитию коммуникативных и личностных универсальных учебных действий учащихся

- Учебный материал нужно подавать в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

- Необходимо установить демократический стиль общения учителя и учащегося, который способствует развитию внутренней мотивации.

- При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

- Создавайте благоприятную общую атмосферу в ученическом классе, будьте образцом терпимого ведения дискуссии, уважительного отношения к окружающим.

- Активно включайте каждого учащегося в учебный процесс, а также поощряйте учебное сотрудничество учащихся при работе в группах.

- Вместе с учащимися анализируйте учебные конфликты, учебные проблемы и находите совместно пути их решения.

- Включайте учащихся в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей, особенно замкнутых, неуверенных в себе.

- Учите разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

- Показывайте, как распределять роли и обязанности, планируя работу и работая в команде.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×