Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Техника «Я-сообщения» как метод эффективного взаимодействия. | Елена Владимировна Машковцева. Работа №334529

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Существует ряд методик и упражнений для освоения взрослыми элементов психологически грамотного взаимодействия с детьми, обучения предоставления ребенку обратной связи относительно его поведения. Одна из таких методик - техника «Я-сообщения».

Что вы обычно говорите человеку, когда недовольны его поведением или поступком? «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то, о чем я тебя попросила», «Ты постоянно нарушаешь дисциплину», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации. Что объединяет все эти высказывания? Все они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Вы -сообщениями. Такие сообщения обычно ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы ребенок вас услышал, поможет использование Я-сообщений.

Техника «Я-сообщения» как метод эффективного взаимодействия.

Машковцева Е.В.

педагог-психолог МБОУ «СОШ №13

с УИП эстетического цикла», г. Ноябрьск

 

В современном мире мы можем наблюдать проявление агрессии во многих сферах общественной и личной жизни людей. Причины речевой агрессии универсальны, они могут быть связаны с личностными установками, мировоззрением людей, большое влияние оказывает окружающая обстановка: события, происходящие в стране и в мире или непосредственно касающиеся человека, темы, о которых говорят на радио и телевидении и т.п.

Агрессия часто проявляется и в образовательных организациях как в речи учеников и родителей, так и в речи учителей: пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к ученикам проявляется в повышении тона, резких восклицаниях, отсутствии необходимых формул речевого этикета, грубых замечаниях и язвительных насмешках.

Именно речевая агрессия педагогов может иметь наиболее опасные последствия. С одной стороны, это так называемый «дидактогенный невроз», когда у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще. Кроме того, у ребят часто складывается впечатление, что агрессия учителя направлена не на их поведение в конкретной ситуации, а на них самих, их личность: «я плохой», а не: «сейчас я поступаю плохо». С другой стороны, добиваясь сиюминутных целей послушания в неэтичной форме, педагог невольно провоцирует ответную агрессию. Кроме того, школьники усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят ее на общение друг с другом.

Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.

Существует такой вид речевой агрессии, как «Навешивание ярлыков».

Привычка навешивать ярлыки на учащихся настолько прочно вошла в нашу школьную жизнь, что мы, педагоги, даже не задумываемся об этом и не замечаем, как делаем это. Сначала ребенок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведет себя соответственно прикрепленному ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем.

Учитель проверяет письменные работы. У Кати и Васи одинаковое количество ошибок, но Катя получает «4», ведь она – стабильная хорошистка, а Вася – «3», так как он всегда был троечником.

Проходит фронтальный опрос на уроке. Учитель задает вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки, и оказывается, что у всех отличников – «5», даже у тех, кто отвечал всего 1-2 раза; у всех хорошистов – «4»; а у троечников – естественно, «3».

Из месяца в месяц, из года в год все ответственные, самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам; главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным «артистам».

 

Как же можно избавить себя от навешивания ярлыков? Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное – проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события.

Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону характера ребенка, какую-то часть его личности. Это как айсберг: многое скрыто от наших глаз. А судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.

Можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике?

Оценка – первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Это обратная связь, помогающая школьнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и в собственном «Я». Она – основа для формирования самооценки ребенка. Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка учителя – прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка. А нужно разобраться в причинах конкретного поступка и говорить именно о нем, а не о характере и личности ребенка.

Существует ряд методик и упражнений для освоения взрослыми элементов психологически грамотного взаимодействия с детьми, обучения предоставления ребенку обратной связи относительно его поведения. Одна из таких методик - техника «Я-сообщения».

Что вы обычно говорите человеку, когда недовольны его поведением или поступком? «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то, о чем я тебя попросила», «Ты постоянно нарушаешь дисциплину», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации. Что объединяет все эти высказывания? Все они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Вы -сообщениями. Такие сообщения обычно ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы ребенок вас услышал, поможет использование Я-сообщений.

Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например, «я расстраиваюсь», «я раздражаюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие — это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится прерывать урок…», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты не опаздывал на урок и всегда приходил вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я огорчаюсь, потому что мне приходиться прерывать урок, когда ты входишь в класс. Мне бы очень хотелось, чтобы ты не опаздывал, а приходил вовремя».

Использование техники Я-сообщений требует некоторого опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше.

Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем личностные качества и тем самым препятствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор – изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.

Порой, самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии - это лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если педагог отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, заменяя это понятие абстрактными «несдержанность», «резкость», «неуравновешенность» и утешая себя тем, что «сейчас все так говорят», он ничего не сможет изменить в своем общении с учениками.

Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде - самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Надо задуматься, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?

Чтобы избежать резкости, достаточно просто попытаться встать на позицию ученика. Способность к эмпатии - сопереживанию проблемам собеседника, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние ребенка - очень важны для коммуникативной компетенции педагога. Терпимость, снисходительность - тоже необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права ученика на собственное мнение.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×