Статья Решение задач по теме: "Системы счисления. Автор: Мещерякова Елена Владимировна

Автор: Мещерякова Елена Владимировна
Моделирование урока по теме: Решение задач по теме "Системы счисления". 8 класс 1 год обучения 


Автор: Мещерякова Елена Владимировна
Моделирование урока
Тема урока: Решение задач по теме Системы счисления
8 класс, 2 урок, 1 год обучения
Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий
Цели урока:
Образовательные: - продолжить работу по формированию навыков решения задач с применением знаний по теме Системы счисления
- закрепить знания учащихся по теме Системы счисления
Развивающие: - развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления;
- развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
Воспитательные: - воспитание активности учащихся;
- привитие навыков самостоятельной работы;
- сплочение коллектива класса.
Тип урока: урок - закрепления и обобщения.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Вид урока: Урок- брейн-ринг, выполняя различные задания, учащиеся закрепляют навыки решения задач с применением знаний по теме Системы счисления.
Средства обучения: компьютер, операционная среда Windows XP, Power Point, Word, мультимедийный проектор, раздаточный материал, авторская презентация.
Межпредметные связи: математика.
Ход занятия
Организационный момент. (1 мин)
Проверка наличия учащихся в классе.
Разминка. (4 мин)
(Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности и проверки знаний учащихся).
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными системами счисления, научились переводить числа из одной системы счисления в другую (письменно или с помощью программы калькулятор) и решали задачи.
Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошедших уроков, проведем небольшую разминку.
Задание на внимание.
(Учащиеся несколько секунд смотрят на таблицу и затем отвечают на вопросы.)
1510410
112 12
12 +12
1112 02
Вопросы
Какими цветами записаны выражения?
Произведение каких чисел записано красным цветом? Чему оно равно?
Чему равно произведение чисел, записанных синим цветом?
Какое выражение записано зеленым цветом? Чему равно его значение?
Чему равно значение выражения, записанного черным цветом?
Сообщение темы и постановка целей урока (2мин)
Сегодня мы с вами занятие проведем в форме брейн-ринга, то есть в каждом конкурсе команды соревнуются не только в том, чтобы правильно выполнить предложенные задания, но и в том, чтобы опередить соперника. Для этого разобьемся на две команды, выберем в каждой команде капитана. Выиграет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
( Группа делится на две команды. Каждая из команд садится за свой игровой стол, выбирает капитана.)
Брейн-ринг. (32 мин)
Конкурс на сообразительность.(3 мин)
Восстановите двоичные цифры:
**0*0*1**1+10111*1001=101*0*00010
Ответ: 1000001001+1011111001=10100000010
Конкурс капитанов.(4 мин)
Задание: Найдите в примерах ошибки и исправьте их
102•12 = 102
102+ 12 = 112
102 • 12 = 112
1012 • 02 = 1012
1012 +102 =1112
1012 • 1002 = 101002
10102 + 02 =02
112 + 1002 =1112
12 • 12 = 102
12 +12 = 102
12 • 02 = 12
1210 = 148
13. 310 =112
(3. 102 • 12 = 102 ; 4. 1012 • 02 = 02; 7. 10102 + 02 = 10102; 9. 12 • 12 =12 ; 11. 12 • 02 =02 )
Какое из заданий не смогли проверить? Почему? Какие цифры можем использовать в восьмеричной системе счисления? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы перевести число из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления?
Конкурс художников. (15 мин).
Каждый ученик получает карточку с заданием.
Задание. Перевести координаты точек, представленных в недесятичных системах счисления, в их обычный десятичный вид записи числа (можно воспользоваться программой Калькулятор). Затем эти координаты использовать при построении рисунка в текстовом редакторе Word (на рис.1 представлена сетка для построения, которая приготовлена заранее).
Вариант №1
Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
X
100002
11102
11102
11002
11002
11012
11102
11102
1116
1416
1416
1516
Y
1002
1002
102
102
10102
11002
10102
101102
1816
1616
А16
С16
продолжение таблицы
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
X
1616
1616
1416
248
228
228
208
208
218
228
228
Y
А16
216
216
48
48
28
28
128
148
128
48
Результат построения на рис.2
Вариант №2
Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
X
10102
10002
100102
100102
11102
228
128
128
228
Y
102
10002
1102
101102
101012
248
208
148
108
продолжение таблицы
10
11
12
13
14
15
X
168
1216
1216
1С16
1А16
А16
Y
168
1416
616
816
216
216
Результат построения на рис.3
Вариант №3
Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.
1
2
3
4
5
6
7
8
X
100002
100002
10102
100002
11002
208
168
228
Y
102
1002
1002
10102
10102
168
168
248
продолжение таблицы
9
10
11
12
13
14
15
16
X
268
248
1816
1416
1А16
1416
1416
1016
Y
168
168
А16
А16
416
416
216
216
Результат построения на рис.4
Вариант №4
Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
X
1102
10102
100002
100102
1416
1616
1416
1316
1A16
Y
11102
100002
11102
11112
F16
E16
E16
D16
816
продолжение таблицы
10
11
12
13
14
15
16
17
18
X
1D16
348
348
328
158
138
11002
10002
1102
Y
916
78
48
68
118
108
10102
11002
11102
Результат построения на рис.5
Первые 2 человека в каждом варианте получают – 5, вторые – 4 и т.д.
Физкультминутка.(2 мин)
А сейчас немного отдохнем перед следующей работой.
Гимнастика для глаз (все упражнения делаются сидя)
1. Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд).
2. Продолжая держать глаза закрытыми, выполните движение глаз по часовой стрелке и обратно. Повторите упражнение еще раз.
3. Посмотрите на метку на окне, отведите глаза в даль, затем посмотрите на метку.
4. Расслабьтесь, руки опустите вниз, руки поднимаем вверх, смотрим за движением рук вверх, опускаем руки.
5. Руки кладем на пояс, посмотрите на свой левый локоть, посмотрите на правый локоть.
Конкурс Считай и не зевай. (3 мин)
(5 баллов каждому из команды-победителей, если задание сделано идеально, 4 балла, если были набольшие погрешности, 3 – если грубые ошибки, 2 – задание не выполнено).
Задание: Выполнить следующие арифметические действия:
1. Количество базисных цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
2. Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002.
3. К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
4. Ответ перевести в двоичную систему счисления.
Оценивается правильность и скорость выполнения заданияОтвет:(2+8)*4+5=45 4510 = 1011012.
Контроль и самоконтроль. (5 мин)
Работа в группах по 2 человека.
Выполните задание.
Зачеркните в таблицах те столбики, где стоят числа, которые вы получили выполняя задания, и прочитайте текст.
1 вариант.
2 вариант.
Перевести числа в восьмеричную систему счисления
1) 1710
1) 1910
2) 3710
2) 3610
Перевести числа в десятичную систему счисления
1) 1038
1)1108
2) 718
2)738
…Первый портативный электронный калькулятор был выпущен американским филиалом японской фирмы
Ш
Т
А
Р
О
К
М
П
228
218
278
328
238
448
458
548
в
1
8
9
9
6
7
4
9
6310
6710
5810
5710
6410
5910
7210
7410
году. Он весил около килограмма и “знал” только четыре действия арифметики. (“Шарп”, 1969).
Выполнив задание ученики меняются тетрадями и проверив задание, выставляют оценку.
Подведение итогов. (4 мин)
Оценивание работы команд и отдельных учащихся.
6. Домашнее задание. (2 мин)
Придумать и оформить аналогичные 2 задачи по теме Системы счисления
Используемая литература:
А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов Информатика 7-9 класс. – М: Дрофа., 2001 год.
Н.Б. Демидович, В.М. Монахов Программирование и ЭВМ. Учебное пособие. – М. Просвещение, 1980.
М.Долинский “Алгоримизация и программирование…” ПИТЕР, 2005 год.
С. Окулов Основы программирования. – М: БИНОМ, 2005 год.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса.
Н.Угринович “Информатика и информационные технологии” 8 класс. – М.: БИНОМ, 2005 год.
А.Ф. Чернов, А.А. Чернов Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: Учитель, 2006 год.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x