РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ | Палаткина Анна Александровна. Работа №364046
Представленная статья обуславливает актуальность проблемы обучения основным видам движений подрастающего поколения. Автор рассматривает психолого-педагогические особенности совершенствования основных движений у дошкольников. Кроме того, в своей статье автор отмечает эффективное средство обучения основным видам движений – физкультурно-оздоровительную работу в детском саду. Автор рассматривает этапы реализации данной деятельности, приводит примеры, представлены также результаты опытно-экспериментальной работы с детьми.
Статья
«РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ»
Воспитатель МБДОУ «Белозерьевский детский сад»
Палаткина А.А.
Саранск 2025
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ
Аннотация: Представленная статья обуславливает актуальность проблемы обучения основным видам движений подрастающего поколения. Автор рассматривает психолого-педагогические особенности совершенствования основных движений у дошкольников. Кроме того, в своей статье автор отмечает эффективное средство обучения основным видам движений – физкультурно-оздоровительную работу в детском саду. Автор рассматривает этапы реализации данной деятельности, приводит примеры, представлены также результаты опытно-экспериментальной работы с детьми.
Ключевые слова: младший дошкольный возраст, основные виды движений.
В развивающемся мире педагогами разных стран все больше делается акцент на развитие физических качеств и способностей детей. Физически развитый ребенок – это, в первую очередь, здоровый ребенок. Одной из важнейших задач, поставленных перед дошкольным учреждением, является укрепление здоровья и развитие физических качеств детей. И это не случайно, ведь именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования физического развития человека.
Закрепление основных движений, таких как ходьба, бег, метание, прыжки, движения в равновесии, лазание играет большую роль, так как является основой полноценного развития старшего дошкольника. В трудах многих педагогов прошлого столетия можно встретить научно доказанные факты влияния физических упражнений на сердечно-сосудистую, костную и мышечную системы. Наряду с этим, в процессе выполнения развивающих упражнений с использованием бега, лазания, ходьбы и других основных движений у детей формируются волевые качества. Целостному физическому развитию, а также укреплению здоровья дошкольников способствуют специально подобранные методы, приемы, средства работы [3].
В педагогике выделяют множество классификаций методов и средств физического воспитания дошкольников. По-нашему мнению, самым доступным и увлекательным средством для детей дошкольного возраста является физкультурно-оздоровительная работа в ДОО.
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности [3].
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
Оценка состояния уровня развития двигательных навыков у детей 4 лет определялась по следующим показателям:
– быстрота;
– выносливость;
– общие координационные способности;
– сила;
– гибкость.
Нам удалось выделить уровни развития основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень: для детей характерна высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений. У детей, относящихся к данной группе, присутствует определенный двигательный опыт, заключающийся в правильном выполнении упражнений, точности, плавности и выразительности движений. Кроме того, дошкольники данного уровня проявляют высокую двигательную активность, а также интерес к выполнению действий.
Средний уровень: для детей характерна средняя подвижность. У детей, относящихся к данной группе, присутствует определенный двигательный опыт, заключающийся в правильном выполнении упражнений Тем не менее, дошкольники данного уровня не проявляют в движениях плавность и выразительность, а интерес к выполнению действий теряется.
Низкий уровень. Дошкольники данного уровня малоподвижны, основные виды движений у дошкольников нескоординированы. Дети данного уровня проявляют пассивность в выполнении движений и действий, интерес к выполнению полностью отсутствует. Кроме того, дошкольники данного уровня не проявляют усилий в выполнении действий. Движения дошкольников отличаются отсутствием плавности и выразительности.
Анализ результатов исследования показал, что доминирующим уровнем развития у ребят является средний – 5 детей (50 % ЭГ) и 4 ребенка (40 % КГ), значительную группу составляют респонденты с низким уровнем – 3 ребенка (30 % ЭГ) и 3 ребенка (30 % КГ), и относительно малочисленную – дошкольники, имеющие высокий уровень – 2 дошкольника (20 % ЭГ) и 3 дошкольника (30 % КГ).
Далее мы перешли к формирующему этапу эксперимента. Представленная физкультурно-оздоровительная работа была использована при организации режимных моментов и уместно встроена в воспитательно-образовательный процесс (на занятиях физической культурой в спортивном зале или на спортивной площадке). В соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования, работа, которая была использована нами на формирующем этапе исследования, была использована с учетом принципа «от простого – к сложному», то есть имели постепенное усложнение правил и действий, направленных на развитие двигательных навыков.
Обобщение полученных результатов контрольного этапа опытно-экспериментального исследования позволило выявить динамику и эффективность предложенной системы работы в экспериментальной группе по развитию основных видов движений. Построение содержания последовательного и планомерного процесса дошкольников в опоре на подвижные игры и оздоровительную работу в целом, имеющие образовательный потенциал и развивающие цели, организованные в дошкольной образовательной организации, увеличивают эффективность данного процесса.
Список использованных источников
1. Семенова, Т. А. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду как средство подготовки ребенка-дошкольника к жизни / Т. А. Семенова. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2014. – № 1. – С. 22–26.
2. Семкина, С. И. Развитие физических качеств у дошкольников средствами подвижных и спортивных игр / С. И. Семкина, П. Ю. Овчинникова – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21–22 окт. 2014 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова ; ТГУ. – Тольятти, 2014. – С. 72–76.
3. Сочеванова, Е. А. Новые подвижные игры для дошкольников / Е. А. Сочеванова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1. – С. 38–41.
4. Сочеванова, Е. А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками / Е. А. Сочеванова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 4. – С. 67–69.