«Роль коллективного музицирования в воспитании музыканта» | Мой кабинет. Работа №353986
Таким образом, цель данной работы – создать условия для формирования основных навыков игры в коллективе, отразить специфику развития музыкального мышления и художественных представлений, воспитать слуховой самоконтроль обучающихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. Создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его способности и дарования в классе коллективного музицирования.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Копейского городского округа
«Роль коллективного музицирования
в воспитании музыканта»
Методическое сообщение
Выполнила:
И.И. Цыбуляк,
преподаватель
по классу
баяна/аккордеона
Копейск - 2024
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………………. 4
2. Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании музыканта…………………………………………………………………... 5
3. Планирование и организация работы на уроках коллективного музицирования………………………………………………………………6
4. Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании………………………………………………………………9
5. Работа над музыкальным произведением………………………………………………………………11
6. Роль руководителя………………………………………………………………...13
7. Подбор репертуара…………………………………………………………………...14
8. Заключение………………………………………………………………..15
9. Список литературы………………………………………………………..16
1. Введение
Коллективное музицирование – форма работы в современной музыкальной педагогики, которой отводиться очень важная роль в воспитании молодого музыканта.
Научиться играть на каком-либо инструменте это дело трудное, долговременное, требующее усидчивости, терпения и в каком-то смысле самоотречения.
Ребёнок, пришедший с более или менее выраженным желанием в музыкальную школу, жаждет взять инструмент и заиграть сразу. Но он вынужден поначалу терпеливо ждать, пока это станет возможным, мирится с очень скучной работой – воспроизведением монотонно длящихся звуков и изучением нотной грамоты. И, встречая первые маленькие трудности в освоении инструмента, ребёнок часто не стремится их преодолеть, а разочаровывается, отчаивается и начинает скучать на уроках.
В более старших классах, когда уже ребенок, владея каким-либо инструментом, но не имеющих достаточных природных данных, необходимых игровых навыков, не имеют возможности выступать на концертах и конкурсах как солисты. Это чаще всего приводить к зажатости, неудовлетворенности и просто к потере интереса к музыкальным занятиям.
Однако есть фактор, позволяющий в значительной мере снимать противоречия, возникающие между существующей методикой обучения игре на инструменте и музыкальными потребностями ученика. Таким фактором является коллективное музицирование.
Коллективное музицирование объединяет исполнителей с разным уровнем подготовки и не зависимо от уровня сложности партий, дает возможность выступать, совершенствовать игровые навыки, развивать музыкальные способности, а самое главное появляется интерес к занятиям.
Многолетняя практика показывает, что на занятиях коллективным музицированием, развивается музыкальный слух (мелодический, гармонический, полифонический, тембровый, динамический), а также – чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение. Занятия коллективным музицированием оказывает влияние на развитие интеллекта ребенка, способность дружить, общаться, сопереживать, чувствовать.
Таким образом, цель данной работы – создать условия для формирования основных навыков игры в коллективе, отразить специфику развития музыкального мышления и художественных представлений, воспитать слуховой самоконтроль обучающихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. Создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его способности и дарования в классе коллективного музицирования. Раскрыть некоторые педагогические методы и приемы в процессе работы над воплощением художественного образа произведения, а также отметить важность воспитания эмоционального отклика на искусство и творческого начала исполнителей.
2. Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании музыканта
Коллективное музицирование – это совместное исполнение музыкальных произведений несколькими участниками.
Опыт работы показывает, что коллективное музицирование играет большую роль в развитии исполнительских навыков.
Как учебный предмет – коллективное музицирование предусмотрено во всех общеобразовательных программах музыкальных школ и школ искусств.
На начальном этапе обучения это малые формы ансамбля (дуэты, трио), игра с преподавателем либо с другим учеником. Такая форма работы предоставляется практически с первых месяцев знакомства ребенка с инструментом, развивает практические навыки, заинтересовывает ребенка, помогает ускорить процесс знакомства с инструментом.
Следующий этап коллективного музицирования для детей владеющие исполнительскими навыками в малых формах ансамбля это большие ансамбли и оркестры.
Многолетняя практика показывает, что чем раньше юные музыканты попадают в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс художественного и технического развития как в сольно, так и в ансамблевом исполнительстве.
Коллективное музицирование приносит большую пользу на всех этапах обучения и развития юного музыканта – разнообразие форм и высокое качество звучания, концертные выступления – все это говорит о необходимости функционирования ансамблевых коллективов.
Коллективное музицирование помогает решать ряд задач:
пробуждает интерес к занятиям инструментом;
развивает музыкально-слуховые представления, воспитывает умения слушать и слышать (слышать игру в целом, и свою партию в общем звучании);
развивает профессионально-исполнительские навыки (свободная и естественная постановка, работа над качеством звучания, интонацией, ритмом, динамикой, над развитием техники и выразительности исполнения);
развивает коммуникативные способности детей (взаимопонимание и чувство локтя, умение общаться с другими участниками коллектива);
развивает психические процессы (память, воображение, внимание);
способствует положительной мотивации ребенка к обучению (радость успешного выступления на сцене);
развивает творческие способности.
Бесспорна и воспитательная функция коллективного музицирования, поскольку оно является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Коллективное музицирование объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Работа с ансамблем или оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности, развивают организованность, сплочённость, взаимопонимание.
Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности учащегося за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство партнера», умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.
3. Планирование и организация работы на уроках коллективного музицирования
Планирование и организация работы на уроках коллективного музицирования имеет огромное значение, и от того, насколько эффективно она будет решена, во многом зависит успешность всей деятельности детского коллектива.
Большое значение для детского коллектива приобретают групповые репетиции. Важнейшими объектами репетиции в достижении хорошего ансамбля являются: чистота интонирования, синхронность и сбалансированность звучания по вертикали и горизонтали, точность метроритма, а также уравновешенность динамики, выразительность фразировки, артикуляции и штрихов, общность исполнительского дыхания, выявление рельефа и фона.
Перед началом репетиция необходимо настроить все инструменты, привести к чистому унисону.
Работа над ансамблевой слаженностью предполагает достижение единого понимания и воплощения эмоционально-образного содержания музыки.
Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя мажорные и минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы, фразы и, наконец, мелодии. Разыгрывание фрагмента какого-либо хорошо знакомого музыкантам произведения в замедленном темпе.
Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием ритмической дисциплины, выражающейся, прежде всего, в колебаниях темпа. Отклонения от темпа обычно наблюдаются:
при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, р и diminuendo – замедление);
при смене построений с различным характером музыки (оживленные фрагменты нередко исполняются быстрее; напевные, лирические – медленнее);
при переходе от одного ритмического рисунка к другому (смене более крупных длительностей мелкими, например, восьмых шестнадцатыми, часто сопутствует ускорение, наоборот же – мелких длительностей более крупными – замедление);
при неточном выдерживании паузы или нот большой длительности (целые и половинные);
при исполнении пунктирного ритма;
при недостаточности исполнения залигованных нот, из которых вторая часто передерживается.
Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где выдержан одинаковый ритмический рисунок в нескольких партиях. Чтобы сохранить единое движение, здесь требуется особое взаимное внимание.
При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической устойчивости следует ориентироваться на партию с более мелкими длительностями. Это дает возможность сыграть их ровно, «не комкая».
Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и другой партии.
Умелое пользование динамикой помогает раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, показать конструктивные особенности формы.
При разучивании какого-либо произведения следует пользоваться схемой: «проигрывание – детальная проработка – проигрывание».
После предварительного ознакомления произведение проигрывается, желательно без остановок, чтобы не нарушать целостность восприятия. Исключение делается для трудных мест, которые поначалу можно опустить.
После ознакомительного проигрывания можно приступить к работе над отдельными трудными местами. В этом разделе репетиции следует обратить внимание на следующие важные моменты:
объяснение сути поставленной перед учащимися задачи и способов ее решения;
практическое освоение прорабатываемого эпизода;
аналитический разбор ошибок, а также удачных моментов исполнения;
выявление причин неудачи;
определение круга задач для самостоятельной работы.
Когда время репетиции, отведенное на пьесу, подходит к концу, необходимо проиграть все произведение или часть, над которой велась работа, обратив внимание музыкантов на успехи и недостатки в исполнении, наметить задачи на будущее. При проведении репетиций преподавателю следует руководствоваться следующими правилами:
Неуклонно требовать от участников ансамбля соблюдения дисциплины. Например, сохранять молчание и не играть во время пауз, слушать указания, если даже они адресованы другому.
Вести репетицию ровно, спокойно, без раздражения, но и без заискивания и панибратства. Ни в коем случае нельзя оскорблять достоинство молодого музыканта, даже если он и в чем-то провинился.
Настойчиво добиваться намеченной цели, диктовать свою волю, но вместе с тем не требовать невозможного, учитывать специфику возраста и степень профессиональной подготовленности.
Требовать точного выполнения всех указаний, содержащихся в нотах.
Серьезное внимание на каждой репетиции уделять чистоте строя, четкости, однообразию атаки звука и одновременному прекращению звучания, выравниванию силы звука в аккордах и унисонах, фразировке.
Не работать долго с одним исполнителем или даже с группой – это расхолаживает других и рассеивает внимание.
Прерывать проигрывание только в самых необходимых случаях, обязательно объясняя при этом причину остановки. Частые остановки нарушают творческую атмосферу репетиции, утомляют ребят и рассеивают внимание.
Особенно сложные места лучше учить вне репетиции в индивидуальном порядке.
Добиваться правильного исполнения технически трудного места сначала в медленном темпе, уделяя должное внимание аппликатуре, постепенно наращивая темп.
Обычно работа над концертным произведением длится значительное время, тщательно отрабатываются как отдельные места, так и все произведение целиком, что, безусловно, способствует исполнительскому росту коллектива.
4. Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании
Коллективное музицирование предполагает не только умение исполнять музыку вместе, но также воспитывает у исполнителя рад необходимых музыкальных качеств: дисциплинирует в отношении ритма, вырабатывает чувство нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, развивает память двигательно-моторные («технические») навыки, закрепляет основные навыки звукоизвлечения, развивает навыки чтения с листа.
Коллективное музицирование позволяет приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные границы, а главное развивает умение слушать и создавать единый образ произведения.
Ритм – один из важнейших элементов музыки. Ощущение метроритма — вот тот фундамент, на котором строится ансамблевая игра. Для развития метроритмического чувства на уроках ансамбля или оркестра целесообразно исполнять простые упражнения – воспроизведение одинаковых длительностей, прохлопывание или простукивание ритмического рисунка изучаемого произведения.
В процессе развития исполнительских навыков полезно практиковать игру в унисон. Игра в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, штрихах, динамике, фразировке.
Игра в ансамбле или оркестре способствует развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, тембро-динамического). При разучивании пьес дети пропевают мелодию, определяют её звуковысотную сторону – направленность линии вниз или вверх, постепенность или скачкообразность. Музыкально-слуховые представления (внутренний слух) возникают и развиваются в результате пения, подбора по слуху, транспонирования. Сравнение интонации звуков, исполненных на инструменте, со звуками, спетыми развивает способность слухового контроля. Так устанавливаются первые связи между игрой, пением и вслушиванием, что служит основой дальнейшей работы. Таким образом развивается звуковысотный слух учеников, основной вид музыкального слуха.
Играя вместе с другими детьми, ученик уже пытается слушать и себя, и других, и всё вместе. У него развивается гармонический слух, попутно и техника, моторика. Ученик лучше слышит интонацию собственного подголоска и подправляет, если звучит неверно. Постепенно ансамблевые партии усложняются по мере технического и музыкального роста учеников. В ансамбле дети начинают постигать увеличение или уменьшение силы звука–динамические средства, которые важны в музыкальном исполнительстве.
На уроках коллективного музицирования, хорошо знающий свою партию ученик становится более музыкальным, более сильным и окрепшим в моторном (техническом) и художественном плане. У него вырабатывается «ансамблевое чувство» во всех аспектах. Ребёнок всё лучше приспосабливается к инструменту, постигая всю его красоту и богатые возможности, больше верит в себя. Таким образом, все дети, попадая в класс ансамбля, получают возможность не спеша, в доброжелательной атмосфере развить свои способности, продемонстрировать творческий потенциал.
Постепенно, благодаря игре в ансамбле или в оркестре, дети разные по возрасту и подготовке, между собой как бы «выравниваются», начинают взаимно дополнять друг друга и во время исполнения, и во время отдыха и общения. Каждый юный музыкант чувствует себя важным и нужным. Таким образом, ансамбль или оркестр становится дружным творческим коллективом.
Большое значение в коллективном музицирование имеет чтение нот с листа. Это сложная форма умственной деятельности, которая включает в себя такие мыслительные процессы как анализ, синтез, сравнение.
Без хорошей ориентации в нотном тексте невозможно быстрое и качественное звучание текста. Поэтому очень часто после разыгрывания мы занимаемся чтением нот с листа, тратя на это примерно 10 минут урока.
Алгоритм чтения таков:
определить тональность;
назвать и запомнить ключевые знаки;
определить размер;
простучать метроритм;
просмотреть текст, динамические и другие обозначения, проследить движение мелодии;
выбрать темп.
5. Работа над музыкальным произведением
Важную роль в процессе развития оркестровых или ансамблевых навыков играет работа над музыкальным произведением.
Для развития навыков мышления в процессе постижения музыкального произведения рекомендуется:
Выявить главную идею произведения. Постижение образного строя музыкального сочинения в дальнейшем ведет к пониманию образного строя смысловых значений, стоящих за звуками музыки.
Познать образ автора через понимание и выявление стилевых особенностей музыки того или иного автора. Большое влияние на исполнителей оказывает не только музыка, но и личность самого композитора.
Проследить за развитием художественного образа. Умение следить за развитием образа предполагает умение обучающихся передавать своими словами то, что он слышит.
Найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль. Анализируя структурно музыкальный материал, исполнитель охватывает произведение в целом, конструктивно намечая частные и центральные кульминации, определяя развитие музыкального материала, музыкальной мысли.
Задача руководителя – раскрыть, объяснить юным музыкантам тот или иной музыкально-художественный образ, а также убедить каждого в правильности своей трактовки.
Музыкальная мелодия должна способствовать развитию творческих способностей, отличаться простотой и доступностью. Весьма целесообразно использовать народные мелодии, обладающие богатым содержанием, например, «Я на горку шла», «Как у наших у ворот», «Ой, под вишнею» композитора Т. Баркановой и многие другие обработки народных мелодий.
Доступными они являются потому, что имеют красивую мелодию и простой по смыслу поэтический текст. Основным источником пополнения репертуара ансамблевых и оркестровых занятий является инструментовка, переложения таких мелодий и песен для конкретного состава. В этих переложениях применяются различные оркестровые функции: мелодия, педаль, ритм, гармония, второй голос, подголоски. Разные элементы музыкального языка в каждой пьесе помогают выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы.
Также необходимо включать в репертуар произведения композиторов – классиков и современных авторов. В качестве примера приведем такие произведения, как: «Детский альбом» П. Чайковского; «Шарманка» Д. Шостаковича; «Утро» Р. Глиэра; «Гопак» М. Мусоргского; «Мюзик-холл» И. Дунаевского; «Вальс расставания» Я. Френкеля; «Квартал ангелов» М. Теодоракиса; обработки народных пьес В. Абрашкина и многие другие произведения.
В произведениях для солиста с оркестром или ансамблем важно определить задачи в работе с солирующим инструментом или вокалистом. Одним из важных аспектов в решении вопросов выразительных возможностей аккомпанемента является проблема звукового баланса между солистом и оркестром. И это один из основных факторов для достижения качественного звучания ансамбля исполнителей. Но было бы неверным строить процесс только на эмоциональном восприятии музыкальных произведений. Музыку нужно не только чувствовать, но и понимать. Поэтому педагог с самого начала должен обращаться не только к чувству, но и к разуму обучающихся, чтобы учебный процесс был не только интуитивным, но и сознательным. Познакомить, научить и закрепить навыки совместного музицирования.
Основная цель обучения музыке – научить пониманию содержания исполняемых произведений и умению передать это содержание слушателям. Основная же роль педагога заключается в создании устойчивого фундамента для дальнейшего роста. Этим фундаментом являются с одной стороны – рациональная организация игровых навыков, а с другой – воспитание грамотного отношения к музыкальному тексту. Мера усложненности музыкально – теоретической информации, получаемую обучающимися в коллективной игре должна варьироваться в соответствии с их профессионально – интеллектуальными возможностями. Опыт крупнейших музыкантов – педагогов доказывает, что необходимо постоянно и постепенно увеличивать нагрузку на мышление обучающихся.
Определив характер и настроение пьесы, нужно сразу найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание. Сложные тексты произведений необходимо делить по форме, изучить с обучающимися каждую часть и цифры партитуры. Закрепить работой над метро – ритмом, единством артикуляции, синхронностью звучания и динамическим балансом. Это и будет создание условий для восприятия и осмысления результата работы над художественно – музыкальным образом, качественного звучания, понимание и закрепление игровых приемов, конкретно увязанных с музыкальной задачей в коллективном музицировании.
6. Роль руководителя
Работа руководителя коллектива – это непрерывный, творческий процесс. Она обязывает каждый раз ставить перед собой новые задачи, много знать и многое уметь, искать новые пути к художественному и техническому совершенствованию исполнения. Кроме того, руководитель должен быть яркой и интересной личностью.
Для успешной работы с ансамблем или оркестром руководителю необходимо владеть способами настройки и разыгрыванием музыкантов, знать закономерности репетиционного процесса. Занимаясь с коллективом следует уделять работе над звукоизвлечением, единообразием штрихов и артикуляцией, а также звуковым балансом и фразировкой, согласованностью в звучании.
С первых занятий руководитель объяснят участникам коллектива что только систематические занятия на инструменте, собранность и внимательность во время репетиций приводит к достижению общей цели.
Умелая постановка руководителем конкретных задач и ее выполнение участниками ансамбля или оркестра делают осязаемым их творческий рост, приносит радость преодоления трудностей.
На репетициях и выступлениях должна постоянно царить атмосфера доброжелательности. Руководителю важно сочетать свою требовательность с уважением к личности участников коллектива.
К каждому участнику творческого коллектива необходимо найти свой подход, а для этого руководителю необходимо знать детскую психологию, уметь наблюдать и конечно же, любить детей.
Дети всегда готовы подражать своим преподавателям, но для этого необходимо завоевать их доверие и симпатию. Манера поведения, характер преподавателя его внешний вид играет большую роль в воспитательной работе. Руководитель всегда готов совершенствовать свое педагогическое мастерство, развивать в себе организаторские способности, быть компетентным в своей деятельности, кроме того, должен обучать логике художественного мышления, способствовать развитию эмоций, чувств ребенка, раскрывая своеобразие произведения, помогая понять в нем взаимосвязь поэтического с композиционными особенностями и осознать, как воплощается это в исполнении.
Руководитель коллектива всегда должен чувствовать ответственность не только за развитие исполнительских навыков, но и за эстетическое развитие участников коллектива. Главную роль в этом играет разучиваемый репертуар.
7. Подбор репертуара
Руководитель творческого коллектива при выборе репертуара должен стремится к разнообразию произведений, учитывать количество и уровень участников коллектива, соответствие технических трудностей произведений и их возможности, соблюдать принцип «от простого к сложному» и, конечно ориентироваться на предстоящие концерты и конкурсы.
От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все что зависит от поставленных задач.
Основными требованиями к подбору репертуара являются:
художественная и эстетическая ценность;
доступность для восприятия и исполнения.
Музыкальные произведения подбираются с учетом технической продвинутости учащихся, приобретенных ими исполнительских и оркестровых навыков на данном этапе обучения и воспитания. Важно также подбирать, прежде всего, такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию. Приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в учебную (исполнительскую) программу включаются разнохарактерные произведения.
Для формирования предметных умений и навыков, произведения, используемые в работе с детьми, должны отвечать следующим художественно – педагогическим требованиям:
способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
быть художественными;
эмоционально насыщенными;
содержательными и занимательными по сюжету;
мелодичными;
простыми по форме и доступными по содержанию.
Большое значение имеет выбор концертного репертуара, где особенно важно жанровое, фактурное разнообразие, яркая образность — все это способствует увлеченности, данной музыкой и самим процессом исполнения.
При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания учащихся: решение воспитательных и учебных задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей.
Содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим. Не менее важное значение при подборе репертуара имеет постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим развитием учащихся.
8. Заключение
Путь приобщения детей к музыке через комплексное развитие музыкальных способностей с применением коллективной формы обучения игре на музыкальном инструменте универсален. С детства дать в руки ребёнку какой – либо музыкальный инструмент – это значит воспитать музыкально грамотного человека, активного слушателя музыки, умеющего наполнить свой досуг искусством.
Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Коллективное музицирование дисциплинирует, развивает чувство ответственности, активизирует музыкальные способности, включает в работу и тренирует психические механизмы, отвечающие за тонкую нервную деятельность.
В ансамбле или оркестре всегда играется с большим желанием и активным игровым тонусом. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает юного музыканта, способствует развитию его и как сольного исполнителя.
Коллективное музицирование является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей, но оно также формирует характер, развивает мышление, память, воображение, творческую фантазию, прививает детям трудолюбие.
Соприкосновение с шедеврами музыки вообще с музыкальной литературой в коллективном музицировании неизмеримо расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся.
Не каждый учащийся может раскрыться как сольный исполнитель в должной мере по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или недостаточной работоспособности. Это не удовлетворяет учащихся и приводит к потере интереса. У некоторых детей бывает комплекс – боязнь сцены. Игра в ансамбле помогает снять этот комплекс, позволяет приобрести чувство психологического комфорта, делает учащихся разной степени подвинутости равноправными исполнителями, независимо от уровня трудности партий дает возможность выступления на самых ответственных мероприятиях и концертах, стимулируя тем самым учебный процесс.
Занятие коллективным музицированием помогает полнее раскрыться юному музыканту, наилучшим образом выразить себя, развить лучшие стороны своего дарования и вместе с тем заимствовать наиболее эффективные приемы общения с товарищами по коллективу.
Список литературы:
1. Александров А.Я. «Школа игры на трехструнной домре». – М.: Музыка, 1975.
2. Аркин И. «Воспитание оркестрового музыканта». – В сб. методические записки по вопросам музыкального воспитания. – М., 1966.
3. Асафьев Б. «О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании». – М., 1973.
4. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». – СПб.: Композитор Санкт – Петербург, 2004. – 120 с.
5. Гинзбург Л.С. «О работе над музыкальным произведением». – 4-е изд., до. – М.: Музыка, 1981. 143 с., нот.
6. Коган Г.М. «У врат мастерства». Советский композитор 1961 г.
7. Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача: Пути формирования и развития». – М.: Музыка, 1985. – 160 с., нот., ил.
8. Мазель В.Х. «Скрипач и его руки. Правая рука». – СПб.: Композитор Санкт – Петербург, 2006. – 120 с.
9. Маталаев Л. «Основы дирижерской техники: Методическое пособие». – М.: Сов. Композитор, 1986. – 208 с.: ил., 1 л. ил.
10. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Музыка, 1982 г.
11. Очеретовская Н.Л. «Содержание и формы в музыке». – Л.: Музыка,1985. – 112 с.