Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль моторных функций в развитии речи детей | Илюхина Оксана Сергеевна. Работа №207911

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Илюхина Оксана Сергеевна
Актуальность  темы является то, что развитие моторных функций дошкольников с нарушениями речи является одним из значимых показателей нормального физического и психического развития детей. Полноценное развитие общей и мелкой моторики кистей и пальцев рук ребенка является необходимым условием подготовки дошкольника к обучению в школе.

Проблемы развития двигательных функций у дошкольников с нарушениями речи активно обсуждаются в научных и научно-методических работах по физиологии, психофизиологии, логопедии, дефектологии, специальной психологии, нейропсихологии. Структуры и функции головного мозга начинают активно развиваться в раннем возрасте, что расширяет возможность ребенка в познании окружающего мира.

Все двигательные упражнения улучшают память, внимание, мышление, умственные способности детей, развивают эмоционально-волевую сферу и поведение ребенка, координацию движений, силу и ловкость рук. Таким образом, все двигательные функции ребенка и речевая моторика имеют единую взаимосвязь, поэтому развитие моторных умений и навыков будит благоприятно влиять на развитии речи дошкольника.

Роль моторных функций в развитии речи детей

 

В современной научной литературе дается определение моторики как двигательной активности организма или отдельных органов детей. Под моторикой, прежде всего, понимается последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой поставленной задачи. Различают общую и мелкую моторику рук, артикуляционную, а также моторику мимической мускулатуры лица. Между речевой и двигательной моторики существует тесная функциональная взаимосвязь. Ведь правильная речь ребенка обеспечивается согласованной работой многих отдельных мозговых структур.

В первой половине XIX века было сделано очень важное открытие, сыгравшее ведущую роль в представлениях о механизмах управления движениями. Одним шагом вперёд стал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором была обоснована рефлекторная функция произвольных движений ребенка и глубоко раскрыта и изучена роль мышечной чувствительности в управлении движениями детей в пространстве и во времени, её взаимосвязь со зрительными и слуховыми ощущениями.

Такой механизм целенаправленного действия представляет собой очень сложную функциональную систему. Важными процессами свойственные ей являются, прежде всего, включение двигательных автоматизмов, синтез афферентных сигналов для формирования двигательной задачи, создание основной программы действия, кинестетический контроль, а также формирование новых моторных автоматизмов. Данная взаимосвязь движений с психикой не ограничивается. Ведь психика ребенка не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях. Психомоторика также является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Таким образом, моторная функция ребенка состоит из двух крупных блоков таких, как двигательные умения, навыки и двигательные качества, то есть способности.

Важное внимание занимает развитие речевой моторики. Некоторые авторы, например, В. А. Киселева и А. Семенович подчеркивают, что речевая моторика включает в себя два аспекта - мимическую и артикуляционную моторику [Киселева 2010: 12-14]. В работах Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой и др. термин «артикуляционная моторика» используется как синоним термина «речевая моторика» [Лопатина 2011: 94]. Под артикуляционной моторикой Л. С. Волкова подразумевает совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения [Волкова 2007: 205].

Произношение звуков речи - это очень сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с первых дней жизни, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (например, гулением, лепетом). Все эти звуки являются первым этапом в речевом развитии младенца. Точность, сила и дифференцированность данных движений развиваются у младенца постепенно. Одним из главных условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики малыша. А для того чтобы правильно произносить звуки речи, малыш должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, которые включают в себя сложный комплекс движений. При произнесении различных звуков подвижные речевые органы малыша (язык, губы, нижняя челюсть) занимают строго определенное положение.

Е. М. Мастюкова придавала большое значение тому, что речь ребенка тесно связана онтогенетически, анатомически и функционально с двигательной системой [Мастюкова 2012: 78]. Подчеркивая то, что речь ребенка оказывается наиболее уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему ребенка, она обнаружила у детей с нарушениями речи, на всех этапах их возрастного развития, зависимость между динамикой развития речи и развитием моторных функций.

Таким образом, развитие моторных функций тесно взаимосвязана с развитием речи. Формирование речевых функций совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие двигательных функций отстаёт, то задерживается и речевое развитие ребенка.

Регулярная работа над развитием двигательных функций детей дает возможность подготовить руку ребенка к обучению в школе, позволяет тренировать память, мышление, воображение, а также благополучно влияет не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших психических функций.

Правильная речь ребенка - это важнейшее условие всестороннего и полноценного развития личности. Чем больше у ребенка словарный запас, тем правильнее его речь и ему легче воспроизводить свои мысли.

Работа педагогов, прежде всего, должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья ребенка, а также на развитие моторных функций. Главной задачей коррекционной работы заключается в организации деятельности ребенка таким образом, чтобы у него развивались все двигательные функции (развитие точности движения рук, ловкость пальцев, сила кисти). Все выше перечисленные качества, в дальнейшем будут необходимы для успешного обучения письму. В работу над развитием моторных функций входят упражнения по овладению тонко координированными движениями рук, нормализации мышечного тонуса ребенка, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных функций, развитию тонких двигательных координаций, развитию слухового внимания, а также двигательные упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений кинетического компонента, способствующие развитию динамической координации движений пальцев рук.

При организации работы по развитию моторных функций у дошкольников с нарушениями речи, следует учитывать их возрастные особенности. Развивать моторные функции необходимо начинать с раннего возраста. Так как в этом возрасте закладываются основы фундамента развития моторных функций.

При организации занятий по развитию моторных функций у дошкольников с нарушениями речи следует соблюдать некоторые правила:

- все задания необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей;

- задания подбираются по степени возрастающей сложности выполнения;

- систематически проводить коррекционную работу;

- соблюдение режимных моментов при выполнении заданий, чтобы не вызвать у ребенка переутомление;

- в процессе проведения занятий формировать у детей положительную мотивацию.

Для того чтобы речь дошкольника стала активно развиваться, недостаточно поместить ребенка в речевую среду. Необходимо создать условия для развития его собственной речи. Это возможно при использовании в процессе режимных моментов пальчиковых игр и упражнений, с помощью устного народного творчества, самомассаж с целью развития моторных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] /  Г.А. Власова. - М.: Владос, 2003. – 272 с.  

2. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В.

3.Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. М. : Владос, 2012. 304 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×