Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль нейропсихологических технологий в развитии дошкольников с нарушениями речи | Нархова Людмила Александровна. Работа №334439

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье освещаются особенности развития дошкольников с различными речевыми нарушениями развития, вопросы помощи дошкольникам на основе применения нейропсихологических технологий, предлагаются принципы и условия их эффективного применения.

Дошкольное детство - это период, в котором происходит формирование основных индивидуально-психических особенностей личности, создаются предпосылки социально-нравственных качеств личности.

Каждый ребенок развивается по «собственной программе», но есть общие закономерности, которым это развитие подчинено. Такой период жизни, когда человек (ребенок) учится понимать окружающий мир, познает его. В этом и состоит самоценность данного периода жизни человека.

Роль нейропсихологических технологий в развитии дошкольников с нарушениями речи

Автор статьи: Нархова Людмила Александровна, почетный работник общего образования Российской Федерации, заведующий Детским садом № 2 ОАО «РЖД»

г. Санкт-Петербург, 2024г.

Аннотация: В статье освещаются особенности развития дошкольников с различными речевыми нарушениями развития, вопросы помощи дошкольникам на основе применения нейропсихологических технологий, предлагаются принципы и условия их эффективного применения.

Дошкольное детство - это период, в котором происходит формирование основных индивидуально-психических особенностей личности, создаются предпосылки социально-нравственных качеств личности.

Каждый ребенок развивается по «собственной программе», но есть общие закономерности, которым это развитие подчинено. Такой период жизни, когда человек (ребенок) учится понимать окружающий мир, познает его. В этом и состоит самоценность данного периода жизни человека.

 

Познание ребёнком окружающего мира происходит благодаря познавательным действиям, то есть через систему способов поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти, вниманию, которые, в свою очередь, обеспечивают определенную сторону познания человеком окружающего мира. Ведущее значение в развитии познавательных процессов дошкольника имеет речь. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В познавательном отношении дети дошкольного возраста отличаются друг от друга.

Дети с нормой развития речи сами могут решать более или менее сложные задачи, требующие выделения и использования связей между предметами, явлениями, действиями. Такой ребёнок к пяти - шестилетнему возрасту может обнаружить способность в изобретательности, готовности к поиску новых способов действий в игре, продуктивной деятельности, при выполнении учебных и трудовых заданий.

Дети с опережающим развитием речи, обогащенным разговорным словарём (таких немного) отличаются исключительными способностями, развитым интеллектом, широким кругозором, трудоспособностью. Основная особенность этих детей - выраженная познавательная активность. Такие дети нуждаются в пристальном внимании взрослых, поскольку их нереализованная потребность в постоянной умственной работе может привести к проблемам в эмоциональной, коммуникативной и личностной сферах.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются от других детей повышенной неспособностью сосредоточиться на деятельности, размышлять над поставленной перед ними задачей. В их деятельности преобладает игровой мотив, а не познавательный. У них самих не возникает познавательных проблем. Они много балуются, не подчиняются правилам, мешают другим детям заниматься. Часто у таких детей наблюдается эгоцентризм мышления - то есть суждение ребенка о мире со своей непосредственной точки зрения, «фрагментарной и личной», связанное с неумением ребенка учесть чужую точку зрения. Чаще всего такое нарушение развития происходит по вине взрослого, который не создает благоприятных семейных и педагогических условий для его развития, не учитывает возрастные потребности.

Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются от детей с ОНР. У таких детей снижена любознательность и познавательные интересы, наблюдается слабая способность к понимаю проблемной ситуации и её решению, затруднённая восприимчивость нового, низкая обучаемость, бедность кругозора, малый запас представлений о мире, примитивность и конкретность мышления, и, в целом, у них стойко нарушена познавательная сфера, которая обуславливает возможности ребенка к умственной деятельности и, в последующем, – к обучению в школе. Высока необходимость коррекции нарушений речи именно в дошкольном возрасте.

Дети с задержкой в речевом развитии, с нарушениями речи нуждаются в обследовании медико-педагогической комиссией, которая родителям и педагогам даёт рекомендации для разработки индивидуальной программы развития с учётом особенностей данного ребёнка. Содержание такой индивидуальной программы чаще всего основывается на адаптированных образовательных программах для конкретной категории детей с нарушениями в развитии речи. Педагогам ДОУ предстоит важная задача: создать для ребёнка такие образовательные условия, которые смогли бы дать толчок для развития его компенсаторных возможностей, а также обеспечить активизацию зоны его ближайшего развития.

Развитие речи и познавательных процессов у нормотипичных детей, не имеющих патологий развития и проблем с интеллектом, и детей с ОВЗ подчиняется одним и тем же закономерностям. К таким общим закономерностям относятся цикличность и неравномерность психического развития, пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации, положение о соотношении влияющих на развитие человека биологических и социальных факторов.

Особые образовательные потребности у детей с различными нарушениями речи обусловлены в том числе закономерностями нарушенного развития: трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего с окружающими людьми; нарушениями развития личности; меньшей скоростью приёма и переработки сенсорной информации; недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью. Данные закономерности необходимо учитывать педагогам при построении и реализации индивидуальной программы развития ребёнка и создания условий его обучения и воспитания.

Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми с нарушениями речи, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приёмов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологических игр и упражнений.

Как могут быть применимы нейропсихологические технологии в дошкольных учреждениях?  

Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (отрасли медицины), нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Другими словами, нейропсихология изучает какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь, а также как происходит получение и обработка информации, полученной мозгом из окружающего мира.

Нейропсихологические игры для дошкольников, например, «Мемо-карточки», «Нейротаблички на внимание», «Большие, маленькие, средние», «Узнай букву на ощупь», «Составь фигуру» и другие, относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям-дошкольникам с различными видами речевых нарушений. Это телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с речью, мышлением, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в развитии речи доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающим. Данный подход предполагает коррекцию психических процессов, в том числе речи ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

В чем же польза нейроигровых технологий? Они направлены на развитие:

разных видов восприятия,

внимания,

памяти,

формировани

я

пространственных представлений,

умения прогнозировать результаты своих действий,

умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

Благодаря им ребенок учится чувствовать пространство, свое тело; у него развивается зрительно-моторная координация, постепенно формируется правильное взаимодействие частей тела, развивается слуховое и зрительное внимание. Ребёнок учится последовательно выполнять действия, а результатом этого становится то, что речь ребенка формируется быстрее, качественней.

Для наибольшей эффективности занятий по развитию речи дошкольников, а в некоторых случаях и коррекции нарушений речи, были разработаны определённые принципы коррекционной работы с применением нейроигр.

1. Принцип «от простого к сложному» (на начальных этапах работы ребёнку предлагают самые простые упражнения без речевого сопровождения, если это вызывает трудности у ребенка).

2. Целесообразно применять нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры ни в коем случае не заменяют процесс стандартного обучения (они используются параллельно с задачами обучения).

Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе специалистов нейропсихологических технологий:

- Педагог должен свободно владеть упражнениями.

- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

- Периодичность - ежедневно, без пропусков.

- Время занятий – утро (первая половина дня, желательно)

- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах (в зависимости от нарушений)

- Продолжительность занятий от 10-15 минут.

- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

- От детей требуется точное выполнение упражнений.

- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:

Кинезиологические упражнения.

Глазодвигательные упражнения.

Нейроигры с мячом.

Нейроигры с карточками.

Дыхательные упражнения.

Растяжки.

Функциональные упражнения

(включающие задачи на развитие ритма)

Релаксационные упражнения.

Когнитивные упражнения.

Компьютерные игры.

Нейроигры с балансировочной доской.

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определёнными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребёнка.

По наблюдениям педагогов, работающих с детьми с недостатками в развитии речи, регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать речевые способности, увеличить познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции. Нейротехнологии способствуют совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела, развивают и формируют мелкую моторику. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника.

 

 

Список литературы:

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов \Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2019. – 264 с.

Дубровина И.В. и

др..

Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан

; Под

ред.

И.В.Дубровиной

. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464

с..

1999

Праведникова

И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС- пресс», 2017.

Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма

: Просто

о сложном вопросе дисграфии у детей. –

2018..

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - 2002.

Соболева О.Л. Экспериментальный учебник. М. - Новая школа,1997.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×