Роль нейропсихологических технологий в развитии дошкольников с нарушениями речи | Нархова Людмила Александровна. Работа №334439
В статье освещаются особенности развития дошкольников с различными речевыми нарушениями развития, вопросы помощи дошкольникам на основе применения нейропсихологических технологий, предлагаются принципы и условия их эффективного применения.
Дошкольное детство - это период, в котором происходит формирование основных индивидуально-психических особенностей личности, создаются предпосылки социально-нравственных качеств личности.
Каждый ребенок развивается по «собственной программе», но есть общие закономерности, которым это развитие подчинено. Такой период жизни, когда человек (ребенок) учится понимать окружающий мир, познает его. В этом и состоит самоценность данного периода жизни человека.
Роль нейропсихологических технологий в развитии дошкольников с нарушениями речи
Автор статьи: Нархова Людмила Александровна, почетный работник общего образования Российской Федерации, заведующий Детским садом № 2 ОАО «РЖД»
г. Санкт-Петербург, 2024г.
Аннотация: В статье освещаются особенности развития дошкольников с различными речевыми нарушениями развития, вопросы помощи дошкольникам на основе применения нейропсихологических технологий, предлагаются принципы и условия их эффективного применения.
Дошкольное детство - это период, в котором происходит формирование основных индивидуально-психических особенностей личности, создаются предпосылки социально-нравственных качеств личности.
Каждый ребенок развивается по «собственной программе», но есть общие закономерности, которым это развитие подчинено. Такой период жизни, когда человек (ребенок) учится понимать окружающий мир, познает его. В этом и состоит самоценность данного периода жизни человека.
Познание ребёнком окружающего мира происходит благодаря познавательным действиям, то есть через систему способов поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти, вниманию, которые, в свою очередь, обеспечивают определенную сторону познания человеком окружающего мира. Ведущее значение в развитии познавательных процессов дошкольника имеет речь. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В познавательном отношении дети дошкольного возраста отличаются друг от друга.
Дети с нормой развития речи сами могут решать более или менее сложные задачи, требующие выделения и использования связей между предметами, явлениями, действиями. Такой ребёнок к пяти - шестилетнему возрасту может обнаружить способность в изобретательности, готовности к поиску новых способов действий в игре, продуктивной деятельности, при выполнении учебных и трудовых заданий.
Дети с опережающим развитием речи, обогащенным разговорным словарём (таких немного) отличаются исключительными способностями, развитым интеллектом, широким кругозором, трудоспособностью. Основная особенность этих детей - выраженная познавательная активность. Такие дети нуждаются в пристальном внимании взрослых, поскольку их нереализованная потребность в постоянной умственной работе может привести к проблемам в эмоциональной, коммуникативной и личностной сферах.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются от других детей повышенной неспособностью сосредоточиться на деятельности, размышлять над поставленной перед ними задачей. В их деятельности преобладает игровой мотив, а не познавательный. У них самих не возникает познавательных проблем. Они много балуются, не подчиняются правилам, мешают другим детям заниматься. Часто у таких детей наблюдается эгоцентризм мышления - то есть суждение ребенка о мире со своей непосредственной точки зрения, «фрагментарной и личной», связанное с неумением ребенка учесть чужую точку зрения. Чаще всего такое нарушение развития происходит по вине взрослого, который не создает благоприятных семейных и педагогических условий для его развития, не учитывает возрастные потребности.
Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются от детей с ОНР. У таких детей снижена любознательность и познавательные интересы, наблюдается слабая способность к понимаю проблемной ситуации и её решению, затруднённая восприимчивость нового, низкая обучаемость, бедность кругозора, малый запас представлений о мире, примитивность и конкретность мышления, и, в целом, у них стойко нарушена познавательная сфера, которая обуславливает возможности ребенка к умственной деятельности и, в последующем, – к обучению в школе. Высока необходимость коррекции нарушений речи именно в дошкольном возрасте.
Дети с задержкой в речевом развитии, с нарушениями речи нуждаются в обследовании медико-педагогической комиссией, которая родителям и педагогам даёт рекомендации для разработки индивидуальной программы развития с учётом особенностей данного ребёнка. Содержание такой индивидуальной программы чаще всего основывается на адаптированных образовательных программах для конкретной категории детей с нарушениями в развитии речи. Педагогам ДОУ предстоит важная задача: создать для ребёнка такие образовательные условия, которые смогли бы дать толчок для развития его компенсаторных возможностей, а также обеспечить активизацию зоны его ближайшего развития.
Развитие речи и познавательных процессов у нормотипичных детей, не имеющих патологий развития и проблем с интеллектом, и детей с ОВЗ подчиняется одним и тем же закономерностям. К таким общим закономерностям относятся цикличность и неравномерность психического развития, пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации, положение о соотношении влияющих на развитие человека биологических и социальных факторов.
Особые образовательные потребности у детей с различными нарушениями речи обусловлены в том числе закономерностями нарушенного развития: трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего с окружающими людьми; нарушениями развития личности; меньшей скоростью приёма и переработки сенсорной информации; недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью. Данные закономерности необходимо учитывать педагогам при построении и реализации индивидуальной программы развития ребёнка и создания условий его обучения и воспитания.
Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми с нарушениями речи, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приёмов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологических игр и упражнений.
Как могут быть применимы нейропсихологические технологии в дошкольных учреждениях?
Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (отрасли медицины), нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Другими словами, нейропсихология изучает какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь, а также как происходит получение и обработка информации, полученной мозгом из окружающего мира.
Нейропсихологические игры для дошкольников, например, «Мемо-карточки», «Нейротаблички на внимание», «Большие, маленькие, средние», «Узнай букву на ощупь», «Составь фигуру» и другие, относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям-дошкольникам с различными видами речевых нарушений. Это телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с речью, мышлением, вниманием, памятью и другими психическими процессами.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в развитии речи доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающим. Данный подход предполагает коррекцию психических процессов, в том числе речи ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
В чем же польза нейроигровых технологий? Они направлены на развитие:
разных видов восприятия,
внимания,
памяти,
формировани
я
пространственных представлений,
умения прогнозировать результаты своих действий,
умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.
Благодаря им ребенок учится чувствовать пространство, свое тело; у него развивается зрительно-моторная координация, постепенно формируется правильное взаимодействие частей тела, развивается слуховое и зрительное внимание. Ребёнок учится последовательно выполнять действия, а результатом этого становится то, что речь ребенка формируется быстрее, качественней.
Для наибольшей эффективности занятий по развитию речи дошкольников, а в некоторых случаях и коррекции нарушений речи, были разработаны определённые принципы коррекционной работы с применением нейроигр.
1. Принцип «от простого к сложному» (на начальных этапах работы ребёнку предлагают самые простые упражнения без речевого сопровождения, если это вызывает трудности у ребенка).
2. Целесообразно применять нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
3. Нейроигры ни в коем случае не заменяют процесс стандартного обучения (они используются параллельно с задачами обучения).
Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе специалистов нейропсихологических технологий:
- Педагог должен свободно владеть упражнениями.
- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
- Периодичность - ежедневно, без пропусков.
- Время занятий – утро (первая половина дня, желательно)
- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах (в зависимости от нарушений)
- Продолжительность занятий от 10-15 минут.
- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
- Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
- От детей требуется точное выполнение упражнений.
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:
Кинезиологические упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Нейроигры с мячом.
Нейроигры с карточками.
Дыхательные упражнения.
Растяжки.
Функциональные упражнения
(включающие задачи на развитие ритма)
Релаксационные упражнения.
Когнитивные упражнения.
Компьютерные игры.
Нейроигры с балансировочной доской.
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определёнными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребёнка.
По наблюдениям педагогов, работающих с детьми с недостатками в развитии речи, регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать речевые способности, увеличить познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции. Нейротехнологии способствуют совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела, развивают и формируют мелкую моторику. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника.
Список литературы:
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов \Т.Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2019. – 264 с.
Дубровина И.В. и
др..
Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан
; Под
ред.
И.В.Дубровиной
. - М., Издательский центр «Академия»,1999. - 464
с..
1999
Праведникова
И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС- пресс», 2017.
Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма
: Просто
о сложном вопросе дисграфии у детей. –
2018..
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - 2002.
Соболева О.Л. Экспериментальный учебник. М. - Новая школа,1997.