Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль поликультурного образования в преодолении стереотипов ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Молодцова Наталья Михайловна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";

mso-fareast-theme-font:minor-fareast;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

 

Проблема поликультурного образования актуальна для любого многонационального государства.

В России данная проблема приобрела особую актуальность в 90-е годы прошлого века, когда страна переживала системный экономический и социальный кризис в связи с распадом СССР и появлением новой образовательной ситуации, характеризующейся усилением этнизации образования.

В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствовало этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

В контексте поликультурного образования на формирование ценностных ориентаций любой личности оказывает влияние два компонента.

Во-первых это непосредственное, ближайшее окружение человека, то есть его родители, родственники и друзья. Именно в общении с ними, с самого раннего возраста человек постигает те культурные ценности, которые приняты в данной среде.

В частности, жители европейских стран с малолетства слышат вокруг разговоры о правах человека, о том что все люди равны, а демократия – единственный достойный политический режим.

Вторым моментом, который играет важную роль в формировании ценностных ориентаций играет роль педагога в школе и последующих образовательных учреждениях. Педагог, в отличие от родителей и ближайшего окружения ребенка обладает большим спектром знаний о культуре, поэтому в идеале педагог способен больше рассказать ребенку о культуре и ценностях человеческих отношений.

Однако, поскольку в школе ребенок находится ограниченное количество времени, а остальное время он общается с родителями и сверстниками, то вклад педагога в формирование культурных ценностей меньше, чем вклад семьи.

Объектом работы является поликультурное образование.

Предметом работы является поликультурное образование в России как способ преодоления культурных стереотипов.

Целью работы является изучение поликультурного образования кА инструмента преодоления культурных стереотипов в мультикультурных обществах.


 

1. Понятие культурного стереотипа и предрассудков

 

Культурные стереотипы и предрассудки представляют собой один из аспектов межкультурной коммуникации.

К элементам межкультурного компонента относятся стереотипы и предрассудки, оказывающие влияние, как на формирование межкультурной коммуникативной компетенции, так и на процесс межкультурной коммуникации в целом.

Стереотипы могут носить как положительный, так и отрицательный характер, и обладают высокой степенью устойчивости. По мнению Н.Г.Брагиной, стереотип эта «категория культуры, регулярно воспроизводимая в вербальных и невербальных текстах, являющаяся необходимой принадлежностью социума (условием взаимопонимания членов социума) и оцениваемая им как «норма»[1].

Стереотипы могут препятствовать коммуникации, общению тогда, когда «мы ошибочно относим людей не к тем группам, некорректно описываем групповые нормы, когда смешиваем стереотипы с описанием определенного индивида и когда нам не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте»[2].

Стереотипы выполняют различные функции. Для процесса межкультурной коммуникации наибольшее значение имеют следующие функции стереотипов:

- передача относительной достоверной информации;

- ориентирующая функция;

- влияние на создание реальности.

Стереотипы, являющиеся одним из доминирующих аргументов этнокультурного сознания, играют определяющую роль в процессе межкультурной коммуникации, что особенно актуально в современном мире с динамическим развитием глобализационных процессов[3].

Роль стереотипов в межкультурном общении очевидна и бесспорна, поскольку в условиях, когда языковые и национально-культурные различия коммуникантов  затрудняют взаимное восприятие информации, знание стереотипов - специфичных «свернутых моделей» поведения - способно облегчить общение, выступая сигналами тех или иных ситуаций и смыслов.

Наряду со стереотипами важную роль в общении играют предрассудки. Предрассудок – необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.

Стереотипы и предрассудки, наряду с другими факторами (психологическими особенностями личности, уровнем владения иностранного языка и т.п.), часто становятся причиной конфликта культур, возникновения культурных барьеров, а также культурного шока.


 

2. Специфика обучения в поликультурном пространстве.

 

В настоящее время в связи с актуальностью идей мультикультурного образования и создания единого культурного пространства особенную актуальность приобретает идея формирования единого образовательного пространства.

Мировое образование представляет собой систему учреждений, которые обеспечивают организацию учебно-познавательного процесса с учетом тенденций передачи опыта и развития личности в настоящий период развития общества.

Особенно важно формирование систем поликультурного образования для преодоления стереотипов в отношении детей мигрантов, поскольку они испытывают определенные сложности в процессе своего школьного и профессионального образования.

Поскольку в настоящее время мир становится глобальной системой, то и потребность в мировом образовательном пространстве возрастает, поскольку повышается необходимость в интеграции и регионализации.

Воспитание и образование тесно связано с воздействием этнических процессов, особенностей национальной культуры и процессов межкультурной коммуникации. Важную роль в этом играет и преодоление культурных стереотипов.

Поскольку межэтническое общение представляет собой сложный процесс взаимодействия, то в процессе межэтнического общения роль образования сложно переоценить, поскольку в поликультурном образовании важное место занимает этнопедагогика, этнопсихология и инновационные процессы обучения.

 Сложность процесса адаптации к иной этнокультурной среде объясняется тем, что этническая культура является опытом выживания этнической общности, закрепленной в памяти традициями.

В новой социокультурной и языковой среде мигранты испытывают процессы культурной дезадаптации, потери языкового пространства, поэтому важнейшим направлением сохранения родного языка, традиций является образование и воспитание мигрантов, беженцев и их детей[4].

Решение проблем образования детей мигрантов и беженцев на современном этапе обусловлен рядом объективных и субъективных факторов: противоборством мотивов, потребностей, интересов человека, этногрупп, этнообщности, несовместимостью целей и ценностей и норм, конфликтов между этногруппами и этнообщностями, преследующими несовместимые цели и препятствующими друг другу[5].

Для детей - мигрантов или представителей национальных меньшинств межкультурное образование дает возможность равного жизненного старта, в то же время оставляя возможность возврата на историческую родину открытой.

Общие цели межкультурного образования ведут личность через диалог, разрешение конфликтов, критическое осмысление собственной культуры и традиции "как чужой", через преодоление этноцентрической установки к толерантности, признанию равенства шансов для всех, к сознательному, ответственному социальному поведению - и этим к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество[6].

Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности.

Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр).

Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время предотвращая опасность деэтнизации и маргинализации.

Поэтому становится наиболее популярным в межкультурном образовании в последнее время подход, ориентированный на конфликт, где главной целью является становление конфликтной компетентности. Анализ межкультурных конфликтов требует осмысления их причин, что ведет к снятию культурных стереотипов[7].

Дополненный подходом, ориентированным на встречу культур, их диалог, предполагающим становление межкультурной компетентности (с информационным и языковым компонентами), конфликтоориентированный подход несет большую пользу для развития у детей толерантных установок в поведении.

Межкультурное образование имеет свои истоки в "педагогике для иностранцев" и "фольклорной педагогике". Оно всегда находится под угрозой редуцироваться до одного из этих вариантов.

Школы, имеющие в своем плане один - два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители их учеников, не могут претендовать на звание межкультурного образовательного учреждения, поскольку данные мероприятия носят скорее развлекательный или ознакомительный характер, однако не приучают детей к толерантности к чужим культурам и уважению чужого религиозного или культурного восприятия реальности.


 

Заключение

 

Таким образом, современное поликультурное образовательное учреждение представляет собой не просто институт получения знаний в рамках программы школьного или высшего образования, а пространство совместной деятельности, в котором происходит объединение культурного , социального, образовательного и личностного начал педагогов и учеников для преодоления культурного барьера и культурных стереотипов.

Реализация идей поликультурного образования ведет к развитию в детях толерантности к происхождению друг друга. уважение к чужой культуре и взглядам, желание и навык назрешать конфликты путем переговоров, а не ссор и пр.

Формирование поликультурного образовательного пространства приводит к бесконфликтной интеграции в общество любого приехавшего в страну человека вне зависимости о его национальности, вероисповедания и пр.

Поликультурное образовательное пространство и предоставляет такую возможность в том случае, если вся воспитательная система будет иметь гуманистический характер и строиться на принципах педагогики, которые, обеспечивают поддержку и защиту личности учащегося.


 



[1] Брагина А.А. Лексика языка и культура страны: изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. – М.:Русский язык, 2006. – 152 с.

[2] Грушевицкая Г.И., Попков В.Д. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- С.225

[3] Исина Г.И. Стереотипы и национальная языковая картина: Автореф. дис, ... д-ра филол. наук. – Алматы, 2008. -.С.27

[4] Исина Г.И. Стереотипы и национальная языковая картина: Автореф. дис, ... д-ра филол. наук. – Алматы, 2008. – С. 12

[5] Милосердов Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. - М., 2004. - № З.-С. 80

[6] Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в преподавании русского языка как иностранного: Автореф. дис, ... д-ра пед. наук. –М., 1996. – С. 10

[7] Милосердов Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. - М., 2004. - № З.-С. 82

Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз