Роль поликультурного образования в преодолении стереотипов ☼
Автор: Молодцова Наталья Михайловна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Проблема поликультурного образования актуальна для любого многонационального государства.
В России данная проблема приобрела особую актуальность в 90-е годы прошлого века, когда страна переживала системный экономический и социальный кризис в связи с распадом СССР и появлением новой образовательной ситуации, характеризующейся усилением этнизации образования.
В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствовало этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.
В контексте поликультурного образования на формирование ценностных ориентаций любой личности оказывает влияние два компонента.
Во-первых это непосредственное, ближайшее окружение человека, то есть его родители, родственники и друзья. Именно в общении с ними, с самого раннего возраста человек постигает те культурные ценности, которые приняты в данной среде.
В частности, жители европейских стран с малолетства слышат вокруг разговоры о правах человека, о том что все люди равны, а демократия – единственный достойный политический режим.
Вторым моментом, который играет важную роль в формировании ценностных ориентаций играет роль педагога в школе и последующих образовательных учреждениях. Педагог, в отличие от родителей и ближайшего окружения ребенка обладает большим спектром знаний о культуре, поэтому в идеале педагог способен больше рассказать ребенку о культуре и ценностях человеческих отношений.
Однако, поскольку в школе ребенок находится ограниченное количество времени, а остальное время он общается с родителями и сверстниками, то вклад педагога в формирование культурных ценностей меньше, чем вклад семьи.
Объектом работы является поликультурное образование.
Предметом работы является поликультурное образование в России как способ преодоления культурных стереотипов.
Целью работы является изучение поликультурного образования кА инструмента преодоления культурных стереотипов в мультикультурных обществах.
1. Понятие культурного стереотипа и предрассудков
Культурные стереотипы и предрассудки представляют собой один из аспектов межкультурной коммуникации.
К элементам межкультурного компонента относятся стереотипы и предрассудки, оказывающие влияние, как на формирование межкультурной коммуникативной компетенции, так и на процесс межкультурной коммуникации в целом.
Стереотипы могут носить как положительный, так и отрицательный характер, и обладают высокой степенью устойчивости. По мнению Н.Г.Брагиной, стереотип эта «категория культуры, регулярно воспроизводимая в вербальных и невербальных текстах, являющаяся необходимой принадлежностью социума (условием взаимопонимания членов социума) и оцениваемая им как «норма» .
Стереотипы могут препятствовать коммуникации, общению тогда, когда «мы ошибочно относим людей не к тем группам, некорректно описываем групповые нормы, когда смешиваем стереотипы с описанием определенного индивида и когда нам не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте» .
Стереотипы выполняют различные функции. Для процесса межкультурной коммуникации наибольшее значение имеют следующие функции стереотипов:
- передача относительной достоверной информации;
- ориентирующая функция;
- влияние на создание реальности.
Стереотипы, являющиеся одним из доминирующих аргументов этнокультурного сознания, играют определяющую роль в процессе межкультурной коммуникации, что особенно актуально в современном мире с динамическим развитием глобализационных процессов .
Роль стереотипов в межкультурном общении очевидна и бесспорна, поскольку в условиях, когда языковые и национально-культурные различия коммуникантов затрудняют взаимное восприятие информации, знание стереотипов - специфичных «свернутых моделей» поведения - способно облегчить общение, выступая сигналами тех или иных ситуаций и смыслов.
Наряду со стереотипами важную роль в общении играют предрассудки. Предрассудок – необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.
Стереотипы и предрассудки, наряду с другими факторами (психологическими особенностями личности, уровнем владения иностранного языка и т.п.), часто становятся причиной конфликта культур, возникновения культурных барьеров, а также культурного шока.
2. Специфика обучения в поликультурном пространстве.
В настоящее время в связи с актуальностью идей мультикультурного образования и создания единого культурного пространства особенную актуальность приобретает идея формирования единого образовательного пространства.
Мировое образование представляет собой систему учреждений, которые обеспечивают организацию учебно-познавательного процесса с учетом тенденций передачи опыта и развития личности в настоящий период развития общества.
Особенно важно формирование систем поликультурного образования для преодоления стереотипов в отношении детей мигрантов, поскольку они испытывают определенные сложности в процессе своего школьного и профессионального образования.
Поскольку в настоящее время мир становится глобальной системой, то и потребность в мировом образовательном пространстве возрастает, поскольку повышается необходимость в интеграции и регионализации.
Воспитание и образование тесно связано с воздействием этнических процессов, особенностей национальной культуры и процессов межкультурной коммуникации. Важную роль в этом играет и преодоление культурных стереотипов.
Поскольку межэтническое общение представляет собой сложный процесс взаимодействия, то в процессе межэтнического общения роль образования сложно переоценить, поскольку в поликультурном образовании важное место занимает этнопедагогика, этнопсихология и инновационные процессы обучения.
Сложность процесса адаптации к иной этнокультурной среде объясняется тем, что этническая культура является опытом выживания этнической общности, закрепленной в памяти традициями.
В новой социокультурной и языковой среде мигранты испытывают процессы культурной дезадаптации, потери языкового пространства, поэтому важнейшим направлением сохранения родного языка, традиций является образование и воспитание мигрантов, беженцев и их детей .
Решение проблем образования детей мигрантов и беженцев на современном этапе обусловлен рядом объективных и субъективных факторов: противоборством мотивов, потребностей, интересов человека, этногрупп, этнообщности, несовместимостью целей и ценностей и норм, конфликтов между этногруппами и этнообщностями, преследующими несовместимые цели и препятствующими друг другу .
Для детей - мигрантов или представителей национальных меньшинств межкультурное образование дает возможность равного жизненного старта, в то же время оставляя возможность возврата на историческую родину открытой.
Общие цели межкультурного образования ведут личность через диалог, разрешение конфликтов, критическое осмысление собственной культуры и традиции "как чужой", через преодоление этноцентрической установки к толерантности, признанию равенства шансов для всех, к сознательному, ответственному социальному поведению - и этим к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество .
Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности.
Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр).
Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время предотвращая опасность деэтнизации и маргинализации.
Поэтому становится наиболее популярным в межкультурном образовании в последнее время подход, ориентированный на конфликт, где главной целью является становление конфликтной компетентности. Анализ межкультурных конфликтов требует осмысления их причин, что ведет к снятию культурных стереотипов .
Дополненный подходом, ориентированным на встречу культур, их диалог, предполагающим становление межкультурной компетентности (с информационным и языковым компонентами), конфликтоориентированный подход несет большую пользу для развития у детей толерантных установок в поведении.
Межкультурное образование имеет свои истоки в "педагогике для иностранцев" и "фольклорной педагогике". Оно всегда находится под угрозой редуцироваться до одного из этих вариантов.
Школы, имеющие в своем плане один - два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители их учеников, не могут претендовать на звание межкультурного образовательного учреждения, поскольку данные мероприятия носят скорее развлекательный или ознакомительный характер, однако не приучают детей к толерантности к чужим культурам и уважению чужого религиозного или культурного восприятия реальности.
Заключение
Таким образом, современное поликультурное образовательное учреждение представляет собой не просто институт получения знаний в рамках программы школьного или высшего образования, а пространство совместной деятельности, в котором происходит объединение культурного , социального, образовательного и личностного начал педагогов и учеников для преодоления культурного барьера и культурных стереотипов.
Реализация идей поликультурного образования ведет к развитию в детях толерантности к происхождению друг друга. уважение к чужой культуре и взглядам, желание и навык назрешать конфликты путем переговоров, а не ссор и пр.
Формирование поликультурного образовательного пространства приводит к бесконфликтной интеграции в общество любого приехавшего в страну человека вне зависимости о его национальности, вероисповедания и пр.
Поликультурное образовательное пространство и предоставляет такую возможность в том случае, если вся воспитательная система будет иметь гуманистический характер и строиться на принципах педагогики, которые, обеспечивают поддержку и защиту личности учащегося.
Брагина А.А. Лексика языка и культура страны: изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. – М.:Русский язык, 2006. – 152 с.
Грушевицкая Г.И., Попков В.Д. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- С.225
Исина Г.И. Стереотипы и национальная языковая картина: Автореф. дис, ... д-ра филол. наук. – Алматы, 2008. -.С.27
Исина Г.И. Стереотипы и национальная языковая картина: Автореф. дис, ... д-ра филол. наук. – Алматы, 2008. – С. 12
Милосердов Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. - М., 2004. - № З.-С. 80
Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в преподавании русского языка как иностранного: Автореф. дис, ... д-ра пед. наук. –М., 1996. – С. 10
Милосердов Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. - М., 2004. - № З.-С. 82