Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Роль профессионального образования в ресоциализации личности» | Нина Григорьевна Медведовская. Работа №334061

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Согласно Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 80 для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №28
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНИЯ НАКАЗАНИЙ
Роль профессионального образования
в ресоциализации личности
Выполнила: Медведовская Нина Григорьевна
Наиболее отчетливо особенности процесса ресоциализации проявляются у людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способствующих их дезориентации в окружающем мире. Именно с такой ситуацией сталкиваются в первую очередь те, кто длительное время отбывает наказание. Оторванные от привычной обстановки, они довольно быстро начинают следовать законам тюремной "социализацию", которые имеет свою систему ценностей и нормы поведения.
Согласно Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" ст. 80 для лиц, осужденныхк лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В образовательное учреждение первую очередь зачисляются осужденные, не имевшие профессии. Но, как показала практика, для некоторых из них учеба являлась нелегким бременем, поэтому педагогический коллектив образовательного учреждения разъяснительную работу о необходимости получения профессии.
Приоритетным фактором, способствующим позитивной ресоциализации осужденных, является профессиональное обучение. Еще в дореволюционной России тюремным администрациям было peкомендовано принимать меры по обучению арестантов грамоте. Трудовое воспитание является важным условием исправления заключенных.
Задачей педагогических работников, работающих в исправительных учреждениях, является оказание помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне. В пpoцессе учебы у осужденных формируется чувство ответственности, поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в коллективе, способствуют легитимному самоутверждению. Практика показывает: эта помощь молодыми людьми востребована, поскольку любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, присуще ожидание поддержки. 3алог успеха - педагогический такт, деликатность, вера педагогов в своих воспитанников. Доброжелательный тон, приветливая улыбка - все эта снимает напряженность, неуверенность, вызывает желание отвечать на вопросы педагога, не опасаясь, что ответ будет неправильным.
Обучение в условиях пенитенциарнаго учреждения (от латинского слова poenitentia - раскаяние) имеет свою специфику. Для того, чтобы добиться положительных результатов, педагоги должны заранее проектировать ожидаемую реакцию осужденных на учебно-воспитательные требования; уметь мобилизовывать на достижение цели; мотивировать предстоящую учебную деятельность; знать особенности осужденных из различных групп. Свою главную миссию педагогический коллектив определяет так: создание благоприятных условий (в соответствии с возможностями образовательного учреждения), обеспечивающих реализацию конституционного права осужденных на получение образования, а также способствующих их ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации к жизни в социуме после освобождения из колонии.
Среди основных задач следует выделить создание развивающей, воспитывающей, обучающей среды, содействующей ресоциализации личности в условиях изоляции от общества; органичное сочетание образовательной деятельности и различных видов внеучебной работы, способствующих приобретению личностью жизненной цели, цeннocтных и нравственных идеалов, самооценки, линии поведения; выработка рекомендаций педагогическим коллективам, занимающимся обучением и воспитанием осужденных.
В основу деятельности педагогами положены такие принципы воспитания:
- соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина;
- гуманизм;
- приоритет цели исправления при исполнении наказания;
- системность и преемственность исправительного воздействия;
- включение осужденных в активную общественно-полезную деятельность.
В работе по ресоциализации осужденных педагоги активно используют npинципы педагогической поддержки:
- опора на потенциальные возможности личности, сотрудничество;
- доброжелательность, реализация принципа "не навреди";
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
В процессе обучения осужденных ведущими выступают словесные методы беседы, лекции и др. Слово педагога самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся стать лучше.
Реализация программы предполагает формирование у обучающихся ответственного отношения к своей жизни; апробирование, внедрение, гармонизацию традиционных и нетрадиционных методов позитивной ресоциализации осужденных. Именно тогда будут подведены итоги, определены условия дальнейшего использования полученных результатов.
К положительным сторонам процесса обучения можно отнести:
– дополнительную возможность для осужденных сохранить себя в условиях изоляции от общества;
– развитие способностей и трудовых навыков;
– снижение антисоциальных действий со стороны обучающихся осужденных;
– увеличение перспектив успешной ресоциализации, а значит – снижение вероятности рецидива.
Но пенитенциарная система должна еще решить проблемы увеличения разнообразия профессий и последующего трудоустройства осужденных, повысить эффективность работы по профориентации осужденных, а также переоснастить учебные классы и производственные мастерские.
Однако остается главный вопрос профессионального образования осужденных как важного средства исправления: как сделать так, чтобы осужденные на самом деле были сами заинтересованы в приобретении профессии и последующей трудовой деятельности, поскольку сейчас многие из них обучаются лишь для того, чтобы продемонстрировать, что они исправляются, и получить на этом основании условно-досрочное освобождение. Если названная проблема будет решена, то можно ожидать значительное прибавление к трудовым ресурсам нашей страны (ежегодно освобождается около 300 тысяч осужденных, большая часть из которых трудоспособны). Это значит, что освободившиеся осужденные смогут на самом деле возместить ущерб, нанесенный их преступной деятельностью, и внести свой вклад в развитие общества. Государству в этом случае не придется решать проблему трудовых ресурсов, привлекая мигрантов в экономику, и вытекающую отсюда проблему размытия российской национальной идентичности.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×