«Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка» | Анастасия Саратова. Работа №334148
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в духовно-нравственных ценностях у ребенка.
Задачи:
-выяснить, какие методы используют классные руководители в педагогическом просвещении родителей.
-определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию духовно-нравственных ценностей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в духовно-нравственных ценностях у ребенка.
Задачи:
-выяснить, какие методы используют классные руководители в педагогическом просвещении родителей.
-определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию духовно-нравственных ценностей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья, может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать неблагополучная семья.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, то v них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.
Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. В тех семьях, где отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего общества. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей. Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье.
В педагогике выделяют 3 стиля семейного воспитания:
- демократический - прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
- авторитарный - родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
- попустический - ребенок предоставляется сам себе.
В воспитании детей не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные. Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев.
Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет в семье приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.
Постепенно круг трудовых обязанностей детей расширяется. В зависимости от конкретных условий жизни семьи родители могут давать своим детям различные трудовые поручения. Очень важно научить детей ценить всякий труд не уклоняться от него. Посильный труд детей — это основа их морального воспитания. Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус. Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.
Первой и основной задачей родителей в воспитании детей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Даже если вы в плохом настроении, не должны говорить детям обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т.п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли захочется ему подойти и рассказать что - то маме, отцу.
Следующее требование семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам Контакт следует строить основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа «Вот бестолковый! Сколько раз тебе нужно объяснять!», «Да зачем же я тебя только на свет родила упрямец, негодник!» , «Любой дурак бы на твоем месте понял бы как поступить!».
Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Умело, применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку.
В отдельных случаях для осуждения отрицательных поступков детей приходится прибегать и к такому методу воздействия, как наказание. Разумеется, в семье совершенно недопустимы физические наказания.
Чтобы осудить отрицательные поступки детей, можно ограничить некоторые желания и удовольствия их: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки и т. п. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков.
Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым.
Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требовании к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок н т. д., недопустимы в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они не поступали.
В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.
– Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.
– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.
– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.
– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.
– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.
– Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.
– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.
– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.
«Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь — не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим — бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явится другая». В. Г. Белинский
Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека.
Памятка для родителей.
Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать
Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.
Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.
Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.
Правило 6. с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
Правило 7. научить общаться с другими детьми, людьми.
Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
Главная цель воспитания - счастливый человек. А счастливым он может вырасти в счастливой семье, где в почете труд и уважение, старость и детство, культура и интеллект, доброта и порядочность. Самое главное, чтобы у ребенка было постоянное желание возвращаться в родной дом! Вот тогда вы можете назвать себя настоящим родителями.
ГБПОУ
«Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)»
Доклад по воспитательной работе
«Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка»
Выполнила Саратова А.Н.
Классный руководитель 8 класса
Воронеж 2023-2024