Статья Роль сюжетно-ролевых игр в ознакомлении детей с трудом взрослых.. Автор: Гараева Ляйсян Вакиловна

Автор: Гараева Ляйсян Вакиловна
Роль сюжетно-ролевых игр в ознакомлении детей с трудом взрослых.


Автор: Гараева Ляйсян Вакиловна
Методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций
Выступление из опыта работы
Роль сюжетно-ролевых игр в ознакомлении с трудом взрослых
Подготовила:
Гараева Ляйсян Вакиловна,
воспитатель подготовительной группы
№1 Семицветик
МАДОУ Детский сад №9 Алёнушка
г.Бирска
Бирск-2019г.
Роль сюжетно-ролевых игр в ознакомлении детей с трудом взрослых.
Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить.
М.Горький.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждого края, каждой области. Поэтому в детских играх часто мы видим отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
В дошкольном возрастесюжетно - ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для физического нравственного итрудового воспитания, для познания окружающего мира.
В дошкольном детстве,сюжетно– ролевая игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка и имеет большое значение для его физического и нравственного развития, формирования детского коллектива. Игра для дошкольника – это и учёба, итруд, и серьёзная формавоспитания.
Как известно, в игре нет прямой зависимости ребёнка от взрослого и он получает большую самостоятельность, чем в учебной итрудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых, и этот процесс начинается очень рано.
Наблюдая за игровой деятельностью, с первых дней заметно, что каждый играет со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединяются, а часть из них вообще не играла, а только наблюдала. Часто возникали конфликты из-заигрушек: многим хотелось, например, поиграть с пушистой кошкой, маленьким самосвалом, которых не хватало.
Первоначально сама принимаю активное участие в играх - подсказываю ребятам, как построитьсюжет, распределить роли, подобрать игрушку, подводя их к самостоятельной организации игры.
Сюжетыдетских игр развиваю как через самостоятельные, так и через игры во время занятий. В каждой игре есть новое содержание, обучение, которое давало конкретные примеры нравственного отношения друг к другу, а так же к игрушкам и предметам. Так, на занятиях мы провели дидактическую игруМагазин игрушек, в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом.
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Постепенно учудетейсамостоятельно строитьсюжетигры и реализовать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушания сказок, потешек, рассказов. Наблюдения строю так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющийтрудовую деятельность, например, наблюдали с детьми работу шофёра, няни,врача: обращали внимание на то, что шофёр работает на машине и привозит нам продукты, няня наводит чистоту в группе и накрывает столы, моет посуду. Такие наблюдения помогают переключатьдетейот ролевых игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным сролью. Однако одного ознакомления недостаточно для возникновения игры.
Остановлюсь на формированиисюжетанаиболее любимой ребятами игры вбольницу. Первое, что я сделала, это познакомила их с книгой К. ЧуковскогоАйболит, обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате, рассмотрели иллюстрации о том, как Айболит лечит зверюшек. Все дети проявили большой интерес к содержанию книги, увлеклись красочными иллюстрациями.
Коллективно посетили кабинет мед. сестры в детском саду, посмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т. д. в другой раз дети непосредственно наблюдали за работой мед. сестры. Она объяснила ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы никто не болел. Затем в игровой комнате появился халат с шапочкой, сумка врача, в которой лежали градусник, трубка для врача. Познакомиладетей с этими атрибутами, объяснила детям их значение, показала как нужно действовать, дала самим детям попробовать послушать кукол, мишек, поставить градусник, в другой раз непосредственно перешла к игре.
Все дети приходили на приём со своими любимыми игрушками, даже которые раньше не принимали участие в игре. В дальнейшем в игру вводила новые медицинскиеатрибуты: шприц, банки. Постепенно усложняласюжет. Заинтересовавшись, дети более активно включались в игру. А когда у них стало больше знаний о профессии и появился некоторый опыт мы провели игру в больницу. Чтобы поддержать интерес к игре, усложнить её содержание, я наметила ввести ещё однуроль медсестры, но предварительно рассказала детям о том, что медсестра – это первый помощникврача: врач осматривает больных и делает назначения, медсестра их выполняет.Рольмедсестры поручила наиболее активным ребятам, игра стала более оживлённой, руководя играми, я уделяю наибольшее вниманиевоспитанию в детях дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом, в нужную минуту включаюсь в игру. Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которойвоспитываетсяправильное отношение к явлениям окружающейжизни: любовь ктруду, уважительное отношение к людямтруда. Учитывая, что содержание игры оказывает большое внимание на формирование личности ребёнка, я развиваю интерес к таким играм, какБольница,Магазин, в которых формируются доброта, забота и вежливость.
Сюжетно- ролевые игры оказывают большие возможности длявоспитания у детей желания и умения трудиться.
Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общество товарищей – всё это заставляет играть с удовольствием, с хорошим настроением. Наблюдая за ходом игры, я слежу за речьюдетей, незаметно вмешиваюсь, исправляя её, и онивоспринимаютэто как вполне естественное явление, усваивая правильное выражение.
Нужно не только научитьдетей играть, но и дать им через игру знания,воспитать у них нравственные качества. Во время игры я стараюсь всегда прийти им напомощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределить роли. Постепенно игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельностидетей, у них появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и главное – дружить.
Длявоспитания трудолюбиямы стараемся сформировать у детей конкретное интегративное качество личности трудолюбие путем использованиясюжетно-ролевых игр на бытовые темы, в которых проявляютсятрудовые умения навыки детей, стремление к преодолениютрудностей при выполнении трудовых операций, осознанное желаниетрудиться.
Длясюжетно-ролевых игр в группе имеются оборудованные уголки – кухня с игрушечной посудой и столиками, детская комнатка с мебелью и кроваткой, гараж с машинами, гардероб с различной одеждой, магазин с имитацией продуктов, парикмахерский уголок, больница с необходимыми атрибутами. Также в групповой комнате имеется уголок природы с комнатными растениями и инструментами для ухода за ними. На участке разбиты цветочные клумбы, есть доступ к воде для полива растений и песочница.
Бытовые игры протекают с куклами и без них, с предметами-заместителями и настоящими орудиямитруда. Так, любимой игрой девочек являетсясюжетно-ролевая иградочки-матери. Играя в эту игру, девочки принимают на себя роль матери, выполняют достаточно сложныетрудовые операции, связанные с уходом за ребенком. Ониготовятобед, кормят кукол, купают их, стирают кукольное белье, а затем сушат и гладят его.
Если вместо куклы дочкой или сыночком становится другой ребенок иливоспитатель, девочка-матьстарается его накормить, вытереть рот, помыть за ним посуду.
Играя в семью, дети принимают на себя роли обоих родителей. Мальчик - папа, а девочка - мама. В процессе игрымамапроситпапувынести мусор, починить машину, помочь убраться в квартире.
Для обогащения впечатлений детей с цельювоспроизведения их в сюжетно-ролевой игре, мы читаем с детьми книги отруде и профессиях, такие какТрудовые сказкиТ. Шорыгиной,Кем бытьВ. В. Маяковского, которые рассказывают отруде,трудолюбии, разнообразных ремеслах, а также о лени и нерадивости. Такие сказки и стихи помогают пробудить у детей интерес к профессиональной деятельности человека.
Играя всюжетно-ролевые игры, мы предлагаем детям такие темы какПарикмахерская,Швейная мастерская,Кафе,Городской транспорт,Больницаи другие. Так, играя вГородской транспорт, мальчикам даем роль водителя автобусов и машин, инспектора ГАИ, а девочки – кондуктора и пассажиры с детьми. Эта игра позволяет вовлечь всех детей одновременно, при этом дети сами выбирают себе роли, авоспитательлишь осторожно направляет ход игры.
Кроме бытовых игр, мы учим детей ухаживать за растениями в уголке природы и наблюдаем за развитием их умений. В этом нам помогают творческие ролевые игры в садовников и в Фею природы, во время которых дети имеют возможность продемонстрировать свои умения в поливе растений, рыхлении, сборе сухих листиков. Так, играя вФею природына прогулке, девочкипревратилисьв тучки и активно поливали цветочные клумбы из леечек, а мальчики стали дождевыми червячками, которые с увлечением рыхлили землю маленькими грабельками.Воспитатель при этом, в роли Феи природы, показывала, как правильно поливать цветы и рыхлить землю, убирать сорняки.
Выводы:
Итак, на основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.
Таким образом, играя с детьми всюжетно-ролевые игры на трудовые и бытовые темы, мы обогащаем их представления о ценноститруда и его значимости, формируется желаниетрудитьсяи получать удовлетворение от результатов своеготруда, учатся преодолеватьтрудности при выполнении трудовыхопераций и совершенствуютсятрудовые умения и навыки.
Список литературы:
В.В.Зеньковский. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995.
А.В.Запорожец. Психология и педагогика игры дошкольника. Москва, Просвещение, 1966.
Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Москва, Элизе Трэйдинг, 2002.
Т.П.Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях. Москва, Творческий центр, 2005.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x